» » » » Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина


Авторские права

Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Руководства, издательство Смэлток, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина
Рейтинг:
Название:
Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина
Издательство:
Смэлток
Год:
2010
ISBN:
978-985-6917-81-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина"

Описание и краткое содержание "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории малых городов Гомельской области: Ветка, Добруш, Буда-Кошелево, Чечерск, Жлобин, Рогачев, Мозырь, Калинковичи, Светлогорск, Паричи, Речица, Хойники, Наровля, Октябрьский, Житковичи, Туров, Петриков, Лельчицы.






До 1764 г. реестр ветковских священных особ составлял 32 имени. Сюда входили иереи и монахи, те, кто прибыл когда-то в Ветку из Москвы, Мурома, Боровска, Белева и Климова.

Известно, что в 1733 г. в Ветке появился и начал работать епископ Епифаний. Ветковские староверы, занимаясь поиском себе архиерея, специально выкрали его после того, как он был осужден в России.

В 1735 г., после первого изгнания староверов, ветковскую церковь разобрали и вывезли в стародубскую слободу Святскую.

Позже церковь старообрядцев в Ветке возрождается. Она просуществовала до 1764 г., до второго изгнания.

С середины XVIII по XIX вв. были введены в действие и исполнялись жесткие указы и законы, направленные на ликвидацию старообрядчества. Поэтому новые храмы в Ветке появились только после 1883 г.

В начале XX в. были построены сразу два храма. Один из них — Покровская церковь — был сооружен из дерева и обложен кирпичом. Колокольня его имела 7 колоколов. Эта церковь стояла на улице Монастырской (теперь Первомайская). Четырехъярусный иконостас был украшен 64-мя иконами. Согласно описи за 1925 г. всего в данной церкви находилось 124 иконы и 42 старопечатные книги. Вторая церковь называлась Троицкой. Она стояла на улице Средней (теперь Пролетарская). Храм был деревянным, без колокольни и размерами меньше Покровского храма. По описи за 1923 г. его украшали 98 икон. Из них 6 больших икон принадлежали Т.П. Грошикову, который являлся председателем местной церковной рады. Книг в этой церкви было 26. Службу справлял отец Адам (житель Гомеля).

Оба храма были закрыты в 1936-37 гг.

СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ВЕРФЬ

Ярчайшей страницей истории города Ветки является факт существования здесь судостроительной верфи. Это предприятие основали в 1840 г. Купчиков и Киндерский.

На верфи строили лайбы (весельные суда), берлинки грузоподъемностью от 20 до 600 пудов. Строили суда с паровыми двигателями (пароходы).

В районной книге «Памяць» (1997) есть сведения о том, что на Ветковской судостроительной верфи был сооружен пассажирский пароход «Поспешный-1». Он работал на маршруте Могилев — Екатеринослав (Днепропетровск). Пассажирский пароход «Сокол», изготовленный в Ветке, действовал на маршруте Гомель — Киев. Еще один сооруженный в Ветке пароход «Донец» курсировал по Сожу, по линии Пропойск — Ветка — Гомель.

Изготавливали на судоверфи в Ветке и буксирные пароходы. Эти использовали для перевозки барж. Один из них — пароход «Надежда» — курсировал по маршруту Могилев — Екатеринослав.

Целый ряд судов принадлежал местным купцам братьям Грошиковым, коренным ветковчанам: буксир «Деловой», товаропассажирские пароходы «Непобедимый», «Ливер», «Решительный». Между Веткой и Гомелем ходил их пассажирский пароход «Прогресс».

ЖИЛОЙ ДОМ ТИМОФЕЯ ГРОШИКОВА

(По материалам районной книги «Памяць»)

В конце XIX в. братья Тимофей, Киприан, Иван, Данила Грошиковы были уважаемыми купцами и судовладельцами. Свои суда они строили не только в Гомеле и Ветке, но и за границей, в частности в Восточной Пруссии.

Самый старший из братьев Тимофей Павлович Грошиков жил в Ветке в своем двухэтажном кирпичном особняке готического стиля, построенном во второй половине XIX в.

Дом сохранился, размещается в самом центре города на Красной площади. Прежде он имел форму куба. Основными элементами оформления его фасада являются стрельчатые окна.



Внутреннее пространство дома небольшое, состоит из 4-х залов, объединенных одной прихожей. Самый большой зал — гостиная (24 кв. м) — имеет пять окон.


ДОБРУШ или ДОБРУША

(январь, 2010)



О НАЗВАНИИ

Начну с того, что Добруш — это город рек и мостов. В этом его отличие. Его можно назвать «Белорусской Венецией». Здесь сливаются две реки — Ипуть и Хорапуть, те дороги из варяг в греки, которыми наши древние предки пользовались не одну тысячу лет. Поселение изначально было образовано на островах.

