» » » » Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.


Авторские права

Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.
Рейтинг:
Название:
История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Описание и краткое содержание "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать бесплатно онлайн.



После захвата Российской империей в 1792–95 гг. беларуской части Речи Посполитой — Великого княжества Литовского — в памяти жителей Беларуси за 200 лет было стерто почти всё, что могло способствовать их национальной самоидентификации. В послевоенный период процесс «забывания» беларусами своего языка, своей истории и своей культуры, организованный партийно-советским руководством, приобрел новый импульс. По замыслу кремлевских идеологов, все пароды СССР должны были «слиться» в единую «коммунистическую нацию» на базе русского языка, советской культуры, марксистско-ленинской идеологии.

Несмотря на то, что Беларусь обрела в 1991 году независимость, общественность соседних стран, в первую очередь России, рассматривает её через призму старых мифов и догм — как эпохи царизма, так и советской эпохи. Даже некоторые беларусы (тем более, представители других этносов) ещё верят в то, что «беларусы — часть великой русской нации», что «Беларусь — условное название Северо-Западного края Российской империи», что «язык, религию, культуру, искусство и вообще цивилизацию беларусы получили от русских». Данная книга последовательно и аргументировано опровергает эти и другие выдумки шовинистов.

Практическое её значение обусловлено тем фактом, что беларуское обществo ныне подвергается сильному идеологическому воздействию со стороны российских «державников» (а также их «пятой колонны» в Беларуси), призывающих «ликвидировать» суверенное беларуское государство и «включить» его в состав Российской Федерации. С другой стороны, национальное самосознание значительной части беларусов размыто в результате двух веков экспансии со стороны восточного соседа в областях политики и экономики, языка и истории, религии и культуры.

Поэтому важно донести до беларусов всех поколений, в первую очередь до молодежи, правду об истории нашего народа, его языке и культуре.






Эти факты свидетельствовали о консолидации беларуского народа вокруг идеи освобождения от Польши и создания единой независимой Беларуси с помощью коммунистической России. Национальные лозунги соединялись с социалистическими. Польша была не единственной страной, где под влиянием советской пропаганды и агентуры росла популярность коммунистов. Такие же процессы происходили тогда в Италии, Франции, Германии.

Репрессии против БСРГ. В октябре 1926 года Пилсудский приехал в Несвиж, где ему представили множество свидетельств того, что коммунисты овладевают Западной Беларусью. Эти факты убедили диктатора в том, что создание федерации означает фактический отказ от «крэсов всходних» в пользу Москвы. С этого момента он отбросил идею федерализма и занялся разгромом коммунистических организаций. На громадовцев обрушились боевики ППС (польской социалистической партии). Их поддержали местные помещики.

В Старой Березе полиция силой разогнала в январе 1927 года разрешённый властями съезд БСРГ. Около 100 делегатов получили побои и ранения. Руководителей Громады и беларуских депутатов сейма арестовали. А польский сейм не только одобрил эти аресты, но и запретил БСРГ. Тем самым были нарушены статьи конституции 1921 года и принципы парламентаризма. Готовился судебный процесс над деятелями Громады. Власти хотели одним ударом расправиться и с беларускими коммунистами, и со всеми деятелями беларуского национально-освободительного движения, выставив их агентами Коминтерна и Москвы. Правда, властям всё же не удалось объявить все беларуские политические и общественные организации большевистскими.

Лидеров БСРГ не стали держать в польских тюрьмах. Чтобы не иметь лишних забот, Пилсудский отправил их в СССР, обменяв на польских политзаключенных и арестованных ксендзов. А с обмененными беларускими деятелями в середине 30-х годов расправились органы НКВД. Их обвинили в «шпионаже для Польши»!

Некоторые уступки. Одновременно польское правительство пошло на определённые уступки беларусам. В 1926 году на муниципальных выборах они получили около 20 % мест в городских и гминных органах управления. С 1927 года в польских гимназиях Западной Беларуси и в Виленской православной духовной семинарии было введено изучение беларуского языка. Новогрудская и Виленская беларуские гимназии обрели равные права с польскими. Было позволено увеличить число беларуских и двуязычных школ. Местной польской администрации варшавские чиновники указали на необходимость знания беларуского языка. Но вопрос о предоставлении беларусам культурной автономии не рассматривался.

Трагизм беларуского движения. Национальное угнетение — с одной стороны, коммунистический миф о «свободной счастливой БССР» — с другой, подняли на борьбу, погнали под пули и в тюрьмы тысячи крестьян, десятки беларуских лидеров. Руководство ВКП(б) беззастенчиво эксплуатировало святое стремление беларуского народа к воссоединению, желая всего лишь расширить границы большевистской империи. И всё же главной причиной беларуского движения в Западной Беларуси была антибеларуская политика польских властей, а не симпатии беларусов к большевикам. Об этом говорит тот факт, что и после разгрома БСРГ национальное движение не прекратилось.

