Авторские права

В. Фомин - Философия

Здесь можно скачать бесплатно "В. Фомин - Философия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Флинта»ec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Фомин - Философия
Рейтинг:
Название:
Философия
Автор:
Издательство:
Литагент «Флинта»ec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-9765-1745-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия"

Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта третьего поколения. Пособие раскрывает основные этапы становления человеческих представлений о мире и очерчивает круг проблем, стоящих перед философией сегодня. Обращение к философско-антропологической проблематике есть концептуальная позиция авторов, ориентировавших свои лекции на будущих педагогов.

Для преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов и всех интересующихся мировоззренческими и методологическими проблемами философии.






В современном научном познании есть только первые «пробные» шаги к исследованию духовности человека. Часто определяют духовное начало как систему самопознания и постижения смысла жизни. В этом очевидна неразрывность духовности и души. Вместе с тем, душа человека индивидуальна, она внутреннее состояние его «Я», это индивидуализированное бытие человека. Душа человека характеризуется со стороны того, как он чувствует мир. Духовность определяется тем, какие ценности человек утверждает своей жизнедеятельностью. Духовность в преобладающей степени надиндивидуальна, это внеиндивидуализированное бытие человека. Средствами социального она становится общезначимой, общечеловеческой…

Вопросы для самопроверки

1. Чем принципиально отличаются западный и восточный подходы к проблеме сознания?

2. В чем специфика понимания сознания в античной философской мысли?

3. Как изменилось отношение к сознанию в эпоху средневековья?

4. Какие новые направления в понимании сознания появились в Новое время?

5. В чем выражается активно-отражательная природа сознания?

6. Что такое информация?

7. Объясните понятия «наследственность», «генотип», «фенотип».

8. Как вы понимаете самосознание?

9. Как связаны язык и сознание?

10. Как соотносятся понятия «сознание», «мышление», «разум», «душа», «дух»?

Тема 11

Общая теория развития

1. Идея развития и её исторические изменения. Под развитием подразумевается закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Данная философская категория характеризует качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, для которых характерно изображение их внутренних и внешних связей. Если бы это понятие не сложилось в философии, мы бы не располагали возможностью описывать изменчивость Вселенной, рождение новых форм природы, биологических видов, коренную перестройку общественных систем, возрождение культурных феноменов, совершенствование сил и способностей человеческой природы.

Развитие является универсальным процессом, однако оно не осуществляется линейно, последовательно, одномерно. В процесс развития входят также «возвраты», «отступления», «регрессы», «циклическое и челночное» движение. Прогресс (от лат progress) – поступательное движение к лучшему, более сложному, совершенному. Прогресс – восхождение человечества. Представление о том, что жизнь изменяется к лучшему, что наука открывает новые, ранее неведомые законы, что люди становятся всё умнее, кажется естественным. Для чего живет человечество, если оно оказывается неспособным устроить своё бытие наилучшим образом?

В обществознании идея социального прогресса возникла по аналогии с изменениями в природе. В процессе геологического развития Земли возникают всё более высокоорганизованные живые существа, которые становятся всё более приспособленными к окружающей среде. Не так ли в истории? Нет ли тут постоянного приращения, развития? Регресс (от лат regressus – обратное движение) – движение назад.

Итак, развитие, эволюция, генезис – закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. Однако каждый процесс, каждое явление «развертывает» заложенный в нем потенциал не бесконечно. Поэтому развитие в конкретном варианте может исчерпать те свойства и состояния, которые в нем заложены. В этом смысле можно говорить о завершенности в конце развития.

В таком случае можно вести речь и о начале развития. Во многих теориях, начиная с древних, начальная точка связывается с хаосом. Хаос (от греч. chainein – зиять) – понятие, восходящее к древнегреческой мифологии и философии, а также Библии. У большинства философов оно выражает изначальное, бесформенное и беспорядочное состояние мира. У Гесиода, который воспринимал хаос мифологически, хаос означал пустое неизмеримое пространство, существовавшее до возникновения всех вещей, от которого произошли Эреб (олицетворение вечного мрака) и Никта (олицетворение ночи). Хаос трактовался как символ начала мира, как возможность и первопричина его существования. В древнегреческой космологии – первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой творца мир как упорядоченный Космос.

По выражение В.С. Соловьева, хаос, то есть само безобразие, есть необходимый фон всякой зеленой красоты, и эстетическая ценность таких явлений, как бурное море, зависит именно от того, что под ними хаос шевелится: «Движение живых стихийных сил в природе имеет два главных оттенка: свободной игры и грозной борьбы. Одно и то же явление природы, гроза может представлять и тот и другой оттенок, смотря по условиям, в которых она происходит».

