» » » » Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941


Авторские права

Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941
Рейтинг:
Название:
Воздушная война над СССР. 1941
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4444-0711-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воздушная война над СССР. 1941"

Описание и краткое содержание "Воздушная война над СССР. 1941" читать бесплатно онлайн.



Чуть ли не единодушным стало мнение о том, что советская авиация в 1941 году не оказывала серьезного сопротивления люфтваффе. Неопытные советские летчики на устаревших самолетах, при общей неразберихе и бездарном командовании якобы не могли на равных воевать с немцами. Утверждают даже, что советские асы в конце войны не приблизились к боевым достижениям лучших немецких пилотов, а советские авиаконструкторы не могли угнаться за инженерной мыслью Германии. Так ли это было на самом деле? Военный историк Г.В. Корнюхин развенчивает сегодняшние мифы о воздушной войне 1941 года. Он развертывает перед читателем потрясающую, полную драматизма картину военного противостояния, в котором в полной мере проявились героизм и мужество нашего народа.






В 1939 году капитану Захарову было досрочно присвоено звание полковника, и некоторое время он командовал ВВС Сибирского ВО. В1940 году, после присвоения генеральского звания, возглавил 43-ю истребительную дивизию Западного округа. К моменту начала Великой Отечественной войны в составе четырех полков этой дивизии имелось 60 самолетов И-153 и 175 И-16. Благодаря личной инициативе Захарова, вся авиатехника на аэродромах в преддверии 22 июня 1941 года была рассредоточена, введено боевое дежурство у самолетов. Поэтому 43-я дивизия в первый день войны понесла сравнительно небольшие потери на земле.

Во второй половине дня 22 июня Захаров вылетел на И-16 в район Минска, который прикрывали два его полка. Позднее он вспоминал: «…Минск горел. Полыхал аэродром, куда я намеревался приземлиться, — очевидно, немцы подожгли склады с горючим. На аэродроме вперемежку стояли самолеты разных систем, абсолютно незамаскированные, все было забито техникой — целой и изуродованной. Я не стал садиться сразу, а сначала сделал круг над городом.

Низко ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это «юнкерсы»! Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, «юнкерсы» под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше их, прямо над центром города, когда увидел один Ju 88 над крышей штаба округа. Раздумывать долго не стал — спикировал, пристроился фашисту в хвост и в упор дал длинную очередь. «Юнкерс» не загорелся, но резко накренился и упал. Упал он в районе оперного театра. Над окраиной города я атаковал другой и зажег его. Он уходил, дымя, но, я думаю, не вытянул: как и у первого, у него был слишком мал запас высоты».

В последующие дни, недели и месяцы 43-я дивизия сражалась на главном направлении, поддерживая отступавшие советские войска, и до октября 1941 года через нее прошло около 15 авиационных полков. В августе, после включения в ее состав 13-го бомбардировочного полка, она стала смешанной. Дивизия воевала под Минском, Могилевом, Смоленском, Бобруйском и Вязьмой и за полгода боевых действий записала на свой счет 340 уничтоженных на земле и в воздухе вражеских самолетов. Захаров, постоянно курсировавший между аэродромами своей дивизии на истребителе, также нередко ввязывался в бой. Так в начале октября 1941 года он сбил ближний разведчик Hs 126 прямо над немецкой танковой колонной. В том же месяце из-за общей нервозной обстановки на фронтах и конфликта с руководством он был снят с должности и отправлен в Среднюю Азию командовать летной школой.

Снова на фронт Захаров вернулся в начале 1943 года, возглавив 303-ю истребительную дивизию. Эта дивизия вошла в состав 1-й воздушной армии и включала в себя около 160 самолетов. Боевые действия она начала на Западном фронте, поддерживая наступление на Брянском направлении. У Захарова снова появилась возможность участвовать в боях, и вскоре он уничтожил «раму» (Fw 189), упавшую на советской территории.

Весной 1943 года соединения 1-й воздушной армии наносили весьма эффективные удары по аэродромам противника. 303-я ИАД обеспечивала непосредственное сопровождение ударных групп бомбардировщиков и штурмовиков. При воздушных налетах использовались самые разнообразные тактические приемы. Обычно атаки производились со стороны вражеской территории, с разных высот и с незначительными интервалами между подразделениями. Причем одновременно удару подвергались 17 немецких аэродромов, расположенных на глубину от 50 до 200 км от линии фронта.

Только за первые два дня операции в мае 1943 года люфтваффе, по советским данным, потеряли 144 самолета на земле, и 15 было сбито в воздухе. Советская сторона лишилась 4 бомбардировщиков Пе-2 и 1 штурмовика Ил-2. Однако подобных результатов удавалось достигнуть далеко не всегда. Например, июньский удар по аэродромам противника неоднократно переносился по различным причинам, произошла утечка секретных сведений, и немцы заранее подготовились к отпору. В итоге 10 июня из 346 самолетов 1-й воздушной армии, участвовавших в налетах, назад не вернулись 42. Во многом вину за это возложили на истребители прикрытия, а Захарова спасло только то, что он заранее отправил руководству телеграмму о том, что из-за размокших аэродромов невозможно задействовать в операции все истребители дивизии, и желательно отложить мероприятие на более длительный срок.

