» » » » Петр Букейханов - Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943


Авторские права

Петр Букейханов - Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943

Здесь можно купить и скачать "Петр Букейханов - Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Букейханов - Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943
Рейтинг:
Название:
Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-227-02922-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943"

Описание и краткое содержание "Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943" читать бесплатно онлайн.



В первой книге трилогии «Курская битва» историка П.Е. Букейханова на огромном фактическом материале представлен скрупулезный анализ стратегической обстановки на Курском выступе в первой половине 1943 г., замыслов и планов, сил и средств противоборствующих сторон, а также хода оборонительного сражения советских войск на северном фасе Курского выступа 5-11 июля 1943 г. Особое внимание в работе уделено военно-географической характеристике театра военных действий, особенностям построения обороны советских войск и наступательной тактики немецкого командования, анализу действий отдельных родов войск.






С другой стороны, согласно свидетельству начальника оперативного отдела штаба 2-й армии группы «Центр» полковника Георга Гребена и начальника штаба 6-го воздушного флота генерала Фридриха Клесса (Friedrich Kless)[391], сеть дорог на Орловском выступе существовала практически в первобытном состоянии, которое к тому же сильно зависело от погоды, поэтому шоссе (несколько участков этого шоссе представляли собой дорогу, засыпанную гравием, однако ее большая часть не была укреплена, за исключением дороги с односторонним движением, покрытой бревнами, сооруженной немецкими строительными войсками в 1942 году) и железнодорожная магистраль Брянск – Орел служили практически единственной и основной артерией снабжения для 2-й танковой и 9-й армий. При этом для оперативного сосредоточения 9-й армии и ее обеспечения снабжением требовалось по крайней мере еще два рокадных шоссе с севера на юг, для чего нужно было обеспечить существующие дороги бревенчатым покрытием. Доставка грузов на полевые и базовые склады и поддержание постоянного, непрерываемого потока предметов снабжения, когда наступление начнется, делало это обязательным. Также необходимо было укрепить все мосты в полосе 9-й армии, чтобы они выдержали новую тяжелую бронетехнику. На все указанные мероприятия требовалось время.

Кроме этого, в дополнение к низкой пропускной способности транспортной системы группы армий «Центр» советская авиация наносила бомбовые удары по важным железнодорожным узлам (Гомель, Жлобин, Брянск, Орел, Карачев), а в тылу участились атаки партизан, что нарушало график переброски войск и поставок предметов снабжения (в восточных областях Украины партизанское движение было очень слабо развито, поэтому в полосе группы армий «Юг» партизаны были не так активны и базировались в основном в лесных районах Черниговской области и на севере Житомирской области, так что к середине 1943 года на Украине связь с центром поддерживали только 17 соединений и 160 самостоятельных отрядов, насчитывавших 29,5 тысячи вооруженных бойцов, количество которых в конце года увеличилось до 43,5 тысячи человек, тогда как в это же время на территории Белоруссии организованно действовало 553 отряда общей численностью свыше 80 тысяч человек (в конце года – более 122 тысячи человек), а в Орловской области к сентябрю 1943 года было 27 партизанских соединений и 139 отрядов, насчитывавших более 60 тысяч человек (в начале года – 14,6 тысячи человек); в период подготовки операции «Цитадель», с апреля по июнь 1943 года, партизанские отряды и соединения организовали аварии и крушения 1980 немецких эшелонов, из которых около 1,7 тысячи произошло в полосе групп армий «Центр» и «Юг», но большая часть из них приходится на группу армий «Центр», где только в июне пострадали от нападений 809 эшелонов; в ходе первого этапа операции «Рельсовая война», к середине августа 1943 года, партизаны Белоруссии произвели 94,5 тысячи подрывов рельсов, Орловской области – 13,7 тысячи, Украины – 7 тысяч)[392].

Генерал Гребен и полковник Теске отмечают[393], что советские партизаны действовали в основном в лесах к востоку от реки Десны, в тыловом районе двух германских армий под Орлом, где их отряды находились больше года, получая снабжение и подкрепления по воздуху. В связи с угрозой партизанских нападений основным путем снабжения, ведущим от Брянска к Орлу, можно было пользоваться только периодически (в мае задержки движения на одноколейной железной дороге составили 156 часов, а на двухколейной – 222 часа) и под защитой конвоев, поэтому в качестве необходимого условия для проведения наступательной операции следовало очистить от врага тыловой район. За время с марта по май 1943 года 9-я и 2-я танковая армии организовали несколько контрпартизанских операций, в которых были задействованы не только тыловые охранные батальоны, но также отдельные боевые части нескольких дивизий, снятые с фронта. Например, в мае состоялось три операции, в результате которых опасность была уменьшена, хотя и не исключена полностью: охранные части командующего тыловым районом провели против партизан операцию «Помощь соседа» (нем. Hilfe Nachbar) в районе Мглин, Акуличи (западнее Брянска); части 5-й танковой, 6-й и 707-й пехотных дивизий с 19 мая принимали участие в операции «Вольный стрелок» (нем. Freischutze) и западнее Брянска разгромили крупное партизанское соединение; силами воинских формирований Особого Локотского округа, а также частей 7-й пехотной, 10-й моторизованной, 4-й и 18-й танковых дивизий была проведена операция «Цыганский барон» (нем. Ziguener Baron), охватившая лесной район южнее Брянска, в междуречье Десны, Навьи и Неруссы (в операции «Цыганский барон» участвовало 10 дивизий: 102, 105 и 108-я пехотные дивизии 8-го армейского венгерского корпуса; 211-я и 203-я охранные, 4-я танковая и 10-я моторизованная, 7-я и 292-я пехотные дивизии 9-й армии; 707-я пехотная дивизия 2-й танковой армии, а также части, сформированные из русских добровольцев, объединенные под управлением командования 442-й дивизии специального назначения, – 702-й и 709-й «восточные» полки специального назначения, 621-й «восточный» артиллерийский дивизион, казачья кавалерийская группа «Трубчевск», «Бригада Каминского»)[394]. В результате последней операции удалось уничтожить довольно большие группы партизан (по некоторым данным, их количество в Орловской области сократилось на 4,7 тысячи бойцов)[395]. К сожалению для германского командования, операции против партизан потребовали много времени и привели к значительным небоевым потерям в технике из-за ее повреждений в условиях удаленности от ремонтных баз.

