» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






В декабре 1941 г. и январе 1942 г. ежемесячно погибало по 7 судов, в основном в Керченско-Феодосийской десантной операции (земснаряд «Ворошилов», буксир «Фанагория», транспорты «Пенай», «Ейск», «Красногвардеец», «Ташкент», «Зырянин», «Ногин», «Чатырдаг», «Спартаковец», «Батайск», «Жан Жорес», позже — танкер «Варлаам Аванесов»).

В феврале 1942 г. утонул только один транспорт «Коммунист». С марта по август 1942 г. ежемесячно погибало до 7 судов (транспорты «Чапаев», «Фабрициус», «Василий Чапаев», «Красный моряк», «Потемкин», «Восток», «Черноморец», «Красный Флот», танкеры «Валерий Куйбышев», «Михаил Громов», санитарные транспорты «Антон Чехов», «Сванетия», «Абхазия», «Грузия», «Белосток», транспорты «Кубань», «Украина», «Пролетарий», «Эльбрус», «Темрюк», «Севастополь», «Ян Томп», ледокол «Знамя социализма» и другие). Это был период наибольших потерь торгового флота СССР на Черном море.

В последующие месяцы 1942 г. потери резко уменьшились. Практически удалось сохранить оставшиеся крупные суда.

В 1943 г. погибло десять торговых судов (танкер «Вайян Кутюрье», буксир «Смелый», пароход «Пестель» и другие).

Анализ причин потерь на Черноморском театре показывает, что большая часть — 60% — из них вызвана авиацией, если проанализировать потери судов Морфлота на всех театрах военных действий, то этот процент гораздо меньше — 37. Далее идут мины — 16%, т.е. каждый седьмой транспорт на Черном море (так же как и в целом на всех театрах) погиб от мин. От подводных лодок на Черном море погибло всего 5 транспортных судов (меньше, чем от надводных кораблей — 7 единиц), в целом по ММФ на втором месте стоят подводные лодки противника — 13%, на третьем — надводные корабли — 6%. По общему количеству погибших судов СССР на черноморский театр приходится ровно третья часть.

Какова дальнейшая судьба погибших в войну судов минморфлота? Можно утверждать, что хотя много судов поднято и большинство из них разобрано уже на металлолом, все же значительная их часть остается на дне Черного и Азовского морей, особенно те, что погибли подальше от берега.

* * *

Огромны были потери во второй мировой войне флота Германии и ее союзников. К началу Великой Отечественной войны немецких кораблей на Черном море не было. Флот королевской Румынии состоял из 4 эскадренных миноносцев, 3 миноносцев, 4 канонерских лодок, минного заградителя, подводной лодки, 7 речных мониторов и других, более мелких кораблей, катеров и вспомогательных судов. Основные силы болгарского флота составляли 4 старых миноносца, 2 сторожевых корабля, 5 сторожевых катеров.

С первых же дней боевых действий на Черном море немецкое командование столкнулось с серьезными затруднениями в морских перевозках из-за малого количества морских транспортных средств. Румынские наиболее крупные и современные транспорты еще до войны были предусмотрительно отправлены в нейтральную Турцию. До конца войны в Стамбуле находились крупнейшие дизельэлектроходы «Трансильвания» и «Бессарабия», а «Тотила» и «Тейя» были возвращены в Румынию только в мае 1944 г. Они сразу были направлены на эвакуацию немецких войск из Севастополя и оба были потоплены, так что опасения предусмотрительных румын были обоснованными!

С продвижением немецких войск вдоль побережья Черного и Азовского морей удлинялись коммуникации и возникала все большая потребность в транспортных средствах, да и вообще в различных морских плавсредствах. Поэтому за 1942 и 1943 гг. немцы перебазировали на Черное море более 400 различных самоходных и несамоходных транспортных и вспомогательных плавсредств, в том числе около 200 быстроходных десантных барж (имея хорошее артиллерийское вооружение, они использовались и как боевые корабли), 113 сухогрузных и 40 нефтеналивных судов, 30 буксиров, 2 колесных парохода, 2 ледокола, 4 землечерпалки и множество несамоходных плавсредств (паромы, лихтеры, баржи). Часть из них доставлялась по Дунаю — с Балтийского и Северного морей, часть — через проливы Дарданеллы и Босфор из Средиземного моря. Подавляющее большинство судов и плавсредств было захвачено немцами в Голландии, Норвегии, Югославии, Франции. Для транспортных целей немецкое командование использовало также и бывшие советские плавсредства, захваченные при занятии портов или поднятые со дна моря (всего их было до 100 единиц, в том числе около 70 сейнеров, шаланд и мотоботов, 14 буксиров и 10 транспортов). Для обеспечения морских перевозок, а также для нарушения перевозок Черноморского флота, немцы в 1942-1943 гг. ввели в Черное море значительное количество боевых кораблей и катеров различных классов и типов. В их число входили 6 подводных лодок, 30 торпедных катеров, 84 сторожевых катера, 23 тральщика, 26 охотников за подводными лодками.

