» » » Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве


Авторские права

Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Астрель: Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве
Рейтинг:
Название:
Прогулки по допетровской Москве
Издательство:
Астрель: Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23963-2 Астрель, ISBN 978-5-7390-2366-7 Агентство КРПА Олимп
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прогулки по допетровской Москве"

Описание и краткое содержание "Прогулки по допетровской Москве" читать бесплатно онлайн.



Говорят, что допетровская Москва была одним из самых красивых городов мира. Города этого уже нет… Изогнутые улочки, настоящие дворцы из мачтового леса, зерновые мельницы в центре города. Удивительный, ни на что не похожий облик боярских палат и домов горожан не оставлял равнодушным никого из гостей допетровской Москвы. Точных сведений о том городе совсем немного, но зато осталось бесчисленное количество загадок и тайн.

В новой книге Марин Бесединой мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, своими глазами увидим московскую старину и ощутим непередаваемый запах ушедшей эпохи.






Едва ли не самая знаменитая из этих рек, заключенная «в трубу» первой, — река Неглинная. Она перестала видеть солнечный свет уже к 1823 г. Река Неглинная, или, как ее в просторечии именуют москвичи, Неглинка, и сегодня течет под ногами прохожих, отделенная от них слоем земли и асфальта и, разумеется, надежными сводами современного бетонного коллектора и старинной кирпичной кладкой. А на поверхности — лишь улица, которой досталось имя исчезнувшей реки. Свой след на карте оставили и остальные исчезнувшие под землей или и вовсе засыпанные сестры Неглинки — Даниловка, Золотой Рожок, Елоховец, Пресня, Сивка, Студенец, Филька…

Рождение города

Но вернемся в те времена, когда все это водное великолепие, еще не замутненное потребительским отношением человека, ярко сверкало под лучами солнца. В ту давнюю пору реки были не только естественными источниками водоснабжения, не только «поставщиками» рыбы — они были надежными, самой природой проложенными дорогами, по которым жители древних поселков могли добираться до своих соседей, а порой и пускаться в далекие путешествия. Разветвленная сеть водных дорог, покрывавшая территорию будущей столицы, делала эти места очень выгодными для племен, желавших осуществлять торговые и дипломатические отношения с другими народами. И в XI–XIII вв. вятичи, осваивая новые земли, выстроили здесь ряд укрепленных поселков — их следы найдены в Деревлеве, Зюзине, Конькове, Матвеевском, Тушине, Филях, Царицыне, Черемушках, Чертанове, возле станции Яуза… Жители этих деревень — те самые люди, которые составили первоначальное ядро населения Москвы.

Разумеется, рождение такого великого города не обошлось без исторических загадок и окрашенных народной фантазией и даже мистикой легенд. Например, с середины XIV в на московской карте появилось название «Кучково поле» — так именовалась местность в северной части нынешнего исторического центра города, между современными Лубянской площадью и Сретенскими воротами Белого города. (Впрочем, некоторые современные исследователи склоняются к мысли, что Кучково поле простиралось между Сретенскими воротами и нынешними Чистыми прудами.) С этим местом связано имя полулегендарного боярина Кучки — действительно существовавшего исторического лица, который в середине XII в. владел значительной частью московских земель. Смесь исторической правды и позднейшего вымысла, которым окружено имя Кучки, хорошо передает М. Н. Загоскин, рассказывая об истории основания Москвы; «Не говоря уже о Новгороде и Киеве., есть много городов в России гораздо старее Москвы. Однако ж имя ее встречается в летописях первой половины XII столетия… В 1147 г. Суздальский князь Юрий Владимирович угощал в ней князя Святослава Ольговича Северского. Около того же времени в южной России она была известна под настоящим именем своим и под названием Кучкова. В XIII веке ее причисляли к залесским городам. Есть версия неких летописцев, не очень уважаемая в ученом мире, но в которую я, как истинный москвич, готов от всей души поверить, об основании Москвы еще в 882 году знаменитым Олегом, который, проезжая из Новгорода в Киев, построил городок на речке Неглинной, в том самом месте, где она впадает в Москву-реку. Впоследствии этот городок вместе со своим округом перешел во владение суздальского боярина Степана Ивановича Кучки. Дом этого боярина стоял на берегу Поганого пруда, в начале XVIII столетия неизвестно почему переименованного в Чистый. Вся окружность этого пруда, составляющая нынешнюю Сретенскую часть, называлась Кучковым полем. Насильственная смерть боярина Кучки, убитого князем Суздальским Юрием Владимировичем, женитьба сына его Андрея Боголюбе кого на дочери умерщвленного боярина, и потом, спустя много лет, ужасная месть, совершенная сыном Кучки над этим же самым Андреем Боголюбским, необычайная казнь убийц великокняжеских, которых посадили живыми в деревянные короба и бросили в озеро Плещеево, где, по народному преданию, они и теперь еще плавают, — все это так занимательно и так походит на какой-то романтический вымысел, что, может быть, строгий критик не решится никак назвать эти происшествия историческими фактами. Впрочем, как бы то ни было, но то верно, что о Москве упоминается в летописях XII столетия… Есть еще предание, о котором я не смел бы и заикнуться, говоря с ученым профессором истории. В этой легенде рассказывают о каком-то отшельнике Букале, который в незапамятные годы жил на нынешней кремлевской горе, покрытой тогда непроходимым бором, отчего этот холм и назывался в старину Боровицким. Теперь остались только в Кремле три памятника, напоминающие нам о существовании этого дремучего леса: собор Спаса на Бору, церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору и Боровицкие ворота» («Москва и москвичи»).

