Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
За весь период войны Черноморский флот потерял в море 26 подводных лодок, т.е. половину общего количества, принимавшего участие в боевых действиях. Они погибли на минах, от воздействия противолодочных сил и пропали без вести…
Обстоятельства гибели абсолютного большинства подводных лодок до сих пор неизвестны. Есть только некоторые отрывочные данные агентурной разведки и свидетельства очевидцев из местных жителей, например, по подводной лодке «М-118». Эта подводная лодка была заложена в январе 1940 г., спущена на вода в феврале 1941 г. и вступила в строй в октябре 1941 г. За год боевых действий восемь раз выходила на позиции в западную и северо-западную части Черного моря. 1 октября 1942 г. в районе между устьем Днестра и Дуная вблизи берега атаковала и потопила торпедой транспорт «Зальцбург» водоизмещением 1942 брт. Было это днем, на малых глубинах. Через некоторое время лодка была обнаружена немецким гидросамолетом и подверглась атаке, вероятно, успешной, так как по появившемуся следу соляра на лодку вышли два румынских тральщика. В условиях мелководья подводной лодке не удалось оторваться от тральщиков, и она была потоплена серией глубинных бомб. После бомбометания на поверхность всплыли деревянные обломки и обмундирование.
В конце 80~х годов были предприняты попытки поиска транспорта «Зальцбург» и подводной лодки, местные жители подтвердили факт боя и гибели лодки. Они сообщили, что на месте потопления румыны выставили буй, на следующий день водолазы обследовали район, но ничего не нашли. В этом же районе на берегу была обнаружена невзорвавшаяся торпеда, предположительно, с подводной лодки (или вторая в залпе по «Зальцбургу», или выпущенная по тральщикам). Торпеду разоружили и увезли. До сегодняшнего дня место подводной лодки, несмотря на многочисленные и многократные обследования района, не обнаружено. А вот транспорт «Зальцбург» найден, лежит он на глубине 14 м, наименьшая над ним глубина 4,8 м. Он обследован гидрографическим эхотралом бокового обзора «ГЭБО-100» и водолазами, последний раз в 1988 г. Транспорт сильно разрушен, лежит курсом 22Г, его длина около 135 м, ширина — 25 м. Местоположение и глубина определены гидрографами достоверно. В этом же районе есть еще несколько затонувших судов, причем, не все они осмотрены водолазами, так что не исключено, что среди них когда-то будет обнаружена и подводная лодка «М-118».
Во время третьего боевого выхода в район Варны погибла в ноябре-декабре 1942 г. подводная лодка «Щ-204», командир капитан-лейтенант И.М. Гриценко. Почти сорок лет точное место ее гибели было неизвестно. И только спустя 40 лет лодка случайно была обнаружена болгарскими рыбаками как подводное препятствие, о которое рвались сети. Гидрографическим обследованием установлены точные координаты. Водолазы доложили: «подводная лодка со звездой на рубке…» Как рассказывает капитан 1 ранга запаса Александр Васильевич Жбанов, тогда начальник Аварийно-спасательной службы Черноморского флота, по договоренности с болгарским ВМФ в район было послано современное спасательное судно «СС-21». Обследование подтвердило — да, подводная лодка, типа «Щука». Номера ни на рубке, ни в ограждении рубки, где должна быть медная табличка, не обнаружили. Вскрыли верхний рубочный люк, проникли в боевую рубку. По документам, найденным там (сигнально-наблюдательный журнал и др.), установили, что это — «Щ-204». Останки части экипажа с подлодки были доставлены в Севастополь и торжественно захоронены на кладбище ветеранов Великой Отечественной войны. На этой церемонии присутствовали многие родственники погибших подводников, которых черноморцы разыскали, а Военный совет флота пригласил в Севастополь. Среди них — сын командира лодки, тоже командир лодки, но атомной, с Северного флота, капитан 1 ранга Гриценко, и внук, тоже подводник… На памятнике погибшим выбиты имена всех членов экипажа лодки, поднятая с лодки пушка находится в экспозиции музея Черноморского флота.
В 1974 г. при обследовании гидрографами затонувшего судна около острова Змеиный и при последующем уточнении аквалангистами одного из украинских любительских клубов была обнаружена подводная лодка времен войны, погибшая от сильного взрыва в носовой части, вероятно, от подрыва мины с последующей детонацией запасных торпед. Командующим флотом, тогда адмиралом Н.И. Ховриным, было принято решение о подъеме лодки для использования ее как музейного экспоната, проведено детальное обследование силами Аварийно-спасательной службы флота, даже заведены уже стропы под корпус. Но потом пришлось отказаться от подъема, так как специалисты по взрывчатым веществам предполагали возможность самовзрыва сохранившихся в аппаратах торпед ввиду образования за прошедшие десятилетия легковзрывающихся окислов.
