Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."
Описание и краткое содержание "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать бесплатно онлайн.
После захвата Российской империей в 1792–95 гг. беларуской части Речи Посполитой — Великого княжества Литовского — в памяти жителей Беларуси за 200 лет было стерто почти всё, что могло способствовать их национальной самоидентификации. В послевоенный период процесс «забывания» беларусами своего языка, своей истории и своей культуры, организованный партийно-советским руководством, приобрел новый импульс. По замыслу кремлевских идеологов, все пароды СССР должны были «слиться» в единую «коммунистическую нацию» на базе русского языка, советской культуры, марксистско-ленинской идеологии.
Несмотря на то, что Беларусь обрела в 1991 году независимость, общественность соседних стран, в первую очередь России, рассматривает её через призму старых мифов и догм — как эпохи царизма, так и советской эпохи. Даже некоторые беларусы (тем более, представители других этносов) ещё верят в то, что «беларусы — часть великой русской нации», что «Беларусь — условное название Северо-Западного края Российской империи», что «язык, религию, культуру, искусство и вообще цивилизацию беларусы получили от русских». Данная книга последовательно и аргументировано опровергает эти и другие выдумки шовинистов.
Практическое её значение обусловлено тем фактом, что беларуское обществo ныне подвергается сильному идеологическому воздействию со стороны российских «державников» (а также их «пятой колонны» в Беларуси), призывающих «ликвидировать» суверенное беларуское государство и «включить» его в состав Российской Федерации. С другой стороны, национальное самосознание значительной части беларусов размыто в результате двух веков экспансии со стороны восточного соседа в областях политики и экономики, языка и истории, религии и культуры.
Поэтому важно донести до беларусов всех поколений, в первую очередь до молодежи, правду об истории нашего народа, его языке и культуре.
Эти факты свидетельствовали о консолидации беларуского народа вокруг идеи освобождения от Польши и создания единой независимой Беларуси с помощью коммунистической России. Национальные лозунги соединялись с социалистическими. Польша была не единственной страной, где под влиянием советской пропаганды и агентуры росла популярность коммунистов. Такие же процессы происходили тогда в Италии, Франции, Германии.
Репрессии против БСРГ. В октябре 1926 года Пилсудский приехал в Несвиж, где ему представили множество свидетельств того, что коммунисты овладевают Западной Беларусью. Эти факты убедили диктатора в том, что создание федерации означает фактический отказ от «крэсов всходних» в пользу Москвы. С этого момента он отбросил идею федерализма и занялся разгромом коммунистических организаций. На громадовцев обрушились боевики ППС (польской социалистической партии). Их поддержали местные помещики.
В Старой Березе полиция силой разогнала в январе 1927 года разрешённый властями съезд БСРГ. Около 100 делегатов получили побои и ранения. Руководителей Громады и беларуских депутатов сейма арестовали. А польский сейм не только одобрил эти аресты, но и запретил БСРГ. Тем самым были нарушены статьи конституции 1921 года и принципы парламентаризма. Готовился судебный процесс над деятелями Громады. Власти хотели одним ударом расправиться и с беларускими коммунистами, и со всеми деятелями беларуского национально-освободительного движения, выставив их агентами Коминтерна и Москвы. Правда, властям всё же не удалось объявить все беларуские политические и общественные организации большевистскими.
Лидеров БСРГ не стали держать в польских тюрьмах. Чтобы не иметь лишних забот, Пилсудский отправил их в СССР, обменяв на польских политзаключенных и арестованных ксендзов. А с обмененными беларускими деятелями в середине 30-х годов расправились органы НКВД. Их обвинили в «шпионаже для Польши»!
Некоторые уступки. Одновременно польское правительство пошло на определённые уступки беларусам. В 1926 году на муниципальных выборах они получили около 20 % мест в городских и гминных органах управления. С 1927 года в польских гимназиях Западной Беларуси и в Виленской православной духовной семинарии было введено изучение беларуского языка. Новогрудская и Виленская беларуские гимназии обрели равные права с польскими. Было позволено увеличить число беларуских и двуязычных школ. Местной польской администрации варшавские чиновники указали на необходимость знания беларуского языка. Но вопрос о предоставлении беларусам культурной автономии не рассматривался.
Трагизм беларуского движения. Национальное угнетение — с одной стороны, коммунистический миф о «свободной счастливой БССР» — с другой, подняли на борьбу, погнали под пули и в тюрьмы тысячи крестьян, десятки беларуских лидеров. Руководство ВКП(б) беззастенчиво эксплуатировало святое стремление беларуского народа к воссоединению, желая всего лишь расширить границы большевистской империи. И всё же главной причиной беларуского движения в Западной Беларуси была антибеларуская политика польских властей, а не симпатии беларусов к большевикам. Об этом говорит тот факт, что и после разгрома БСРГ национальное движение не прекратилось.
Поиск новых моделей национальной жизниКоммунистические идеалы теряют привлекательность. Попытка созданного коммунистами в 1928 году беларуского депутатского крестьянско-рабочего клуба «Змаганне» («Борьба») во главе с Игнатом Дворчаниным продолжить дело БСРГ не имела успеха. Новый клуб требовал от беларуских организаций полного подчинения себе и лояльности по отношению к Москве. Промосковская ориентация коммунистов, апатия беларуской общественности и политический террор заставили беларуские силы изменить методы национально-освободительной борьбы.
