» » » » Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие


Авторские права

Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Семьеведение: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-691-01517-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семьеведение: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Семьеведение: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие раскрывает различные аспекты семейно-брачных отношений: социологию семьи, психологию семейных отношений, основы социальной работы с семьей.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, изучающим проблемы развития семейных отношений и оказания всесторонней помощи семье и ее членам.






Брачный рынок – термин, применяемый в демографической и социологической литературе для условного обозначения системы соотношения численности различных групп бракоспособного возраста. Ситуация на «брачном рынке», вероятность вступления в брак зависят от числа потенциальных брачных партнеров, его возрастно-половой структуры. На состояние «брачного рынка» влияют диспропорция полов, возникающая в результате войн и массовых миграций, резкое изменение уровня рождаемости в стране.

В добрачном поведении закладываются основы будущих семейных отношений, ценностных ориентаций супругов. Так как добрачное поведение предполагает общение двух полов (юноши и девушки, мужчины и женщины), то оно и зависит от того, что представляет собой каждый из субъектов отношения.

Л. И. Савинов предлагает следующую структуру добрачного поведения (см. схему 2).

Cхема 2

Добрачное поведение более длительный процесс, чем процесс выбора партнера. В целом на добрачное поведение молодого человека влияет определяющим образом стиль родительских отношений и атмосфера родительского дома, культура общества, различные индивидуально-личностные характеристики и ценностные ориентации индивида, и в целом система добрачного воспитания, существующая в обществе.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства людей. Дальнейший процесс развития личности человека, начиная с юношества, приобретает сугубо индивидуальные черты и во многом зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуации, в которых разворачивается общение и от его характера. И. В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодежь перенимает от старшего поколения немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни (см. схему 3).

Cхема 3

Вероятно, следует согласиться с Л. И. Савиновым, что в современных условиях действуют стереотипные и нестереотипные ценностные ориентации добрачного поведения. К стереотипным ориентирам относятся: выбор брачного партнера из своего сословия, примерно равного материального положения, уровня образования, одной и той же национальности, вероисповедания; общепринятые возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следование предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; учет мнения родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера.

Нестереотипные ценностные ориентации – это поведение, которое в данной культуре считается не общепризнанным, редко встречающимся и противоречащим традициям и обычаям общества. Конкретное их проявление – выбор партнера из семьи, образ жизни которой имеет существенное отличие от родительской семьи. У некоторых народов до сих пор нестереотипным считается выбор партнера из другого сословия, класса, национальности, вероисповедания и т. д. Подобные ориентации стали распространяться на этапе знакомств в среде молодежи и отражаться в мотивах ухаживания и взаимоотношений. Они в дальнейшем могут оказать влияние на развитие семейных и супружеских отношений, на характер поведения молодежи в брачно-семейных отношениях в целом.

В настоящее время в науке приняты несколько теорий выбора брачного партнера. Прежде всего, это теория основателя классического психоанализа Зигмунда Фрейда, построенная на предположении о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола.

Теория комплементарных (дополняющих) потребностей (Р. Уинч) объясняет выбор брачного партнера стремлением найти такого человека, который максимально мог бы удовлетворить потребности. В связи с этим будущие супруги должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга.

Инструментальная теория подбора супругов (Р. Сентерс) тоже основана на удовлетворении потребностей: человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

М. Абалакина считает, что выбор брачного партнера имеет три стадии:

1. Формирование первых впечатлений друг о друге.

2. Устойчивая фаза отношений, когда и окружающие начинают воспринимать молодых людей как достаточно стабильную пару.

3. Наступает после решения вступить в брак.

В промежутках между стадиями происходит сравнение мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности партнера.

Обобщая сказанное, необходимо выделить некоторые функции добрачного периода:

– Формирование впечатлений друг о друге как о брачных партнерах, о потенциальных супругах.

– Накопление совместных переживаний и впечатлений.

– Более близкое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения: проверяется функционально-ролевое соответствие партнеров.

– Проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи.

– Принятие решения о вступлении в брак с конкретным избранником (избранницей).

Совокупность добрачных факторов, побудивших создать семью, влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни и прочность брака в дальнейшем. Такими добрачными факторами являются:

– место и ситуация знакомства молодых людей;

– первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);

– социально-демографические характеристики вступающих в брак;

– продолжительность периода ухаживания;

– инициатор брачного предложения (девушка, юноша, родители, другие);

– время обдумывания предложения;

– ситуация оформления брака;

– возраст будущей пары;

– родители и их отношение к браку своих детей;

– динамические и характерологические особенности супругов;

– отношения в семье с братьями, сестрами.

Рассматривая предпосылки будущего супружеского согласия, необходимо выделить особенности, которые выявляются на добрачной стадии:

– наличие во взаимоотношениях мужчины и женщины первичного влечения и биологической совместимости, которая невозможна без определенной культуры интимных отношений;

– психологическая совместимость подразумевает душевный комфорт будущих супругов;

– духовная совместимость предполагает общность ценностных ориентаций: взгляды на жизнь у будущих супругов должны примерно совпадать;

– бытовая совместимость – способность одинаково понимать свои семейные обязанности и роли.

Если совпадают хотя бы три из перечисленных граней совместимости, то брак будет более или менее благополучным.

Однако эти предпосылки действовали не всегда. Обратимся еще раз к истории.

В условиях родового строя (и много позже) человек в собственном восприятии и в восприятии общества оставался в первую очередь членом рода. Соответственно моральными считались такие поступки, которые способствовали процветанию рода. Иначе говоря, род выбирал наиболее удачную пару для дальнейшего супружества, ослушание не поощрялось. Такое добрачное поведение считалось высоконравственным. И хотя мечта о светлой любви всегда жила в человеческом сердце, большинство молодых пар покорялись требованию общественной морали и вступали в брак по выбору старших.

«Брак не дело сердца, а сделка», – гласит пословица средневековой Европы, где долгое время брак рассматривался как союз экономический, необходимый прежде всего для приумножения частной собственности. Браки заключались исключительно в пределах своих сословий и даже селений. Дочь мельника выходила замуж за мельника, купец женился на дочери купца и т. п. В то же время, по свидетельству этнографов, всегда существовало и уважение к личному выбору и чувствам молодежи. Как же снималось подобное противоречие? С помощью добрачного воспитания. Дети воспитывались на примере старших, ориентируясь на четкое понятие «хорошая партия», которое обсуждалось в каждой семье.

Родители жениха присматривали невесту, создавая благоприятные условия для сближения молодых. А родители невесты поощряли «угодных» женихов и отвергали неподходящих. Безбрачие и бездетность в народе осуждались.

В России долгое время существовала «домашняя школа», которая отвечала требованиям культуры и была основным элементом своего времени. С молодежью в рамках семьи, домашнего хозяйства проводилась воспитательная работа, ориентированная на будущую самостоятельную супружескую жизнь. К 14–16 годам каждый молодой человек интеллектуально и морально был готов заменить отца (мать) и стать отцом (матерью) в своей семье.

В ХХ в. появились новые ценностные ориентации социального института добрачного поведения: равноправие между полами, экономическая и психологическая самостоятельность женщин, сексуализация культуры и др. Кроме того, в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими, а отношение к выполнению ролей противоречивое. С одной стороны, традиционно муж воспринимается как глава семьи, а женщина – хранительница домашнего очага. С другой стороны, существует мнение (и наглядные примеры) о равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций и домашних обязанностей. Какую систему ценностей примет тот или иной молодой человек зависит от множества факторов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семьеведение: учебное пособие"

Книги похожие на "Семьеведение: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Клушина

Надежда Клушина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Семьеведение: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.