Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Прогулки по допетровской Москве"
Описание и краткое содержание "Прогулки по допетровской Москве" читать бесплатно онлайн.
Говорят, что допетровская Москва была одним из самых красивых городов мира. Города этого уже нет… Изогнутые улочки, настоящие дворцы из мачтового леса, зерновые мельницы в центре города. Удивительный, ни на что не похожий облик боярских палат и домов горожан не оставлял равнодушным никого из гостей допетровской Москвы. Точных сведений о том городе совсем немного, но зато осталось бесчисленное количество загадок и тайн.
В новой книге Марин Бесединой мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, своими глазами увидим московскую старину и ощутим непередаваемый запах ушедшей эпохи.
До наших дней это изумительное по красоте здание, с которым связано много значительных исторических событий, дошло, однако, с некоторыми изменениями. Изменилась конструкция крыши, форма проемов окон — теперь они прямоугольные, а в 1684 г. восточный фасад постройки, выходящий на Соборную площадь, был облицован граненым камнем — тоже в итальянском вкусе. С тех пор палата и получила название Грановитой. Но эти переделки, связанные с ремонтом, потребовавшимся после произошедшего в 1682 г. пожара, лишь придали Грановитой палате еще большую законченность, сделали ее облик более соответствующим русским архитектурным традициям. Тогда же крышу Грановитой палаты покрыли позолотой и расписали по этому фону разноцветными орнаментами. В ту пору Грановитая палата, и сегодня очень красивая, была поистине великолепна! К сожалению, уже в 1696 г. эта замечательная кровля сгорела.
Здание Грановитой палаты — почти квадратное в плане — имеет два этажа. На первом этаже (подклете) размещались хозяйственные помещения, а на втором, площадью 495 м2, — собственно зал приемов. Этот зал, занимающий весь второй этаж, днем освещался 18 окнами, расположенными по трем его стенам, а вечерами — паникадилами (средневековое название люстр). Эти паникадила не сохранились, и в XIX в. в Грановитую палату поместили 4 круглые люстры из массивной бронзы, копирующие новгородскую разновидность паникадил — так называемые «хоросы». Копии древних новгородских хоросов украшают Грановитую палату потому, что восстановить вид утраченных московских паникадил у реставраторов XIX в. не было возможности. Хоросы свешиваются на цепях с 9-метровых сводов, крестом сходящихся к центральному столбу. И этот столб, и стены Грановитой палаты, ее зал в XVIII в. попытались привести в соответствие с эстетикой того времени. Прекрасные фрески замазали побелкой, а затем затянули поскучневшие стены вишневым бархатом. После наполеоновского пожара было решено не восстанавливать этот официозный декор, и приглашенные из села Палех художники-иконописцы, братья Белоусовы, расписали Грановитую палату по сохранившейся «описи» Симона Ушакова, который в 1668 г. реставрировал обветшавшую стенопись. Воспроизводя библейские сюжеты, Ушаков в то же время составлял подробный реестр изображенного — для отчета. И вот этот отчет помог замыслу мастера возродиться вновь.
Для чего же служила вся эта роскошь? Какие именно торжественные церемонии проводились в Грановитой палате?
Именно здесь собиралась на заседания Боярская дума. Здесь представители феодальной аристократии одобряли или не одобряли внесенные царем предложения по управлению государством и ведению войн (официальная формула того времени гласила: «Царь приказал, а бояре приговорили»). Здесь сталкивались интересы придворных партий и разыгрывались отвратительные и смешные сцены «местничества». Дело в том, что места в Грановитой палате члены Боярской думы занимали согласно строгому ранжиру: чем знатнее был боярин, тем ближе к царю разрешалось ему сидеть. И вот иногда, претендуя на привилегии более знатных родов, тот или иной боярин затевал спор с соседом, стремясь занять его место (в прямом смысле, на скамье). Эти ссоры сопровождались бранью, а иногда и драками, и многие цари боролись с нарушавшей порядок заседаний традицией местничества, но безуспешно. Ведь это был едва ли не последний отголосок времен феодальной раздробленности Руси, и к ссорам в Думе бояре относились крайне серьезно, дело доходило порой до пожизненной вражды.
Но, конечно же, не этими трагикомическими происшествиями славна Грановитая палата. Кроме Боярской думы, с середины XVI по середину XVIII в. здесь заседали Земские соборы, на которых в решении судьбы страны участвовали представители различных сословий государства — первый росток русского парламентаризма. В Грановитой палате праздновались военные победы: так, именно здесь в 1552 г. Иван Грозный торжественно отмечал взятие Казани. В 1653 г. собравшийся в Грановитой палате Земский собор — представители духовенства, дворянства и «торговых людей» — принял историческое решение о воссоединении Украины с Россией.
Кроме этого, в Грановитой палате торжественно представлялись государям иностранные послы.
