» » » » Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.


Авторские права

Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.
Рейтинг:
Название:
История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Описание и краткое содержание "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать бесплатно онлайн.



После захвата Российской империей в 1792–95 гг. беларуской части Речи Посполитой — Великого княжества Литовского — в памяти жителей Беларуси за 200 лет было стерто почти всё, что могло способствовать их национальной самоидентификации. В послевоенный период процесс «забывания» беларусами своего языка, своей истории и своей культуры, организованный партийно-советским руководством, приобрел новый импульс. По замыслу кремлевских идеологов, все пароды СССР должны были «слиться» в единую «коммунистическую нацию» на базе русского языка, советской культуры, марксистско-ленинской идеологии.

Несмотря на то, что Беларусь обрела в 1991 году независимость, общественность соседних стран, в первую очередь России, рассматривает её через призму старых мифов и догм — как эпохи царизма, так и советской эпохи. Даже некоторые беларусы (тем более, представители других этносов) ещё верят в то, что «беларусы — часть великой русской нации», что «Беларусь — условное название Северо-Западного края Российской империи», что «язык, религию, культуру, искусство и вообще цивилизацию беларусы получили от русских». Данная книга последовательно и аргументировано опровергает эти и другие выдумки шовинистов.

Практическое её значение обусловлено тем фактом, что беларуское обществo ныне подвергается сильному идеологическому воздействию со стороны российских «державников» (а также их «пятой колонны» в Беларуси), призывающих «ликвидировать» суверенное беларуское государство и «включить» его в состав Российской Федерации. С другой стороны, национальное самосознание значительной части беларусов размыто в результате двух веков экспансии со стороны восточного соседа в областях политики и экономики, языка и истории, религии и культуры.

Поэтому важно донести до беларусов всех поколений, в первую очередь до молодежи, правду об истории нашего народа, его языке и культуре.






Грабеж края. Красноармейцы неожиданно для себя увидели в Западной Беларуси мощёные дороги, зажиточные деревни, богатые ярмарки, и образ нищей страны, о которой говорили им перед вторжением комиссары и пропагандисты, мгновенно исчез. Обутые в брезентовые ботинки с обмотками, одетые в поношенное обмундирование из некачественной материи, сталинские бойцы и офицеры хватали всё, что попадало им под руку. На восток потоком шли посылки. На рынках в Минске и других городах БССР шла бойкая торговля «польскими» товарами.

По захваченным землям блуждали эмиссары российских музеев, вывозившие беларуские богатства. Множество ценных вещей награбил в помещичьих имениях в 1940 году Московский исторический музей. Центральный антирелигиозный музей вывез в том же году из Пинска в Москву два вагона старинных рукописей и книг (более 30 тысяч), принадлежавших библиотеке Пинской католической семинарии. Местное коммунистическое руководство разделило богатства Несвижского замка князей Радзивиллов. Часть их попала в Минск, а оттуда стараниями нацистских оккупантов — в Германию. По подсчетам Яна Гросса, прямые материальные потери в результате двухгодичного советского господства в Западной Беларуси составили более двух миллиардов польских злотых!

Советская администрация. Репрессиям подверглись практически все поляки и беларусы, которые находились на польской государственной службе, в том числе лесники и сотрудники почты. Для их замены требовался большой контингент образованных людей с опытом практической работы. Но большевистское руководство не доверяло местному населению — даже после его «чистки». До 1941 года в КП(б)Б смогли вступить только 46 бывших членов западнобеларуской, польской и западноукраинской компартий! Обычно их подозревали в сотрудничестве с польской контрразведкой и принимали в беларускую компартию только тогда, когда им удавалось получить рекомендации от пяти большевиков с «незапятнанным прошлым».

Новые граждане БССР попали в разряд людей второго сорта. Их способности и таланты остались невостребованными большевистскими властями. На руководящие должности назначали работников из восточных областей республики. В январе 1940 года вышел приказ об отправке туда более 17 тысяч аппаратчиков. До конца года цифра мобилизованных достигла 31 тысячи человек. Понятно, что в своём большинстве это были не лучшие кадры, а те, от кого хотели избавиться на прежних местах работы. Однако присланных всё равно не хватало, только тогда у некоторых жителей Западной Беларуси впервые появилась возможность принять участие в управлении своим краем. Правда, в состав советской администрации вошли преимущественно не беларусы, а более образованные поляки и евреи.

Советизация экономической жизни. С октября 1939 года большевистское руководство начало вводить в западных землях советские порядки. Польские деньги отменили практически без замены их на советские, все денежные вклады в сберегательных кассах и банках, в том числе трудовые вклады, конфисковали. Была объявлена государственная монополия на торговлю — и магазины мгновенно опустели. Национализировалась промышленность. Создавались ремесленные кооперативы, которые разрушали мелкое производство в местечках. Безработных ремесленников приглашали на государственные предприятия, которые реконструировались и работали в три смены, либо на предприятия восточной Беларуси. Крестьян периодически привлекали на строительство военных объектов. Безработица исчезла. Люди могли заработать деньги, только вот далеко не всегда на них можно было купить нужные товары. Изумлённые крестьяне и горожане впервые узнали о таких понятиях, как «дефицит» и «очереди».