Одна подводная лодка лежит на грунте на севастопольском внешнем рейде, на глубине 78 м. Она обнаружена гидрографами в 1978 г. с помощью эхографа бокового обзора по «наведению» командира бригады траления, капитана 1 ранга Казбека Шовгенова. Он сообщил начальнику Гидрографической службы, что его тральщики при учебном тралении в этом районе систематически цепляются придонными тралами за какое-то препятствие. По просьбе гидрографов в 1980 г. лодка обследована малой исследовательской подводной лодкой «Бентос-300», частично даже сфотографирована. Действительно, это небольшая лодка, длиной 55-60 м, занесенная илом почти по ватерлинию, с полуразрушенной рубкой — и с большим количеством порванных тралов, курс лодки — около 90°. Можно предположить, что это одна из подводных лодок, затопленных интервентами в 1919 г. при уходе из Севастополя. Было затоплено 12 подводных лодок, в двадцатых годах поднято восемь, на глубинах от 17 до 60 м. Возможно, придет очередь и этой подводной лодки, представляющей бесценный экспонат военного кораблестроения начала двадцатого века. Кстати, некоторые инициативные группы уже разработали оригинальные способы подъема этой лодки с использованием эффекта замораживания и закручивания тросов. Координаты остальных погибших подводных лодок неизвестны. Полагаем, что этот наш долг перед погибшими подводниками когда-нибудь совместными усилиями энтузиастов и ученых будет выплачен…
* * *Значительные потери понесли на Черном и Азовском морях суда гражданских ведомств — Черноморского и Азовского пароходств и Совтанкера. Нагрузка на них выпала не меньшая, чем на боевые корабли и вспомогательные суда флота, плавали они даже больше.
Делить в войну моряков и суда на военные и гражданские весьма трудно, да и не нужно. Следует сказать, что вообще, если противник видел группу из транспортов и кораблей охранения, то первый и основной удар приходился на транспорты, как наиболее ценную и важную часть конвоя. В этом отношении тактика у обеих сторон была одинакова. Только мины почти не обладали избирательностью, поражая и корабли охранения, и конвоируемые транспорты. Правда, и здесь у боевых небольших кораблей охранения было преимущество — меньшая осадка и более слабое магнитное поле.
Всего за три года войны на Черноморском театре погибло 95 судов Минморфлота (не считая малых, водоизмещением менее 100 т). Наибольшие потери в гражданских судах, так же как и в боевых, были понесены в первый год войны, с июня 1941 г. по июнь 1942 г. В этот период погибло 66 судов, или две трети всех погибших. Во второй период войны (оборона Кавказа) погибло 25 и в продолжение последнего военного года — 3 судна.
Первые потери торговый флот СССР понес в июле 1941 г. Погибли транспорт «Аджария», грузопассажирский пароход «Ленин».
В августе потери возросли — затонуло 5 транспортов, из них 4 — в северо-западном районе, где шли боевые действия («Полина Осипенко», ледокол № 5, плавучий док, «Брянск», «Каменец-Подольский»).
В сентябре 1941 г. потеряно 4 транспорта, в том числе «Молдавия», «Советская Бессарабия», буксир «Тайфун».
В октябре потоплено 5 судов. В их числе ледокольный буксир «Соломбала», транспорт «Большевик».
Ноябрь 1941 т. был рекордным по нашим потерям. Погибло 8 судов, среди них санитарный транспорт «Армения», транспорт «Ингул», танкер «Апшерон», пропал без вести ледокол «Степан Макаров».
В декабре 1941 г. и январе 1942 г. ежемесячно погибало по 7 судов, в основном в Керченско-Феодосийской десантной операции (земснаряд «Ворошилов», буксир «Фанагория», транспорты «Пенай», «Ейск», «Красногвардеец», «Ташкент», «Зырянин», «Ногин», «Чатырдаг», «Спартаковец», «Батайск», «Жан Жорес», позже — танкер «Варлаам Аванесов»).
В феврале 1942 г. утонул только один транспорт «Коммунист». С марта по август 1942 г. ежемесячно погибало до 7 судов (транспорты «Чапаев», «Фабрициус», «Василий Чапаев», «Красный моряк», «Потемкин», «Восток», «Черноморец», «Красный Флот», танкеры «Валерий Куйбышев», «Михаил Громов», санитарные транспорты «Антон Чехов», «Сванетия», «Абхазия», «Грузия», «Белосток», транспорты «Кубань», «Украина», «Пролетарий», «Эльбрус», «Темрюк», «Севастополь», «Ян Томп», ледокол «Знамя социализма» и другие). Это был период наибольших потерь торгового флота СССР на Черном море.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.