Толстой Л.Н. - Полное собрание сочинений. Том 21

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полное собрание сочинений. Том 21"
Описание и краткое содержание "Полное собрание сочинений. Том 21" читать бесплатно онлайн.
Испровещится сумка маленька,
Она голосом человеческим:
«Что ж хвалился ты, богатырь могуч,
Землю выворотить. От земли нашел
Тягу в сумочке переметненькой.
Не поднял ее, только сам угряз».
Святогору тут и конец пришел.
[3 вариант]
СВЯТОГОР
Снаряжался Святогор гулять в чистó[135] поле,
Он оседлывал, обнуздывал добра коня,
Выезжал во чисто поле, во раздольице,
Не наезживал он в поле супротивничка,
С кем бы силой богатырскою помериться.
А по жилкам, чует, силушка похаживает,
Чует — живчиком по жилкам пер’ливается.[136]
Святогору грузно с силы, как от бремени.
Взговорит тут Святогор свет похваляючись:
Захватить было б за что, и землю поднил бы.
И завидел Святогор в поле прохожего,
Ко прохожему поехал по чисту полю,
И не может Святогор догнать прохожего,
Во всю прыть едет — прохожий передом идет.
Взговорит тут Святогор да таково слово:
Гой, прохожий, подожди ты не сомножечко,
Не могу догнать тебя я на добром коне.
Постоял прохожий, скидывал с плеч сумочку,
Клал ту сумочку прохожий на сыру землю.
Святогор суму взял плеточкой пощупывал, —
Эта сумочка от земли и не тронется.
Святогор перстом с коня взял двинул сумочку,—
Эта сумка от земли и не скрянется.
Святогор за сумочку схватил с коня рукой, —
Не сворохнется сумочка, не поднимется.
Тут слезал с коня Святогор, подходил к суме,
Он двуми руками ухватилси за сумочку,
Стал вздымать эту сумочку во всю силушку,
Приподнял — только под суму кому бы дух
пустить,
По колена ж Святогор в сыру землю угряз.
Взговорит тут Святогор ко прохожему:
Что, прохожий, в суме у тебя наложено?
Силы много во мне, а не мог ту суму поднять.
А там в сумочке тяга лежит от сырой земли.
Взговорит тут Святогор ко прохожему:
А кто ты сам есть и как звать по имени?
А я есмь Микула, Микула Селининович.
* № 12 (рук № 10)
НЕСТОРОВА ЛЕТОПИСЬ
Повесть о том, кто первый начал княжить в Киеве, и откуда взялся народ русский.
После потопа первые сыновья Ноя: Сим, Хам и Яфет, кинув жеребий, разделили землю и положили каждому не выходить в жеребий братнин, живя каждому в своей части. И достался восток Симу, полдень Хаму и запад и север Яфету.
————
Размножившись, люди вздумали построить столб до неба и около него город Вавилон. И строили люди столб сорок лет и не кончили. И господь, увидав столб, ветром большим разрушил столб, но остатки его есть и теперь между Ассиром и Вавилоном. Ив высоту и в долготу столб этот мерою 5433 локтя. И остаток цел после многих лет.
————
Разрушив столб, бог смешал языки людей и разделил их по 70 и 2 языка и рассеял их по всей земле. От этих 70-ти и 2-х языков произошел язык славянский Яфетова племени — они же славяне.
————
В давние времена славяне жили по реке Дунаю, там, где теперь земля Болгарская и Венгерская.
Болгаре и хазары воевали славян на Дунае. И после хазар пришли угры белые и поселились на Дунае.
————
И в то же время были обри. Обри сильно воевали народ славянский и мучали его. Обри мучали женщин славянских. Когда обрину надо было ехать, то он не позволял запречь лошадь или вола, а запрягал 3-х, 4-х или 5-ть жен славянских в телегу и на них ехал.
Обри были велики телом и горды умом, и бог истребил их всех, и не остался ни один обрин.
————
Есть поговорка и теперь: «Пропал, как обрин». Потому что не осталось у них ни племени, ни наследства.
После обринов пришли печенеги, после черные угры и также воевали с славянами.
————
Славяне разошлись на север и восток и, разойдясь, поселились по озерам и рекам по всей земле. Какие пришли на реку Мораву, назвались морава; какие сели по морю, назвались поморяне; какие сели на полях, назвались поляне; какие сели по речке Полоте, назвались полочане; какие сели меж деревьев, в лесах, назвались древляне; какие на Буге — бужане. Какие поселились на севере — назвались север. А еще славяне поселились около озера Ильменя, и назвались своим именем.
Славяне и построили город и назвали его Новгород. <А еще были славяне, которые поселились по Днепру и назвались поляне, оттого, что прежде жили в полях.>
————
И еще много народов разных Яфетова племени, называясь каждый своим именем, жили особо: на севере и западе — дреговичи, кривичи, весь, меря, мурома, черемиса, мордва, печера, литва, ямь, земигола, корсь, норова, либь.