Делались настойчивые попытки организации совхозов и колхозов. Но желающих нашлось мало. Дислоцирование в западных областях БССР большой массы войск создало повышенный спрос на продукты питания и открыло крестьянам широкие возможности заработка. До советско-германской войны удалось коллективизировать всего 2 % крестьянских хозяйств, да и то путём принуждения.

Крестьянам запретили нанимать сезонных рабочих, сдавать землю в аренду. С 1941 года у единоличников начали обрезать землю, оставляя им не более 10–15 гектаров (таких хозяйств оказалось более 37 тысяч). Отрезки раздавали беднякам. Между ними разделили имущество 25 тысяч высланных из Беларуси польских колонистов, а также часть помещичьих земель.

Советизация духовно-культурной жизни. Уже в ходе вторжения Красной Армии разрушались культовые здания. После установления советской власти церковные земли были конфискованы. Религиозные общины стали душить налогами, а задолженность по налогам служила основанием для конфискации храмов. Церкви, костёлы, синагоги переделывали в кинотеатры, мастерские, склады, клубы, тюрьмы. Запретили преподавать в школе религию, звонить в церковные колокола, выносить предметы культа за пределы храмов, устраивать крестные ходы. С мая 1940 года церковные браки утратили юридическую силу, отныне надо было регистрировать брак в ЗАГСе. Некоторые райисполкомы выгоняли священников на строительные работы наравне с крестьянами. Многих из них обвинили в сотрудничестве с бывшими польскими властями и арестовали.

В крупных городах открылись дома политпросвещения, в уездных центрах — дома соцкультуры, в волостях — хаты-читальни. Из Минска везли горы политической литературы и портретов советских руководителей. В каждом районе стала выходить своя газета на беларуском языке. Но постепенно они переходили на русский язык.

Радио в то время пользовалось примерно такой же популярностью, как сейчас — телевидение. Однако в Западной Беларуси существовала всего одна радиостанция, построенная в Барановичах в 1938 году. Большевики немедленно обратили внимание на это обстоятельство. Уже к сентябрю 1940 года в западных областях появились 9 новых радиостанций — в Белостоке, Бресте, Вилейке, Гродно, Новогрудке, Пинске и других городах.

Но самым эффективным средством пропаганды коммунистических идей стало кино. За 1939–41 гг. количество кинотеатров в городах Западной Беларуси увеличилось втрое. По деревням кочевали кинопередвижки. Большинство западнобеларуских крестьян впервые увидело движущиеся образы на экране, это производило сильное впечатление на них.

Русификация образования. В декабре 1939 года ЦК КП(б)Б принял постановление «О мероприятиях по организации народного образования в западных областях БССР». Оно предусматривало введение в Западной Беларуси всеобщего обязательного бесплатного обучения.

С целью подготовки педагогических кадров предусматривалась организация месячных курсов переподготовки местных учителей и создание специальных учебных заведений. С 1 января 1940 года были открыты педагогические либо учительские институты в Барановичах, Белостоке, Гродно и Пинске, педагогические училища в Белостоке, Бресте, Волковыске, Гродно, Лиде, Молодечно и Пинске.

На 1 сентября 1940 года в Западной Беларуси было 5643 школы. Из них — 4278 беларуских (75,8 %), 932 польские (16,5 %), 173 русские (3 %), 150 еврейских, 61 литовская, 49 украинских школ, в которых учились свыше 800 тысяч детей (в среднем, 142 ученика на школу). Русский язык изучался в беларуских школах с 3-го класса, во всех остальных с 3-го класса изучался беларуский язык.

Новые власти взяли общий курс на русификацию системы образования, но проводили её осторожно. Одним из способов являлось репрессирование части местного учительства. Взамен устраненных присылали новых учителей. Под тем предлогом, что большевистские посланцы не знали беларуского языка, вместо беларуских школ открывали русские. Это делалось только в городах.

Другой способ заключался в отмене обязательного изучения беларуского языка в польских, еврейских, литовских и русских школах. Осенью 1940 года его заменили русским, а в русских школах изучение беларуского языка вообще отменили. Третье направление русификации — обеспечение школ учебниками на русском языке, присылаемыми из БССР и РСФСР.

Разочарование советами. Местные жители вскоре увидели множество заключённых, которых привезли из России и БССР на строительство военных объектов. Рассказы узников быстро разрушили миф о народной власти и всеобщем счастье в «стране советов». Люди не понимали абсурдных приказов советских чиновников, например, работать во время церковных праздников или выполнять план заготовок зерна во время жатвы. В октябре 1940 года даже ЦК КП(б)Б признал, что воспитательная работа в западных областях свелась к вымогательству налогов методами грубого администрирования и к сгону людей на принудительные работы.

Выборы в Верховный Совет БССР и СССР в феврале 1940 года не вызвали никакого энтузиазма. Например, в отдельных избирательных округах Виленской области от участия в голосовании отказались от 50 до 75 % избирателей. Некоторые деревни вообще не голосовали. Возникли сомнения, может ли такая власть продержаться долго. Уже в 1940 году жители Белостокской области стали убегать от большевиков в оккупированную немцами Польшу. Восточные беларусы невольно обманули западных, предложив им взамен независимой Беларуси московскую неволю.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Книги похожие на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Отзывы читателей о книге "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.