История об «отшельнике Букале» не имеет исторического подтверждения. Вся полезная информация, которую мы с вами можем вынести из нее — само имя отшельника, явно угро-финское. Это еще одно доказательство того, что некогда московские земли населяли угро-финские племена (представители той самой фатьяновской культуры). Ведь некоторые исследователи само название города, происхождение которого так и не получило однозначного объяснения, выводят от угро-финского слова, означающего «медведица» — бурые «хозяева лесов» обожествлялись и угро-финнами, и впоследствии славянами.

Не находит подтверждения проверенными историческими фактами и рассказ об основании Москвы князем Олегом. А вот человек, давший свое имя урочищу Кучково поле, вполне заслуживает того, чтобы уделить ему немного внимания.

Дом, а точнее, укрепленный замок или форт, принадлежавший Степану Кучке, действительно возвышался на том месте, которое впоследствии было названо Кучковым полем. Правда, остается невыясненным, кем на самом деле был первым упомянутый в летописях владетель земель на берегах Москвы-реки — явился ли Кучка со своей дружиной (некоторые источники именуют его «тысяцким», то есть командиром тысячи воинов) в эти места издалека или же был одним из вождей вятичей, сплотившим вокруг себя воинов и народ. Как бы то ни было, Кучке принадлежало не только укрепление на берегу речушки Рачки — притока Яузы, которая, как мы помним, в свою очередь несет свои воды в Москву-реку. Следует особо отметить, что, пересказывая легенду, Загоскин воспроизводит и приводимую в ней неточность — в XII в. в течении Рачки еще не существовало пруда — искусственно созданного водоема. Кроме форта, Кучке принадлежали и раскинувшиеся по обоим берегам Москвы-реки «красные села». Все это великолепие действительно упоминалось современниками как «Кучков-городок» или «Кучково». Породившие легенду летописные указания повествуют о том, что великий князь Юрий Владимирович, впоследствии получивший прозвище Долгорукого, направлялся со своей дружиной во Владимир, где княжил его сын Андрей Боголюбский (получивший свое прозвище не за какое-то необыкновенное благочестие, а по селу Боголюбову, где располагался его замок). Проезжая через земли Кучки, князь якобы вступил в конфликт с их владельцем — Кучка не только не пожелал оказать знатному гостю соответствующие почести, но и оскорбил его. Возмущенный Долгорукий приказал своим воинам схватить надменного Кучку и предать его казни, однако пощадил детей своего обидчика — двух сыновей и красавицу дочь. Он взял их с собой во Владимир, где юные Кучковичи получили придворные должности, а их прекрасная сестра Улита сумела вызвать любовь князя Андрея и стала его женой. Однако дети убитого боярина не забыли горе, причиненное их роду, и организовали заговор; в результате которого Андреи Боголюбский был зверски убит в собственном дворце. Князь же Юрий построил на отвоеванных у Кучки землях деревянную крепость…

Трудно сказать, какие дипломатические интриги маскирует эта история, скомпилированная в середине XV в., несомненно, для того, чтобы не вносить в летописи сведения о каких-то действительно имевших место событиях политической жизни Древней Руси. Но то, что история гибели Кучки пронизана вымыслом, несомненно. Ведь ни в одной из древнейших исторических хроник нет никакого упоминания о Степане Кучке как о самостоятельной политической фигуре. Кучковичи же, согласно сведениям, которые можно прочитать в Ипатьевской летописи, действительно существовали и на самом деле были участниками заговора, имевшего целью убийство князя Боголюбского. Истинные причины этого заговора являются предметом спора историков и сегодня. Вряд ли гибель сына Юрия Долгорукого — строителя одного из величайших памятников древнерусского зодчества, храма Покрова на Перли — была связана лишь с личной местью. Известно, что Андрей Боголюбский, стремившийся укрепить княжескую власть, совершенно не считался с интересами подчиненных ему мелких феодалов. Несомненно также, что от стремился возвысить Владимирское княжество. Следовательно, тайна гибели Андрея Боголюбского может найти объяснение и в заговоре бояр, и в происках соседних князей. Отсутствие точного ответа окутало это давнее событие множеством легенд. Существует, к примеру, версия, согласно которой Андрей Боголюбский похитил у своего отца Юрия Долгорукова чудотворную икону Владимирской Богоматери. Святыня долгое время приносила Андрею неслыханную удачу, но в конце концов Божья кара за кощунство настигла его…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прогулки по допетровской Москве"

Книги похожие на "Прогулки по допетровской Москве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Беседина

Мария Беседина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве"

Отзывы читателей о книге "Прогулки по допетровской Москве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.