» » » » Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения


Авторские права

Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения
Рейтинг:
Название:
История рыцарского вооружения
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91678-164-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История рыцарского вооружения"

Описание и краткое содержание "История рыцарского вооружения" читать бесплатно онлайн.



Книга Вячеслава Шпаковского рассказывает, как на протяжении почти тысячи лет эволюционировало рыцарское оружие от прямых клинков гуннского типа до легендарных гигантских двуручных мечей и как вместо кольчуг в конце концов появились знаменитые «белые доспехи» из полированной стали. Автор не ограничивается Европой, а по мере необходимости совершает экскурсы на Восток и в отдельных главах сообщает немало интересного о тяжеловооруженных всадниках Арабского халифата, Персии, Турции, Японии и Китая.






Доминирующим типом доспехов всадника в это время был хуяг — ламеллярный или ламинарный «корсет» с длиннополым кафтаном. Пластинки хуяга могли быть из железа или бронзы, их нередко раскрашивали или покрывали эмалью. Одинаково широко использовались как доспехи монгольского типа, так и доспехи местных, иранских форм; щиты были небольшие, покрытые кожей (позднее их стали делать из металла) с четырьмя умбонами на лицевой поверхности; такие щиты появились в Персии в конце XIII века и сохранялись вплоть до конца XIX.{152}

На миниатюрах начала XV века примерно половина персидских всадников изображена на лошадях, которые защищены доспехами{153}.

Что касается пластинчатых панцирей, то древнейшей формой нагрудных и наспинных доспехов, Р. Робинсон называет зерцало — простой металлический диск, закрепленный с помощью перекрещивающихся кожаных ремней. На Востоке, в частности в Индии, такие диски носили поверх стеганых доспехов, подбитых металлическими пластинками{154}. На миниатюрах из уже упоминавшейся гулистанской рукописи «Шахнаме» воины носят такие диски только на груди.

Другие доспехи из пластин, но уже не дисковой, а прямоугольной формы, носимые спереди и сзади, — это чарайна («четыре зеркала»), представлявшая собой, в сущности, кирасу из четырех скрепленных между собой пластин; чарайна была весьма популярна на Востоке в течение всего XVI века и даже в более позднее время. Чаще всего ремешки чарайны завязывались на спине или по бокам, но иногда нагрудная пластина делилась посередине надвое и скреплялась при помощи особой петли, что позволяло надевать ее подобно куртке или жакету.

В качестве защиты для ног нередко использовались кольчужные штаны, в которых кольчуга была нашита на ткань и усиливалась стальными пластинками, вставленными между рядами колец. Колени на них прикрывались чашеообразными щитками и шипами, украшенными гравировкой, — то есть здесь налицо комбинированная, а не чисто кольчужная броня, изготовленная по индийским образцам{155}.

До нас дошли изображения сарацинских воинов XII века, которые, сражаясь с крестоносцами, были облачены в пластинчатые рубахи с длинными рукавами, что лишний раз подтверждает: традиция использования восточными народами как кольчужных, так и пластинчатых доспехов началась достаточно давно и не прерывалась в течение многих столетий.


Сходство и различия

В одной из своих работ Д. Николь приводит интереснейший факт: на керамическом блюде конца XII — начала XIII века из Рагги (Сирия) изображен восточный всадник с европейским рыцарским щитом в форме «утюга», украшенным зубчатым орнаментом{156}. Возможно, щит — это трофей или покупка, однако и то, и другое предположение позволяют сделать вывод, что мусульманские воины, случалось, использовали вооружение европейского типа.

Определенное сходство вооружения рыцарей Запада и Ближнего Востока порождало схожий боевой опыт, близость военной тактики, одинаковые приемы обучения молодых воинов. Арабы, в частности кавалерия Фатимидов, так же, как и рыцари-европейцы, предпочитали сражаться копьем и мечом.

Между тем турки-сельджуки, пришельцы из глубин Азии, предпочитали всем видам оружия лук и стрелы, причем стреляли с коня{157}. Этот способ ведения войны вошел в практику рыцарей-мусульман; с течением времени его довели до совершенства и даже описали в различных трактатах и наставлениях, изучение которых входило в обязанность воинов.

Д. Николь пишет, что в соответствии с требованиями воинской тактики опытный стрелок-мусульманин должен был попадать с расстояния 75 метров в мишень диаметром 1 метр. При этом первые пять стрел следовало держать в левой руке вместе с луком и успеть выпустить их за две с половиной секунды и тут же выхватить из колчана следующие пять стрел. Поводья во время стрельбы отпускались, и, чтобы не потерять их, к ним привязывался ремешок, петля на другом конце которого надевалась воином на большой палец правой руки. Таким образом, он мог свободно стрелять и при необходимости моментально взять в руки поводья!

