Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."
Описание и краткое содержание "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать бесплатно онлайн.
После захвата Российской империей в 1792–95 гг. беларуской части Речи Посполитой — Великого княжества Литовского — в памяти жителей Беларуси за 200 лет было стерто почти всё, что могло способствовать их национальной самоидентификации. В послевоенный период процесс «забывания» беларусами своего языка, своей истории и своей культуры, организованный партийно-советским руководством, приобрел новый импульс. По замыслу кремлевских идеологов, все пароды СССР должны были «слиться» в единую «коммунистическую нацию» на базе русского языка, советской культуры, марксистско-ленинской идеологии.
Несмотря на то, что Беларусь обрела в 1991 году независимость, общественность соседних стран, в первую очередь России, рассматривает её через призму старых мифов и догм — как эпохи царизма, так и советской эпохи. Даже некоторые беларусы (тем более, представители других этносов) ещё верят в то, что «беларусы — часть великой русской нации», что «Беларусь — условное название Северо-Западного края Российской империи», что «язык, религию, культуру, искусство и вообще цивилизацию беларусы получили от русских». Данная книга последовательно и аргументировано опровергает эти и другие выдумки шовинистов.
Практическое её значение обусловлено тем фактом, что беларуское обществo ныне подвергается сильному идеологическому воздействию со стороны российских «державников» (а также их «пятой колонны» в Беларуси), призывающих «ликвидировать» суверенное беларуское государство и «включить» его в состав Российской Федерации. С другой стороны, национальное самосознание значительной части беларусов размыто в результате двух веков экспансии со стороны восточного соседа в областях политики и экономики, языка и истории, религии и культуры.
Поэтому важно донести до беларусов всех поколений, в первую очередь до молодежи, правду об истории нашего народа, его языке и культуре.
Стержнем политики царизма в Беларуси после восстания 1863 года снова стала русификация. Один из главных проводников этой политики, попечитель Виленского учебного округа в 1864–67 гг. Иван Корнилов заявил:
«Для нашего морального облика, для достоинства русского имени, наконец для очевидного доказательства, что здешний край действительно русский, а не польский, правительство должно всеми мерами возбуждать и поддерживать здесь деятельность российской мысли и слова».
В феврале 1864 года был создан «Комитет по делам Царства Польского», существовавший до конца мая 1881 года — создан специально для планомерной русификации Польши и Беларуси. Официально председателем комитета считался царь, фактически его возглавлял князь П. П. Гагарин (до 1872), затем великий князь Константин Николаевич (в 1872–81). Членами комитета являлись министры и некоторые высшие сановники. Внимание комитета привлекло преимущественно крестьянство. Власти считали:
«4/5 здешнего деревенского населения исповедуют православную веру… Его мы должны поддерживать и на нем основывать свою силу, внедряя во все ветви общественною строя российские начала и народность».
Западные губернии в 1864 году по предложению Муравьева получили официальное название Северо-Западный край[44]. Он же стал его первым генерал-губернатором.
Административные меры. В ходе восстания местная администрация, состоявшая большей частью из ополяченной шляхты, фактически вышла из подчинения центральным органам власти империи. Она саботировала распоряжения правительства, более того, вела агитацию среди населения против русского господства. Поэтому внедрение «российских начал и народности» осуществлялось путем устранения с государственной службы представителей шляхты и назначения на должности исключительно русских чиновников, а также через учебные заведения.
Российские газеты призывали выпускников университетов стать «миссионерами русского народа» и печатали объявления о вакансиях. Правительство привлекло новые кадры экономическими выгодами. Проезжие расходы оно оплачивало в двойном размере, а служебные оклады увеличило в западных губерниях в полтора раза. Довольно быстро беларуские земли заполонили русские бюрократы. Однако во враждебном им окружении они быстро морально разлагались: брали взятки, пьянствовали, увлекались азартными играми. Местное население особенно шокировала склонность приезжих к сквернословию.
Беларускую шляхту, не говоря уже о польской, власти отстраняли от государственной службы. Уроженцы Беларуси после окончания университетов в Петербурге Киеве или Москве обычно стремились на родину, но их сюда не пускали. Только в 1880–90 годы, да и то преимущественно в Витебской и Могилёвской губерниях, появились чиновники из числа образованных беларусов крестьянского происхождения. Русская администрация воцарилась во всех губернских и поветовых центрах. Новыми надсмотрщиками для крестьян стали земские начальники, которых царь Александр ІІІ учредил в 1889 году. Эти должности могли занимать только православные русские[45].
И всё же последователи Калиновского не прекратили борьбу с царизмом. Один из них — Игнат Гриневицкий, уроженец Минской губернии, студент Петербургского политехнического института, 1 марта 1881 года совершил покушение на Александра ІІ. Бомба, которая убила царя, смертельно ранила и 25-летнего патриота. Но всё же Гриневицкий отомстил за Калиновского!