В итоге перед началом наступления снабжение оставалось главной проблемой, войска 9-й армии испытывали дефицит в боеприпасах и топливе, вновь подвезенные запасы не накапливались в достаточном количестве. Тем не менее группе армий «Центр» удалось развернуть три крупных центра снабжения войск на Орловском плацдарме: в районе Орла – центр снабжения «Орел», юго-восточнее Орла (в районе Глазуновки) – центр «Мориц», юго-западнее Орла – центр «Магги», причем железная дорога Брянск – Орел была реконструирована и переделана в многоколейную, тогда как от Орла проложена дополнительная 50-километровая железная дорога через Становой Колодезь до Глазуновки[396]. Благодаря этому к началу операции «Цитадель» части 9-й армии оказались в достаточной степени обеспечены хотя бы боеприпасами, которых по отдельным видам было накоплено до 8 боекомплектов.

Соответственно, оценивая темпы сосредоточения войск 9-й и 4-й танковых армий, Гребен и Хаупт указывают[397], что в марте 1943 года 9-я армия завершила запланированный отход с выступа Вязьма, Ржев, Ярцево на заранее подготовленные позиции к востоку от Смоленска (отход продолжался с 1 до 25 марта); в середине апреля штаб 9-й армии принял войска в южной части Орловского выступа; к середине мая завершили сосредоточение все танковые дивизии, выделенные для наступления, за исключением двух или трех соединений, которые группа армий «Центр» планировала использовать в качестве общего резерва и вводить в сражение на волне наступающих дивизий; к середине июня на фронт стали прибывать части, вооруженные новыми тяжелыми танками и самоходными орудиями (в частности, установки «Фердинанд» 653-го танкоистребительного батальона транспортировались из Парндорфа (Parndorf) в Австрии до Орла в период с 9 по 12 июня. – П.Б.). В то же время, согласно оценкам командования группы армий «Юг», этап по обеспечению, предшествующий наступлению, не удавалось завершить даже до конца июня. Так, два батальона новых танков «Пантера» прибыли в 4-ю танковую армию только в первых числах июля.

Действительно, Гудериан указывает[398], что 24–25 мая 1943 года он был в Бруке (Brucke), где производил инспектирование 654-го танкоистребительного батальона, вооруженного установками «Фердинанд», а 1 и 18 июня в Графенвере (Grafenver) инспектировал 51-й и 52-й танковые батальоны, оснащенные «Пантерами».

Полковник Теске также отмечает[399], что, хотя первый приказ на подготовку к наступательной операции, предполагавший переброску десяти дивизий 9-й армии, был получен 7 марта 1943 года, перемещение частей и соединений осуществлялось очень медленно вплоть до мая. Все перевозки внутри группы армий «Центр» проводились по одноколейной железной дороге Смоленск – Рославль, а внешние перевозки шли по двухколейной линии Гомель – Брянск, поэтому участок железнодорожной линии Смоленск, Брянск, Орел, имевший стратегическое значение, на протяжении марта и апреля был значительно перегружен. Однако наращивание резервов группой армий «Центр» закончилось уже в мае, и нагрузка на железные дороги в ее полосе значительно снизилась, но при этом резко возросло число транзитных железнодорожных составов, доставлявших части и соединения, предназначенные для усиления группы армий «Юг».

Согласно информации Генерального штаба Красной армии[400], по данным советской разведки, германскому командованию пришлось отложить начало операции «Цитадель» с 20–25 мая на середину июня, а затем и на более поздний срок из-за неготовности белгородско-харьковской группировки противника, танковые и моторизованные дивизии которой еще не были доукомплектованы танками и личным составом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943"

Книги похожие на "Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Букейханов

Петр Букейханов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Букейханов - Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943"

Отзывы читателей о книге "Курская битва. Оборона. Планирование и подготовка операции «Цитадель». 1943", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.