В традиции Ближнего Востока была стрельба залпами из положения, при котором лошади стрелков стояли неподвижно. То есть конные лучники сначала обстреливали неприятеля и только затем его атаковали. При организованном отступлении они время от времени останавливались и стреляли по преследователям. В трудах аль-Тарсуси, известного автора XII века, писавшего свои трактаты для самого Саладина, даются в отношении действий против крестоносцев следующие рекомендации конным лучникам: «Когда ты стреляешь в вооруженного всадника, который имеет доспех или же находится слишком далеко от тебя, стреляй в коня, чтобы его спешить. Когда ты стреляешь по всаднику, который стоит неподвижно, то целься на уровень седельной луки. Если твоя стрела полетит вверх, то ты ранишь всадника, а если вниз — коня! Если всадник стоит к тебе спиной, то целься ему между лопаток. Если он приближается к тебе с мечом, то и тогда стреляй, но будь внимателен, чтобы он не успел поразить тебя, если ты промахнешься. Никогда не стреляй безрассудно!»{158}

Далее в наставлении указывалось, что «в момент стрельбы по противнику меч стрелка должен быть обнажен и висеть у него на запястье правой руки, а копье быть под левым бедром и направлено вперед». При отсутствии меча копье должно было находиться у него справа, чтобы он мог сразу же его схватить и ударить приближающегося врага{159}.

У каждого приема стрельбы и даже у отдельных их элементов имелись собственные названия, им соответствовали определенные команды. Последнее было очень важно и для самих лучников и для их командиров, которые могли быть уверены, что в бою воины будут действовать слаженно, как одно целое! Обычно стрельба велась тремя способами. При первом натяжение тетивы и прицеливание происходили одновременно; при втором — натяжение производилось медленно, потом следовала пауза и выстрел. Третий способ состоял в частичном натяжении лука, прицеливании, после чего лук «дотягивался» и пускалась стрела. При «мягком» средиземноморском (или, как его еще называли, «франкском») способе стрельбы тетиву натягивали тремя пальцами: указательным, средним и безымянным, причем древко стрелы зажималось между указательным и средним пальцами. При персидском способе пальцы использовались в других комбинациях, а при турецком (или монгольском) способе тетива натягивалась одним большим пальцем, на который было надето особое кольцо.

Сила натяжения восточных луков составляла от 60 до 75 килограммов. Поражающие возможности стрелы зависели от формы ее наконечника, которых существовало несколько видов. Так, для стрельбы по воинам, одетым в доспехи, рекомендовались стрелы с закаленными наконечниками в виде «рыбьего хвоста». Наконечники типа «лопатка», «шпинат», «ивовый лист» или «гусиная лапа» применялись против стеганой мягкой брони, а широколезвийные (или же в виде полумесяца) — против незащищенного противника и не прикрытых доспехами неприятельских коней.

Дальность полета стрелы зависела от вида наконечника и типа тетивы. Каждому воину полагалось иметь две тетивы: для стрельбы на разные расстояния. Кольца для каждой тетивы были свои.

Надо упомянуть и об арбалетах. Сила натяжения арбалета при наличии у всадника стремени в период Третьего крестового похода достигала 150 и более килограммов{160}, то есть была вдвое больше, чем у самых сильных восточных луков. Исламский вариант арбалета — маджра, известный на Востоке уже с IX века{161} (о нем упоминается и в «Шахнаме»), применялся и на войне, и на охоте. Позже западные мастера превзошли восточных, убойная сила европейских арбалетов оказалась значительно выше, и это во многом предопределило победу христиан в битве при Арсуфе в 1191 году. Впрочем, что именно применять в сражении — луки или арбалеты, — в значительной степени зависело от тактики ведения боя.

Помимо стрельбы из лука и арбалета, восточные всадники весьма разнообразно использовали копье: атаковали с копьем наперевес (прием, характерный и для европейской конницы), наносили удары копьем двумя руками. Такой удар разрывал даже двухслойный кольчужный панцирь, да так, что наконечник копья выходил из спины противника{162}. Иногда специальный дротик — хазбан — носили в налучье, специальном чехле для лука. При необходимости его можно было быстро извлечь и метнуть во врага.

Атакуя врага, восточные всадники сначала стреляли из лука, затем действовали копьем и только после этого пускали в ход орудие самого ближнего боя — меч, булаву и топор; примерно тот же арсенал был у всадников на Западе{163}, исключая, пожалуй, лук, который европейцы применяли нечасто.

В восточных наставлениях по технике ведения боя мечом были свои особенности. Так, например, арабским всадникам рекомендовалось в первую очередь ударить мечом по мечу противника так, чтобы отрубить ему указательный палец, который находился на перекрестии. А затем уж, когда враг ронял меч, нужно было одним ударом лишить его головы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История рыцарского вооружения"

Книги похожие на "История рыцарского вооружения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Шпаковский

Вячеслав Шпаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения"

Отзывы читателей о книге "История рыцарского вооружения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.