Интересная историческая подробность: по обычаям тех времен женщинам запрещалось присутствовать на подобных официальных мероприятиях. Но для того, чтобы жены и дочери великих князей (а позже — царей) были в курсе происходящего, в Грановитой палате выгородили небольшое помещение, которое называлось «тайник». Находясь в этой комнатке, августейшие дамы, невидимые снаружи, могли слушать, что говорилось за стеной, а при желании и наблюдать за происходящим через высоко расположенное окошко, забранное частой решеткой.
Символическое значение Грановитой палаты было для русской монархии так велико, что в XIX в. при строительстве великокняжеских хором для постройки дворца на нее не посягнули.
Собственно, свою функцию парадной приемной Грановитая палата исправно выполняла до начала XX в. — пока существовало в России самодержавие.
Уцелел и переход, некогда соединявший Грановитую палату с царским дворцом — теперь он «стыкует» ее с Владимирским залом Большого Кремлевского дворца.
Это так называемые Святые сени. Они представляют собой зал прямоугольной формы, стены которого украшают росписи на библейские сюжеты. Та стенопись, которую мы видим в Святых сенях сегодня, создана уже в XIX в.
Поражает роскошь и нарядность Святых сеней — они кажутся перенесенными сюда из русской сказки. Причудливые выступы сводов отделаны рельефными резными жгутами, украшенными позолотой. Раззолочены и шесть белокаменных резных порталов, обрамляющих двери, тоже украшенные резьбой. Интересно, что пройти можно только через одну из них, остальные двери — ложные, установленные в Святых сенях уже в XIX в. как элементы интерьера.
На протяжении столетий из Святых сеней был еще один, ныне не существующий выход — на Соборную площадь. Это было знаменитое Красное крыльцо. Собственно, оно являлось парадным выходом Святых сеней. Именно с него объявлялись царские указы. Жителям постсоветской России трудно даже представить себе, какое большое значение имело еще сравнительно недавно в историческом масштабе Красное крыльцо!
С ним связаны многие важные моменты русской истории — как трагические, так и радостные. Именно с Красного крыльца сбросили на стрелецкие копья расположившегося в царских палатах Григория Отрепьева — Лжедмитрия I. Это было начало борьбы россиян с иноземной оккупацией… Но, тем не менее, гораздо приятнее припомнить другое…
«…В Стародавней Руси в царствование царя Алексея Михайловича открывались на Святую Пасху — в третий или четвертый день праздника — двери Передних сеней государевых — не для одних бояр и сановников, но и для простого люда московского: торгашей, посадских, мастеров всякого цеха, дворовых людей и крестьян. Все были празднично одеты — кто как мог. Сколько было возможно пропустить народу — столько и пускали в Передние сени, остальные получали приказ от стольника — ждать у Красного крыльца. Царь на своем престоле принимал людей, и к руке жаловал, и каждому из своих рук яйцо давал красное, монастырской росписью разукрашенное. На пасхальной седмице царь раздавал до 37 000 яиц. Хранили люди царский подарок всю жизнь свою и передавали детям своим… Затем выходил царь на Красное крыльцо и объявлял народу громогласно: „Христос воскресе!“ И откликалась толпа, и давала ему ответ: „Воистину воскресе“» — так рассказывается о древней московской традиции в сборнике «Христос воскресе: пасхальные рассказы», изданном под эгидой Православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
«Кто из приезжающих в Москву, а особенно в первый раз, не спешит побывать в Кремле, поклониться московским угодникам, взглянуть на царские терема, Красное крыльцо и Грановитую палату!» — писал М. Н. Загоскин в «Москве и москвичах». К сожалению, этот красивый и овеянный дуновением Истории памятник старины был уничтожен в 1935 г.
Благовещенский собор
В юго-западной части Соборной площади возвышается Благовещенский собор. По традиции он возведен на том месте, где стоял предыдущий собор того же имени. А первый каменный храм во имя праздника Благовещения был возведен в Московском Кремле еще при сыне Дмитрия Донского, великом князе Василии. Строился он долго: с 1397 по 1416 г. Здесь следует отметить, что строительство на Руси, будь оно деревянным или каменным, обычно велось поражающе быстрыми для того времени темпами и редко занимало больше одного-двух лет. Это с удивлением отмечали иностранные путешественники, привыкшие к тому, что в западно-европейских городах крупные сооружения возводились на протяжении десятилетий, а иногда и столетий (как, например, Кёльнский собор). В процессе строительства, в 1405 г., этот исчезнувший собор украсился росписями работы знаменитых мастеров своего времени, имена которых и сегодня являются звездами первой величины в истории русской культуры: это были Андрей Рублев и Феофан Грек. Им помогал мастер Прохор с Городца.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Прогулки по допетровской Москве"
Книги похожие на "Прогулки по допетровской Москве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве"
Отзывы читателей о книге "Прогулки по допетровской Москве", комментарии и мнения людей о произведении.