Одни из этих народов говорили славянским языком, а другие каждый своим языком: поляне, древляне, новгородцы, полочане, ареговичи, север, бужане говорили славянским языком. А другими языками говорили чудь, меря, весь, мордва, черемиса, печера, литва, земигола, кореся, норова и либь.
————
У каждого народа был свой закон, обычай и нрав. Древляне жили в лесах, как звери: убивали друг друга, ели нечисто и брака у них не было, но силой уводили девиц. И другие народы такой же обычай имели, жили в лесах, как звери, сквернословили, не знали браков, а сходились на плясанье и бесовские игрища между сел и уводили жен. И имели по многу жен. И когда кто умирал, делали костер большой и, положив на него мертвеца, сжигали. А потом, собрав кости, клали их в посудину и ставили на столбах на дороге.
————
Поляне же, жившие по Днепру, имели от своих отцов нрав кроткий и тихий. Они имели стыд к женам и родителям. Брак соблюдали и не отнимали, как другие, силою девиц, но порядком сватали и за невест давали подарки.
Андрей, брат Петров, учивший вере Христовой, был в славянской земле и удивлялся обычаям тамошних людей. Придя в Рим, он рассказывал то, что видел. Он говорил: «Дивные дела видел в славянской земле. Видел я деревянные бани, жарко натопленные, и там люди разденутся донога, обольются квасом и молодыми прутьями сами себя бьют. И до того добьют, что вылезут еле живы. И только когда обольются студеной водой, тогда оживут. И это делают ежедневно не по неволе, а сами себя мучают. Они не моются, а мучаются». — И все дивились этому.
————
Андрей, брат Петра апостола, и ходя по морю Понтийскому и уча людей вере Христовой, пришед в Корсунь, увидал устья Днепра и захотел по Днепру вверх поплыть через землю славянскую и варяжскую в Рим. И он поплыл вверх по Днепру. Случилось ему в одном месте переночевать под горою.
Утром встав, он сказал ученикам, бывшим с ним: «Видите вы горы эти? На этих горах построится великий город, много божьих церквей, и на месте этом воссияет великая благодать божья».
Взойдя на горы, он благословил их и поставил крест. Помолившись, он слез с горы и поехал далее.
————
На этом месте жили поляне, и у них были три брата с сестрою. Звали братьев: Кий, Щек и Хорив. Сестру звали Лыбедью. Кий жил на горе, где ныне Боричов перевоз. А Щек жил на другой горе, которая и теперь называется Щековица; а Хорив на третьей горе. Ее прозвали Хоревица. И сделали братья вместе город и назвали этот город Киев во имя старшего брата. Около города были непроходимые боры и леса, и братья ловили и били зверей, и были люди мудрые и смышленые.
————
Кий, пожив недолго в городе, поплыл по Днепру вниз в море Понтийское. И греческий царь с честью принимал его. Вернувшись домой, он другой раз ходил на юг, и на Дунае, где ему полюбилось место, стал строить городок Киевец. Он хотел переехать жить туда, да соседи его не дали ему поселиться. И теперь место, где он строился, называется Киевец. Тогда Кий пришел назад и, пожив в Киеве, помер. И тут же скончались и похоронены братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь.
————
Поляне жили по Днепру. Через их землю проходил путь от варягов к грекам, и от греков вверх по Днепру волоком до реки Ловоти, а Ловотью вниз в великое озеро Ильмень. Из озера этого течет река Волхов и впадает в великое озеро Нево, и из того озера выходит начало моря Варяжского.
По тому морю можно доплыть до Рима и от Рима по тому же морю до Царьграда, а от Царьграда приплыть в Понтийское море. В Понтийское море втекает река Днепр.
————
Днепр же начинается в Оковских лесах и течет на юг—полдень. А Двина река из того же леса начинается и течет на север и впадает в море Варяжское. Из тех же лесов потекла Волга на восток и 70-ю рукавами впадает в море Хвалынское.
Так что из славянской земли есть путь по Волге на восток в Хвалыни, в жребий Симов, а по Двине в варяжскую сторону и от варяга в Рим и от Рима на полдень, в жребий Хамов.
————
После смерти братьев Кия, Щека и Хорива, полян стали обижать древляне и другие окольные народы. И напали на них казары, жившие в лесах, и завладели ими. И сказали им казары: платите нам дань. И, собравшись, поляне между собой думали, какую дань послать. И решили послать казарам с каждого дома по мечу. И так и сделали.
————
Казары, взяв мечи, пришли к своему князю и к старшинам своим, сказали: налезли мы на новую дань. И показали мечи. И старейшины спросили: откуда такая дань. И казары отвечали: В лесу, на горах днепровских. Старейшины казарские взяли мечи, посмотрели их, сказали своему князю: Эта дань недобрая. Мы воевали народы и забирали дани оружием, с одной стороны острым — оно называется сабля — а это обоюдоостро и называется меч. Эти народы этими мечами завоюют дань с нас и с других народов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полное собрание сочинений. Том 21"
Книги похожие на "Полное собрание сочинений. Том 21" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Толстой Л.Н. - Полное собрание сочинений. Том 21"
Отзывы читателей о книге "Полное собрание сочинений. Том 21", комментарии и мнения людей о произведении.