Летом 1942 г. на Черном море действовала также итальянская 10-я флотилия катеров под командованием капитана 1 ранга Мимбелли и несколько сверхмалых подводных лодок типа СВ. В флотилию входили 5 катеров типа MTSM с одной торпедой и 5 «взрывающихся» катеров типа МТМ. Катера были доставлены из Италии (Специя) по железной дороге до Симферополя, а затем на автомашинах до Фороса, где была оборудована временная база для спуска и подъема катеров — невдалеке от того места, где в восьмидесятые годы построена печально известная дача Горбачева. В июне 1941 г. итальянские катера принимали достаточно активное участие в действиях по блокаде осажденного Севастополя, в августе они перебазированы сначала в Феодосию, а в сентябре — в Мариуполь. В конце 1942 г. с приближением фронта флотилия была отправлена обратно в Италию, куда и прибыла в марте 1943 г.

К сожалению, точных данных о количестве потопленных кораблей и судов противника на Черном и Азовском морях в советской официальной исторической литературе нет. Анализируя цифры, приводимые в различных источниках, можно сказать, что всего за время боевых действий на Черном и Азовском морях от всех видов боевого воздействия (авиация, подводные лодки, надводные корабли и катера, мины, а также по другим причинам), немцы и их союзники потеряли более 400 кораблей, катеров, транспортов и других вспомогательных судов и плавсредств.

Исключение составляет уникальная по объему обработанной информации, по глубине анализа, полноте и, убеждены, достоверности приведенных данных книга любителей военно-морской истории С.В. Богатырева и К.Б. Стрельбицкого, вышедшая во Львове в 1993 г.{190}

По их данным, Германия за время боевых действий на Черном и Азовском морях потеряла 251 боевой корабль, в том числе 6 подводных лодок, 126 быстроходных десантных барж - БДБ и самоходных паромов типа «Зибель», 19 торпедных катеров, 28 тральщиков различных типов, 27 катеров-охотников за подводными лодками, 4 прорывателя минных заграждений, 4 сетевых и минных заградителя, 11 сторожевых катеров, 26 штурмовых и десантных ботов. Румыния потеряла 13 единиц — миноносец, сторожевой корабль, тральщик, минный заградитель, 2 монитора, 4 торпедных катера, 2 сторожевых катера и 2 катерных тральщика. Потери Италии — 11 торпедных катеров и сверхмалая подводная лодка. Потери транспортных морских судов равны 48 единицам, причем, 10 из них немецких, 14 — румынских, 5 — итальянских, 2 — венгерских. Остальные были захвачены в СССР (5 единиц), во Франции — 3, по одной в Греции, Голландии и Норвегии. Национальная принадлежность остальных шести транспортов не установлена. По данным уже немецких источников подтверждается потопление 45 буксиров и 31 большого несамоходного судна типа «баржа-лихтер».

Кроме указанных, было потоплено также 15 турецких и 8 болгарских транспортов, мелких судов и шхун. Мины явно не разбирают национальной принадлежности. Возможны и ошибки. К сожалению, бывали и неоднократные взаимные атаки кораблей, самолетов и подводных лодок Черноморского флота.

Из общего числа в 420 единиц потерь немецкого и союзных флотов на Черном и Азовском морях 75 было затоплено немцами в августе и сентябре 1944 г. при уходе из румынских и болгарских портов и вообще с Черного моря. В их числе 5 подводных лодок «U-18», «U-24», «U-19», «U-20» и «U-23», около 30 быстроходных десантных барж, около 30 кораблей противолодочной обороны, тральщиков, других катеров (из них 4 итальянских торпедных катера). Большая часть их и до сего времени покоится на подходах к Варне и Констанце.

Наиболее крупными транспортами, потерянными немецким и его союзными флотами были румынский транспорт «Пелес» (потоплен в августе 1941 г. в районе мыса Емине подводной лодкой «Щ-211», водоизмещением 5708 брт), итальянский танкер «Суперга» (6154 брт, потоплен тоже «Щ-211» в сентябре 1941 г. южнее Бургаса), итальянский танкер «Торчелло» (3336 брт, ноябрь 1941 г., район Варны, «Щ-214»), румынский транспорт «Каварна» (3495 брт, декабрь 1941 г., к северу от о. Змеиный, мины), болгарский транспорт «Родина» (4158 брт, март 1943 г., подводная лодка «Д-4»), румынский транспорт «Сучава» (6876 брт, апрель 1943 г., подводная лодка «С-33»), транспорт «Санта-Фе» (4627 брт, западнее Севастополя, ноябрь 1943 г., подводная лодка «Д-4»), транспорты «Тотила» и «Тейя» (2773 брт и 3599 брт соответственно, май 1944 г., авиация) и наиболее крупный из всех танкер «Фридерикс» (7327 брт, бывший французский «Фируц», май 1944 г., западнее Севастополя, торпедирован подводной лодкой «Л-4», дошел до Констанцы и там на мелководье затонул).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.