Поиск новых моделей национальной жизни

Коммунистические идеалы теряют привлекательность. Попытка созданного коммунистами в 1928 году беларуского депутатского крестьянско-рабочего клуба «Змаганне» («Борьба») во главе с Игнатом Дворчаниным продолжить дело БСРГ не имела успеха. Новый клуб требовал от беларуских организаций полного подчинения себе и лояльности по отношению к Москве. Промосковская ориентация коммунистов, апатия беларуской общественности и политический террор заставили беларуские силы изменить методы национально-освободительной борьбы.

Представители некоммунистических течений из числа бывших громадовцев видели спасение беларуского дела в деятельности на поприще культуры, просвещения и экономики. В 1926 году Беларуский крестьянский союз и беларуские христианские демократы основали Беларуский институт хозяйства и культуры с целью поддержки хозяйственной деятельности крестьян и их просвещения. К 1930 году 60 его отделений действовали в селениях Виленского и Новогрудского воеводств. Институт открывал кооперативы, машинные станции, библиотеки.

Клерикальный национализм. Православная церковь не стала надёжной опорой беларуской крестьянской оппозиции. Православное беларуское демократическое объединение, действовавшее в 1927–31 гг., пыталось защищать культурные права беларусов, но главными пунктами его программы были религиозные требования. Вовлечению православной церкви в беларуское движение препятствовали её аполитичность, русский характер церковной культуры, и — по контрасту — полонофильство определенной части клира. Так, в 1935 году, при поддержке польских властей, в Белостоке возникло Общество православных поляков имени Пилсудского. Позже его филиалы появились в Гродно, Слониме, Волковыске и Новогрудке. Но в ответ многие верующие, которых заставляли молиться по-польски, прекратили посещать храмы.

В таких условиях роль общенационального христианского лидера начало брать на себя католическое духовенство. С октября 1926 года Христианское демократическое объединение беларусов превратилось в политическую партию всего беларуского населения независимо от его вероисповедания, приняв новое название — Беларуская христианская демократия. БХД продолжила традицию беларуских хадеков в борьбе за объединённую независимую Беларусь, а также за беларуский язык. Наиболее известными лидерами БХД были ксендзы А. Станкевич и В. Годлевский, весьма критично относившиеся к СССР.

Беларуские полонофилы. В 1930 году А. Луцкевич вместе с Р. Островским учредил в Вильне Центральный союз культурных и хозяйственных организаций (сокращенно Центросоюз). В отличие от деятелей из Беларуского института хозяйства и культуры, Луцкевич верил в возможность обеспечения национальных интересов беларусов путем сотрудничества с польским правительством. Центросоюз занимался созданием библиотек, деревенских читален, распространением сельскохозяйственной и беларуской литературы (серия изданий «Крестьянская библиотека»), издавал газету «Наперад» («Вперед»). С Центросоюзом сотрудничал ряд беларуских общественных организаций.

Осенью 1931 года Луцкевич и Островский создали Беларуский церковный комитет, а через год — Общество беларуского просвещения и начали издавать ежегодник «Родной край». Фактически, проправительственный Центросоюз противостоял «незалежницким» устремлениям виленского Беларуского национального комитета.

Пилсудчики перехватывают эстафету от сталинистов. Санационный режим Пилсудского не считал нужным сотрудничать с беларускими антикоммунистическими силами, решительно отказался от политики уступок 1926–27 гг. и встал на путь полной ассимиляции беларусов. Началось ограничение беларуской культурно-просветительской деятельности. В 1928 году была закрыта гимназия в Радошковичах, в 1930 запрещена деятельность Беларуского издательского общества, в 1931 году закрыта Клецкая гимназия, в 1934 году — Новогрудская.

К середине 30-х годов польское государство вступило в период относительной экономической и социальной стабильности. Власти использовали это для ещё большего закрепления правовых основ унитарности государственного строя. В новой конституции 1935 года права всех неполяков были урезаны до минимума. Место умершего 12 мая 1935 года Пилсудского занял Эдвард Рыдз-Смиглы. Президентом республики стал Игнаций Мосьцицкий. Они и развернули новое наступление на беларуское движение.

В Картуз-Березе с 1934 по 1939 год действовал концлагерь с чрезвычайно жестоким режимом. Через него прошли почти 10 тысяч человек — беларусов, украинцев, поляков — борцов за национальную независимость и демократию. Были закрыты Общество беларуской школы (1936 г.), Беларуский институт хозяйства и культуры и Союз беларуских учителей (1937 г.), Беларуский хозяйственный союз (1938 г.). Ещё в 1928 году виленский епископ запретил беларусам-католикам (в первую очередь ксендзам) вступать в БХД, читать её газету «Беларуская крыніца». В 1937 году БХД закрыли вообще. В 1938 году был ликвидирован Беларуский национальный комитет в Вильне. Остались только Беларуское научное общество и Беларуский музей имени И. Луцкевича.

В 1938/39 учебном году в Западной Беларуси не работала ни одна беларуская школа. Тогда же закрылся единственный беларуский монастырь в Друе. Число костёлов возросло со 157 в 1917 году до 416 в 1938.

Название «Беларусь» официально более не использовалось — только «крэсы всходние». Многие люди стали опасаться называть себя беларусами. Именно в тот период неприязнь ко всему польскому глубоко укоренилась в сознании беларусов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Книги похожие на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Отзывы читателей о книге "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.