» » » » Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина


Авторские права

Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Руководства, издательство Смэлток, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина
Рейтинг:
Название:
Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина
Издательство:
Смэлток
Год:
2009
ISBN:
975-985-6917-08-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина"

Описание и краткое содержание "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории малых городов Гродненской области: Большая Берестовица, Свислочь, Волковыск, Мстибово, Зельва, Лида, Вороново, Ивье, Сморгонь, Островец, Ошмяны, Щучин, Желудок, Мосты, Кореличи, Мир, Новогрудок, Дятлово, Слоним.






8 мая 1751 г. в городе случился пожар, и здание ратуши сгорело. Его восстановили. При этом к его торцу пристроили высокую четвериковую часовую башню, заканчивавшуюся флюгером с изображением Михаила Архангела, который еще со времен крестоносцев считался небесным покровителем здешнего города.

В 1818 г. ратушу перестроили в классических формах. К ее главному фасаду пристроили галерею. В 1862 г. здание опять сгорело.



Около 1900 г. на его месте возвели новое здание, которое официально стало носить уже другое название — городской магистрат. Это строение было уничтожено во время Великой Отечественной войны.

На торговой площади сходятся следующие улицы: Бернардинская (Гродненская), Базилианская (Почтовая), Троецкая (Минская), Слонимская (Мицкевича), Валевская (Ленина), Замковая.

В 1818 г. на торговой площади построили линию магазинов в классическом стиле — по типу так называемых торговых рядов. Это единое строение с галереей, которую создает строгая и монументальная колоннада.

Наиболее выдающимся сооружением из тех, что появились в городе в 1930-е гг., считается здание воеводского управления по улице Мицкевича.



И, наконец, о доме-музее Адама Мицкевича, который виден с площади как на ладони. Тот легендарный дом, который приобрел отец поэта Миколай Мицкевич, в 1804 г. сгорел.

На его месте в 1807 г. возвели каменный дом, который после смерти родителей перешел в собственность сыновьям Мицкевича-отца: Францу, Адаму, Александру, Георгу. После 1831 г. дом остался без хозяев и был продан на аукционе. В 1920 г. бывшая усадьба Мицкевичей была взята под охрану государства. В июне 1934 г. здесь торжественно открыли музей поэта. В декабре 1955 г. музей открыт повторно. А в 1980-м г. в нем была проведена тщательная реставрация.

МЕЧЕТЬ

(По материалам доклада преподавателя Гродненского государственного университета Юрия Гордеева на научно-практической конференции в городе Новогрудке 22 сентября 1995 г.)

Белорусские татары сохранили свою самобытность благодаря исламу, который не позволил им ассимилироваться в славянской массе.

Косвенно мечеть в Новогрудке впервые упоминается в письменных источниках в 1550 г. Ввиду того, что мечети, строившиеся на территории Великого княжества, значительно отличались от классических восточных узоров, можно предположить, что она была низкой, деревянной и без минаретов. Если учесть, что место проживания татар в этом городе не менялось, то эта мечеть XVI в. располагалась где-то в районе ныне существующего здания мечети XIX в.

В 1792 г., во времена болевшего за судьбу Великого княжества Станислава Августа Понятовского, новогрудские татары получили право на строительство новой мечети, которую возвели уже в 1796 г. Она получила прописку на Валевской улице (Ленина). Это было Т-образное по форме деревянное здание. Длина его по оси фасада составляла 11, 5 сажени. Позже к нему добавили специальную пристройку для входа женщин в мечеть.

В 1853 г. майор в отставке А. Асанович и хатыб мечети А. Богданович обратились с ходатайством о строительстве новой деревянной мечети в городе на площадке, которая принадлежала татарам. Строительство предполагалось провести за счет средств просителя.

Проект предоставил сам А. Асанович. И через год мечеть была построена. Официальная дата открытия ее — 8 июня 1855 г. Мечеть имела пристройку для входа женщин — с северной стороны и михраб — с южной. Она была поставлена на каменном фундаменте и покрыта гонтом. Над крышей ее возвышалась прямоугольная площадка с минаретом.

В 1934-35 гг. здание отремонтировали, по-видимому, за государственный счет. Крышу покрыли оцинкованной жестью. Полностью заменили обивку стен.

Зал Новогрудской мечети, по традиции, имел разделение на мужскую и женскую части. В разделявшей его перегородке было устроено окно, длинное, прямоугольной формы, завешанное тюлем. В мужской части размещался михраб с мумбиром. При этом над последним возвышалось конусоподобное перекрытие, украшенное полумесяцем. К мумбиру вела лестница с поручнями. Стены мужской части зала были украшены мухирами, а пол застелен коврами. Под потолком висели две позолоченные люстры. Над перегородкой возвышалась галерея, от которой с одной стороны шла лестница на минарет.