А.Ф. Рогалев в своей книге «Назвы бацькаўшчыны» (2008) сообщает, что самым ранним из известных нам документов, в которых упоминается это поселение, является «Реестр ревизии хозяйской Гомельской волости 1560 года». В нем нынешний город представлен как село с названием Добруша. В.П. Лемтюгова в книге «Тапонімы распавядаюць» (2008) добавляет, что на карте «Беларусь в конце XVI в.» Добруш обозначен именно как Добруша.

Далее указанные авторы следуют каждый своей дорогой. Избегая примитивизма, я пойду за более сложным разъяснением.

А.Ф. Рогалев сообщает, что Добруша — это название одной из рек на правобережье украинского Днестра. Данное название относится к сербо-хорватским топонимам и обозначает не просто приток какой-то реки, но целую местность. В данном случае эта местность располагалась по линии реки Ипуть.

Исследователи сходятся во мнении, что названия с окончанием — уша являются редким архаичным типом славянской топонимии. Это окончание обозначает понятие ус, то есть приток какой-то более крупной реки. Ареол подобных названий — а он от Балкан и до северных земель европейской части России — позволяет связывать распространение наименований с окончанием на — уша с массовым вынужденным перемещением славянских племен с юго-запада Европы на северо-восток в конце VII — начале VIII вв. новой эры, когда этим племенам начала досаждать Римская Империя.

Так что есть основание утверждать, что поселение Добруша могло возникнуть на берегу Ипути еще в конце VII — начале VIII вв.

Что касается основы добр-, от которой происходит данное географическое название, то оно означало в древности не просто понятие «добрый, простоватый, бесхитростный», но еще и «чистый, святой, девственный, непорочный, непуганый». К незаселенной местности могли подходить именно последние значения. Все просто: переселенцы были изумлены, ибо встретили здесь, на залитых речными водами землях, чистый, девственный, непорочный мир, мир, который им захотелось сделать своим домом. Дело было даже не в той религии, которую они исповедовали, а именно в удивлении. Даже тогда, в VII в., найти Затерянный мир в Европе было непросто. То, что стало для пришельцев потрясением, и легло в основу названия здешней местности.

Не менее сложной является расшифровка названий и местных рек — Ипути и Хорапути. То обстоятельство, что в данной местности смыкаются две реки с одной корневой основой, наводит на мысль, что общим для этих названий является старинное славянское слово "путь, дорога". Очевидно, древние имели ввиду водную дорогу, ту самую, которая связывала эти земли с югом. Главной загадкой являются приставки «и» и «хора». Если эти реки были водными дорогами, то какая-то из этих дорог была более благополучной. По моим представлениям приставка «и» должна была обозначать более прямой, простой путь, а приставка «хора» — более опасный, извилистый, мелководный. На месте слияния этих рек и было образовано здешнее поселение. Причем, Ипуть приходит сюда с северо-востока, а Хорапуть — практически с юга. Между прочим, приставка «и» в смысловом значении это «соединение».

ВЛАДЕЛЬЦЫ

Добрушская экономия входила в состав Гомельского имения. Поэтому перечислять владельцев Гомеля я не стану. Эти владельцы, может быть, никогда и не были в Добруше. Начну с человека, с именем которого связан толчок в развитии Добруша хозяйственного и промышленного, начну с графа П.А. Румянцева. Благо, что материалы на эту тему готовил для районной книги «Памяць» ответственный человек, белорусский историк А.Л. Киштымов.

П.А. Румянцеву Гомельское имение, в состав которого входила Добрушская экономия, подарила в 1774 г. императрица Екатерина II. Фельдмаршал фактически был наместником императрицы на Украине. По причине крайней занятости он редко наведывал свое белорусское имение. Он умер в 1796 г. всего через месяц после смерти своей благодетельницы.

Имение перешло в собственность сына фельдмаршала, Николая Петровича Румянцева (1754–1826). Николай Петрович получил образование за границей, был дипломатом. При Павле I он становится одним из директоров Вспомогательного дворянского банка. Александр I назначает его главным директором водных коммуникаций, потом — министром коммерции, а еще позже — министром иностранных дел (с 1808 г.). В 1809 г. граф Н.П. Румянцев получил чин государственного канцлера — самой высокой служебной особы в гражданской иерархии России. В 1814 г. целиком посвящает себя заботам об экономическом развитии своих частных имений. Умер канцлер 3 января 1826 г. в Петербурге.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина"

Книги похожие на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Татаринов

Юрий Татаринов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина"

Отзывы читателей о книге "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.