Новый самодержец Александр III (правил в 1881–1895 г.) начал с того, что принял «Положение об усиленной охране», которое в случае необходимости можно было ввести в любой губернии империи. Согласно этому «Положению», губернаторы и генерал-губернаторы получили практически неограниченную власть. В частности, они могли предать смертной казни любого «бунтовщика» без всякого следствия и суда.
Восстание 1863 года, а затем военное положение (оно сохранялось в западных губерниях в течение семи лет, до 1870 года) препятствовали проведению в Беларуси гражданских реформ, задуманных Александром II.
Они проводились здесь либо с опозданием, либо с перерывами. Так, судебная реформа 1864 года, вводившая бессословный характер и относительную независимость судов, была распространена на Северо-Западный край только через 19 лет! Земскую реформу 1864 года, предусматривавшую передачу выборным органам местного самоуправления решение вопросов начального образования, здравоохранения, разграничения земельных участков, статистического учета, в Беларуси вообще не собирались вводить (её ввели только в 1903 году!). Царское правительство опасалось через земское самоуправление усилить позиции помещиков-католиков.
Монополизм русского языка. После подавления восстания 1863 года русский язык в западных губерниях стал обязательным. Муравьев приказал переписать по-русски все польские вывески, запретил разговаривать по-польски на любых собраниях и в государственных учреждениях, потребовал ввести русский язык в делопроизводство частных лавок и магазинов.
Ещё в 1859 году был издан царский указ о запрещении печати «польским» (т. е. латинским) алфавитом за пределами царства Польского. От этого запрета пострадали украинский и беларуский языки, ещё не приспособленные тогда к русскому алфавиту. После восстания 1863 года данный запрет осуществлялся более жестко и последовательно.
Русификация системы просвещения началась с очистки учебных заведений от ученической молодежи, принимавшей участие в восстании. Если провести полное очищение учебного заведения от ненадежных учащихся власти считали невозможным, оно подлежало ликвидации. Так, в марте 1864 года был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт.
В соответствия с распоряжением министерства просвещения от 6 января 1864 года ученикам в учебных заведениях запрещалось разговаривать на любом языке, кроме русского.
В сфере образования власти Северо-Западного края руководствовались «Временными правилами для народных училищ северо-западных губерний», изданными М. Н. Муравьевым 1 января 1864 года. В соответствия с ними ставка сделалась на «истинно-русских» учителей и русское православное духовенство.
Школьная реформа 1864 года дала право Министерству народного образования открывать народные (сельские), а с 1872 года и городские училища. Все остальные начальные школы разных ведомств и частных лиц подлежали ликвидации. Мужские гимназии разделили на два типа — классические и реальные. Первые специализировались на гуманитарных науках, вторые — на естественных. Позже реальные гимназии преобразовали в реальные училища.
В 1864–68 гг. в Витебской, Минской и Могилевской губерниях были открыты 289 русских народных училищ, тогда как в 1861–63 гг. только 137 начальных школ. Попечитель Виленского учебного округа И. Корнилов требовал класть в основу всего процесса обучения и воспитания православную религию. Благодаря мерам, принятым властями, к концу 1860-х гг. в начальных классах школ западных губерний, помимо учителей работали 580 священников и 116 выпускников православных духовных семинарий.
В 1866 году в университетах России ввели процентную норму для приема студентов-католиков. Преграды на пути к получению высшего образования ставились с той целью, чтобы не умножать шляхетскую интеллигенцию — будущих сепаратистов. По той же причине царское правительство с большой неохотой соглашалось на открытие в западных губерниях новых гимназий. Всё это замедлило и осложнило процесс формирования беларуской интеллигенции.
Диктат православной церкви. В основу всей системы народною образования в Беларуси была положена православная религия. Ученикам вдалбливали в голову, что все католики — это поляки. Из этого лживого тезиса следовало, что беларусов среди католических верующих нет вообще. Главным лицом в любой школе стал православный священник. Он не только излагал основы вероучения и священную историю, но и следил за преданностью учителей царю и РПЦ.
Власти уволили из школ всех беларуских учителей-католиков, ибо считали их поляками. Поэтому в школах возник дефицит педагогов. Тогда учителей начали выписывать из центральной России на тех же льготных условиях, что и чиновников. Правда, уже при виленском генерал-губернаторе Александре Потапове (1868–74 гг.) от столь диких методов русификации пришлось отказаться, чтобы не давать повода местной шляхте пополнять ряды оппозиции.
Муравьев выступал за максимальное увеличение числа русских начальных школ в сельской местности. Он хотел, чтобы такие школы русифицировали беларуских крестьян, воспитывали их в духе христианского смирения, покорности властям, любви к царю. Однако народные школы содержались не за счет государства, а на средства крестьян и налогов с помещиков. Когда же крестьяне из-за бедности начали отказываться от содержания школ, их количественный рост прекратился. Программа русификации беларуского крестьянства срывалась.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."
Книги похожие на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."
Отзывы читателей о книге "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.