Хаос сменяется порядком. Порядок – ясная и четкая организация какой-либо сферы деятельности. Порядок как метафизический принцип был осмыслен уже в древней космологии (слово «космос» для древних и означало «порядок»). Космос в древнегреческой мифологии и философии, начиная с Анаксимандра, Пифагора и Эмпедокла – мировой порядок, мировое целое, которое в отличие от хаоса не только упорядочено, но и прекрасно в силу царящей в нем гармонии. Порядок – это относительная налаженность в мире, в сфере человеческой деятельности. Когда Платон размышлял об идеальном государстве, он, наверное, тоже думал о порядке. Но при такой разноголосице интересов не только в семье, но и во всем обществе обеспечить единомыслие просто невозможно. Недаром раздосадованный Платон хотел укрепить общество, казня и изгоняя определенные группы людей … Чтобы достичь порядка, следовало, согласно античному философу, очистить, удалить, выслать, изгнать и убить тех, кто этому мешает.

Порядок часто ассоциируется с упорядоченностью и гармоничностью. Характерный пример порядка – естественная соразмерность каждого организма, который выражает единство многообразия. Возникновение синергетики (познание общих закономерностей и принципов самоорганизации в системах самой разной природы) было во многом связано с осознанием того, что абсолютного хаоса и абсолютного порядка не бывает, что хаос и порядок всегда сосуществуют, взаимопереходя друг в друга даже в весьма простых динамических системах, являясь результатом проявления их нелинейности.

«Порядок есть союз всех людей», – утверждал Пифагор. Оценим по достоинству древнюю мысль. Мир опутан сложнейшими переплетениями вещей, событий, судеб. Социальная ткань рвется легко. Сколь трудно ощутить глубинные связи, мерцающее единение всех вещей. Зато как просто увидеть примитивную зависимость, дернуть за случайно приглянувшуюся петельку из многообразия сплетенных связей. Порядок – это проникновенное постижение разнообразных связей. Это вовсе не первое действие в прямом и метафизическом смысле, а скорее всего эпилог, мучительное и длительное постижение гармонии. Истинный порядок – антипод хаоса, а не свободы. Последняя есть сознательная воля людей, готовых к совместному бытию.

2. Основные принципы диалектики. Мы уже знаем, что науку о всеобщих связях и всеобщем развитии называют диалектикой. На необходимость мыслить гибкими понятиями ориентируют принципы диалектики.

Принцип (от лат principium – начало, основа) в философии то же, что и основание, т. е. то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.

Под принципом понимается вообще всякое основание, наиболее широкая идея, лежащая в основе объяснения бытия, его назначения, объяснения. Современная философия использует ряд принципов: а) принцип развития; б) принцип всеобщей связи; в) принцип историзма; г) принцип причинности; д) принцип системности и другие.

а) Принцип развития. О развитии мы уже беседовали. Говоря о принципе развития, необходимо обратить внимание на наличие разных подходов к самой идее развития, её технологии. Антидиалектики, метафизики, тоже полагали, что развитие имеет место. Но они не видели причину развития в самом фундаменте материи. Развитие объектов рассматривалось вне связи объекта с другими предметами. Истина рассматривалась как нечто окончательное, застывшее, а не как процесс.

Диалектический принцип развития показывает источник развития – самодвижение, саморазвитие материи, всего сущего. Внутренняя причина самодвижения заключена во взаимодействии противоположных сторон, сил, тенденций. Например, равновесие красных и белых телец в организме человека означает здоровье. Нарушение этого равновесия ведет к заболеванию (лейкоцитоз – рак крови, означает катастрофическое уменьшение в составе крови человека красных кровяных телец).

б) Принцип всеобщей связи свидетельствует о том, что все предметы, объекты, процессы, окружающие нас, находятся в самых разнообразных связях, отношениях. Любой предмет – это часть бесконечной цепи. Связь, объединяющая все предметы мира, носит универсальный, всеобъемлющий характер. Принцип связи отражает организованность, системность мира. Все связано со всем, все формы движущейся материи также взаимосвязаны, начиная от дозвездных структур и кончая живыми, биологическими факторами. Связь отражает зависимость между явлениями, регулирует взаимообусловленность их существования и развития.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия"

Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Фомин

В. Фомин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Фомин - Философия"

Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.