Представители некоммунистических течений из числа бывших громадовцев видели спасение беларуского дела в деятельности на поприще культуры, просвещения и экономики. В 1926 году Беларуский крестьянский союз и беларуские христианские демократы основали Беларуский институт хозяйства и культуры с целью поддержки хозяйственной деятельности крестьян и их просвещения. К 1930 году 60 его отделений действовали в селениях Виленского и Новогрудского воеводств. Институт открывал кооперативы, машинные станции, библиотеки.
Клерикальный национализм. Православная церковь не стала надёжной опорой беларуской крестьянской оппозиции. Православное беларуское демократическое объединение, действовавшее в 1927–31 гг., пыталось защищать культурные права беларусов, но главными пунктами его программы были религиозные требования. Вовлечению православной церкви в беларуское движение препятствовали её аполитичность, русский характер церковной культуры, и — по контрасту — полонофильство определенной части клира. Так, в 1935 году, при поддержке польских властей, в Белостоке возникло Общество православных поляков имени Пилсудского. Позже его филиалы появились в Гродно, Слониме, Волковыске и Новогрудке. Но в ответ многие верующие, которых заставляли молиться по-польски, прекратили посещать храмы.
В таких условиях роль общенационального христианского лидера начало брать на себя католическое духовенство. С октября 1926 года Христианское демократическое объединение беларусов превратилось в политическую партию всего беларуского населения независимо от его вероисповедания, приняв новое название — Беларуская христианская демократия. БХД продолжила традицию беларуских хадеков в борьбе за объединённую независимую Беларусь, а также за беларуский язык. Наиболее известными лидерами БХД были ксендзы А. Станкевич и В. Годлевский, весьма критично относившиеся к СССР.
Беларуские полонофилы. В 1930 году А. Луцкевич вместе с Р. Островским учредил в Вильне Центральный союз культурных и хозяйственных организаций (сокращенно Центросоюз). В отличие от деятелей из Беларуского института хозяйства и культуры, Луцкевич верил в возможность обеспечения национальных интересов беларусов путем сотрудничества с польским правительством. Центросоюз занимался созданием библиотек, деревенских читален, распространением сельскохозяйственной и беларуской литературы (серия изданий «Крестьянская библиотека»), издавал газету «Наперад» («Вперед»). С Центросоюзом сотрудничал ряд беларуских общественных организаций.
Осенью 1931 года Луцкевич и Островский создали Беларуский церковный комитет, а через год — Общество беларуского просвещения и начали издавать ежегодник «Родной край». Фактически, проправительственный Центросоюз противостоял «незалежницким» устремлениям виленского Беларуского национального комитета.
Пилсудчики перехватывают эстафету от сталинистов. Санационный режим Пилсудского не считал нужным сотрудничать с беларускими антикоммунистическими силами, решительно отказался от политики уступок 1926–27 гг. и встал на путь полной ассимиляции беларусов. Началось ограничение беларуской культурно-просветительской деятельности. В 1928 году была закрыта гимназия в Радошковичах, в 1930 запрещена деятельность Беларуского издательского общества, в 1931 году закрыта Клецкая гимназия, в 1934 году — Новогрудская.
К середине 30-х годов польское государство вступило в период относительной экономической и социальной стабильности. Власти использовали это для ещё большего закрепления правовых основ унитарности государственного строя. В новой конституции 1935 года права всех неполяков были урезаны до минимума. Место умершего 12 мая 1935 года Пилсудского занял Эдвард Рыдз-Смиглы. Президентом республики стал Игнаций Мосьцицкий. Они и развернули новое наступление на беларуское движение.
В Картуз-Березе с 1934 по 1939 год действовал концлагерь с чрезвычайно жестоким режимом. Через него прошли почти 10 тысяч человек — беларусов, украинцев, поляков — борцов за национальную независимость и демократию. Были закрыты Общество беларуской школы (1936 г.), Беларуский институт хозяйства и культуры и Союз беларуских учителей (1937 г.), Беларуский хозяйственный союз (1938 г.). Ещё в 1928 году виленский епископ запретил беларусам-католикам (в первую очередь ксендзам) вступать в БХД, читать её газету «Беларуская крыніца». В 1937 году БХД закрыли вообще. В 1938 году был ликвидирован Беларуский национальный комитет в Вильне. Остались только Беларуское научное общество и Беларуский музей имени И. Луцкевича.
В 1938/39 учебном году в Западной Беларуси не работала ни одна беларуская школа. Тогда же закрылся единственный беларуский монастырь в Друе. Число костёлов возросло со 157 в 1917 году до 416 в 1938.
Название «Беларусь» официально более не использовалось — только «крэсы всходние». Многие люди стали опасаться называть себя беларусами. Именно в тот период неприязнь ко всему польскому глубоко укоренилась в сознании беларусов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."
Книги похожие на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."
Отзывы читателей о книге "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.