На улице на стене бокового фасада висела табличка, где имелась запись о том, что в 1889 г. Аминия (дочь Мустафы из рода Богдановичей) Мурза-Мурзич подарила мечети около 10 десятин земли. Кроме того, еще одна табличка (на польском) сообщала о факте строительства этой мечети в 1855 г.



В 1948 г. мечеть была закрыта и перестроена в жилой дом.

В начале 90-х гг. XX в. архитектором И. Дороховой (Минск) был создан проект реставрации здания мечети.

БЕЛОРУССКАЯ ГИМНАЗИЯ

(По материалам доклада преподавателя Брестского государственного педагогического университета А.Н. Вабишевича на научно-практической конференции в городе Новогрудке 22 сентября 1995 г.)

В 1919 г. родительский комитет города добился разрешения от польских властей на открытие 7-классной русско-белорусской школы. Уже в 1920 г. школа осуществила первый выпуск.

В 1922-23 гг. школа уже называлась 8-классной гимназией, и в ней обучалось 225 учащихся. Причем, большинство составляли еврейские дети. В этот период директором школы был Ян Техановский.

С 1925 г. в Новогрудке начала действовать частная еврейская школа. Это привело к тому, что количество учащихся в гимназии уменьшилось почти вдвое.

В 1925-26 гг. обучение проводилось в 1-5-х классах — на белорусском языке, в 6-8-х классах — на русском. Но изучались в гимназии и другие языки: польский, французский, немецкий, латинский. Директором в этот период был Петр Скрабец. Родительский комитет добивался от попечительства Белостоцкой школьной округи придания гимназии статуса государственного учебного заведения. Одним из преподавателей гимназии в этот период был художник Язеп Драздович, он вел уроки рисования. Хор и оркестр под управлением композитора Антона Волынчика выезжал с концертами по окрестным селам.

В 1929-30 гг. польский сейм выделил 200 тысяч злотых для строительства отдельного здания гимназии, а местными городскими властями была отведена для этого земельная площадь. Однако, как вскоре выяснилось, все это был лишь маневр — строительство не состоялось, а белорусская гимназия Новогрудка была переделана в филиал государственной польской гимназии, действовавшей в городе.

А в 1934 г. белорусскую гимназию и вовсе закрыли.

КЛАДБИЩА НОВОГРУДКА

(По материалам книги Николая Гайбы «Могiлкi i пахаваннi у Навагрудку», изданной в 2000 г.)

Следует сразу отметить, что основную массу населения Новогрудчины в древности составляли племена дреговичей. Представители этого народа пришли с юга по рекам.

До XI в. люди жили на территории Малого замка и не заселяли Замковую гору. По-видимому, последняя являлась для них, язычников, тем местом, где они поклонялись богам (капищем). Местом же захоронения в этот период для них служил курганный могильник, размещавшийся около современной деревни Братенка. Впрочем, курганных могильников вокруг Новогрудка выявлено немало. Как правило, все они располагаются на береговых возвышениях пойм. Все имеют полушарообразную форму диаметром от 5 до 12 метров и высотой от 0, 7 до 1, 5 метров. Захоронения около Братенки производились двумя способами: по обряду трупосожжения и по обряду трупоположения на уровне поверхности земли. Женские захоронения составлены исключительно из украшений (в основном колец), мужские — из орудий охотничьего промысла (ножей, топоров). Впрочем, и в тех и в других курганах присутствует керамика (осколки посуды).

После христианизации местного населения вокруг Замковой горы возвели деревянные стены. На ней образовался детинец (крепость). Недалеко от Малого замка начало заселяться еще одно возвышение. Изменился и обряд захоронения — от курганов перешли к земляным могилам. Первое христианское кладбище в Новогрудке было заложено в XII в. в малообжитой тогда южной части Малого замка. Археологи выявили в том месте 83 могилы, из которых 61 принадлежала взрослым и 22 детям.

В XIII в. кладбище возникло в центральной части Малого замка. Оно просуществовало до середины 1270-х гг. В это время в районе того места, где сегодня насыпной курган в честь Адама Мицкевича, размещалась еще и деревянная кладбищенская церковь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина"

Книги похожие на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Татаринов

Юрий Татаринов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина"

Отзывы читателей о книге "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.