В июле 1943 года началось сражение под Курском, закончившееся разгромом врага и контрнаступлением советских войск. Пожалуй, этот период времени стал самым напряженным для 303-й дивизии по накалу боевых действий. Лишь за два месяца, в августе и сентябре, летчики соединения доложили о 188 уничтоженных немецких самолетах, и еще 24 было повреждено. Собственные потери дивизии также оказались значительными и составили 53 самолета. Особенно тяжелой для всех стала гибель двух лучших летчиков недавно сформированной французской эскадрильи «Нормандия» — Ж. Тюляна и А. Литольфа. Осенью 1943 года 303-я дивизия получила почетное наименование «Смоленская» за участие в Смоленской наступательной операции.

Захаров по-прежнему оставался «летающим» генералом и не упускал случая «блеснуть» своей летной подготовкой. Например, в мае 1944 года во время приезда французской военной миссии во главе с генералом Пети он устроил над аэродромом показательный пилотаж и сам в нем участвовал на истребителе Ла-5ФН. В заключение он прошелся на бреющем полете вниз головой, доставив изрядные волнения высокопоставленным французам.

Любопытный случай произошел в июне 1944 года, когда недалеко от аэродрома Заольша командир 18-го ГИАП А.Е. Голубов сбил немецкий истребитель Bf 109. Летчик выпрыгнул с парашютом, а поскольку линия фронта находилась рядом, Захаров вместе со своим ведомым Замориным сели в У-2 и отправились на его поимку. Пригрозив сверху убегающему фашисту пистолетом, они заставили его остановиться и приземлились рядом. Ошеломленный пилот люфтваффе безропотно отдал двум внушительным русским оружие, помог развернуть хвост самолета, а затем втиснулся вместе с Замориным в заднюю кабину У-2.

Осенью 1944 года в дивизию поступили новые истребители Як-3, и один из них, естественно, достался Захарову. На борту самолета вместе с традиционной изломанной стрелой был нарисован и личный знак генерала: Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змея.

Боевое испытание Як-3 оказалось для Захарова нелегким, и только из-за высоких летных качеств своего самолета ему удалось выйти из боя победителем. Вместе с Замориным в районе Тильзита он атаковал пару «мессершмиттов», но на помощь неприятелю подоспели еще два Bf 109. Причем немецкие летчики попались весьма опытные, и поединок длился почти до исхода горючего в топливных баках. Лишь своевременная помощь ведомого позволила Захарову наконец поймать противника в прицел. Точная очередь из пушки и пулеметов решила исход схватки, и оставшиеся немецкие истребители сразу вышли из боя. После возвращения гимнастерки у обоих советских летчиков оказались настолько мокрыми, что их впору было выжимать.

В конце 1944 года 303-я НАД воевала в Восточной Пруссии, а последние воздушные бои летчики соединения провели в апреле 1945 года в районе Кенигсберга и Земландского полуострова.

После окончания Великой Отечественной войны Захаров продолжил службу в советских ВВС и вышел в отставку в 1960 году.

Глава 3. Воздушная война в Заполярье

Для захвата Кольского полуострова немцы сосредоточили в северной части Норвегии и Финляндии армию «Норвегия», состоявшую из шести дивизий (в том числе двух финских). Немецкую авиацию на Севере представляли части 5-го воздушного флота, размещенные на аэродромах Хебуктен, Банак, Луостари, Рованиеми и Кемиярви. По современным западным данным, 22 июня 1941 года там базировались следующие подразделения люфтваффе: I/JG 77 (22 истребителя Bf 109Е), 2./ZG 76 (4–6 Bf 110Е), 6./KG 30 (12 бомбардировщиков Ju 88А-5), IV (St) /LG 1 (33 Ju 87R), отряд дальней разведки l.(F) /124 (8—10 Ju 88, Do 17P и Do 215В), отряд ближней разведки l.(H) /32 (7 Hs 126), а также 2 бомбардировщика He 111 из службы метеоразведки. Кроме поддержки наземных войск, основными задачами подразделений люфтваффе являлись атаки советских кораблей в Баренцевом море, выведение из строя мурманского порта и нарушение транспортного сообщения по Кировской железной дороге. Не последнее место занимало также подавление советских ВВС, как в воздухе, так и на земле.

Армии «Норвегия» противостояла на суше 14-я советская армия, прикрывавшая мурманское, кандалакшское и ухтинское направления и занимавшая полосу обороны протяженностью около 500 км. С воздуха ее поддерживала 1-я смешанная авиационная дивизия (САД), состоявшая из 137-го скоростного бомбардировочного авиаполка (СБАП), а также 145-го и 147-го истребительных авиаполков. Всего в 1-й авиадивизии имелось 28 бомбардировщиков СБ и 97 истребителей И-16, И-153 и И-15бис. С моря оборону советского Заполярья обеспечивал Северный флот, включавший в себя 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей и 15 подводных лодок. В состав ВВС Северного флота под командованием генерал-майора А А. Кузнецова входили 72-й смешанный авиаполк (11 бомбардировщиков СБ, 28 И-15бис, 17 И-153 и 4 И-16), 118-й морской авиаполк и 49-я отдельная эскадрилья (49 летающих лодок МБР-2 и 7 ГСТ).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воздушная война над СССР. 1941"

Книги похожие на "Воздушная война над СССР. 1941" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Корнюхин

Геннадий Корнюхин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941"

Отзывы читателей о книге "Воздушная война над СССР. 1941", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.