» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Как утверждает Л.З. Прох{46}, «…в большинстве случаев смерч — самое разрушительное явление природы». Они достаточно часты во многих районах земного шара, в частности, в России, Украине, Средней Азии. В США, например, от смерчей на суше (их там называют торнадо) ежегодно в среднем погибает 113 человек, а материальные потери составляют около 75 млн. долларов. По другим данным, потери еще более значительны{47}. С 1916 по 1960 гг. в США возникло 11503 смерча, с 1916 по 1950 гг. погибло 7961 человек, а убытки составили 500 млн. долларов. Статистики потерь в СССР и СНГ нам найти не удалось. Скорее всего, ее нет.

В акватории морей случаются очень опасные водяные смерчи. Они возникают возле мысов в мелководных морях и на границах теплых течений. Считается, что водяные смерчи существуют не более 40 минут; их диаметр 5—100 м. Смерчи на суше — крупнее. Воронка смерча, как правило, развивается из большого дождевого облака и напоминает огромный скрученный канат. Она, однако, может состоять как из пресной воды облака, так и втягивать соленую морскую воду. Внутри воронки происходит сильное нисходящее движение воздуха со скоростью до 80 м/сек. Эту струю окаймляют мощные восходящие потоки воздуха со скоростями до 90 м/сек, несущие сорванные с воды брызги, пыль, конденсированные пары. Д.В. Наливкин утверждает, что скорость вращения воздуха в катастрофических смерчах достигает 332 м/сек — скорости звука! Из-за понижения давления в центре смерча он превращается в огромный всасывающий насос и способен поднимать разнообразные предметы, живые существа иногда так высоко (до 1000 м), что они замерзают и покрываются льдом. Смерчи несут град, даже шаровые молнии, в них часты обычные молнии. Воронка смерча способна удерживать в воздухе до полумиллиона тонн воды!

Водяные смерчи часто сопровождаются каскадами — облаком или столбом из водяных брызг у основания смерча. Высота каскада может достигать несколько сот метров, но чаще всего — нескольких десятков метров{48}.

Длина пути смерча — до 8—16 км но иногда достигает 200 и даже 500 км. Скорость движения смерча — от нуля, когда он стоит на месте, до 240 км/час.

Смерчи, особенно водяные смерчи в Азово-Черноморском бассейне, бывают очень разрушительными и часто сопровождаются жертвами. Гидрометеоролог Д. Старое в период с 1924 по 1934 гг. зафиксировал в Азово-Черноморском регионе 24 случая возникновения смерчей. Они появляются, как правило, в теплое время года и нередко приводят к бедствиям. Так, 14 июля 1924 г. смерч прошел через Кубанские плавни и Курчанский лиман на Тамани в степь. Там он подхватил трех мальчиков-пастухов, одного из которых вскоре нашли мертвым. Судьба двух других неизвестна. По данным Д. Старова, 20 сентября 1927 г. в Керчи, в районе Еникале, смерчевый вихрь поднял в воздух и отбросил на 150 м баркас и байду, превратив их в щепки. Один из рыбаков был убит, трое искалечены. Несколько баркасов разбито у берега{49}. Иногда, к счастью, возникновение смерча не сопровождается потерями. С 22 июля по 29 сентября 1954 г. на Кавказском побережье Черного моря с помощью радиолокационной аппаратуры и визуально зарегистрированы четыре смерча. Вот заимствованное из литературы{50} описание очевидцем одного из них:

«Во второй половине дня на юге, в стороне моря, показались свинцово-черные грозовые тучи, медленно приближающиеся к побережью. Неожиданно в 16 часов 40 минут из середины одного из облаков стал медленно спускаться к поверхности моря огромный серый хобот, навстречу ему поднялся столб водяных брызг и пыли. Потом все слилось в один водяной столб. Гигантский волчок, постепенно утолщаясь, грозно приближался к берегу. Казалось, что море соединилось с небом, и вода сама бежит вверх по необыкновенному шлангу. Не дойдя до берега, смерч стал постепенно ослабевать и в 16 часов 59 минут распался. Он наблюдался всего лишь 19 минут».

На этот раз обошлось… К сожалению, так бывает далеко не всегда.

Тяжелейшая катастрофа, вызванная смерчем, произошла в июле 1991 г. близ Туапсе. Мощный водяной смерч «разгрузился» точно в горах недалеко от города Туапсе. Огромная масса воды под аккомпанемент грозы и штормового ветра устремилась по долине реки к морю. Высота водяного вала в районе Таупсе достигала 8 м. Несколько красивых горных поселков — Гойтх, Георгиевское, Герзнян — были накрыты этим валом и разрушены.

В Туапсе был уничтожен водозабор, повреждена электросеть, нефтебаза. Горючее попало в море. Оползни, вызванные смерчем, разрушили газопровод Майкоп-Сочи, автомагистрали, железную дорогу Туапсе-Сочи-Грузия. Без крова остались тысячи людей. 27 человек погибли. Долгое время спасатели и вертолеты вели поиски пропавших без вести{51}. Убытки были огромны. А это только один удар смерча!

Ежегодно в Азово-Черноморском бассейне бывает, очевидно, несколько случаев возникновения смерчей. Масштабы и последствия их различны. Наверное, о многих из них мы просто ничего не знаем, нет налаженной и публикуемой информации. А надо бы, знать и опасаться этой грозной стихии.


Причина катастрофы — ледоход

Лоция Черного моря предупреждает мореплавателей: «лед в Керченском проливе появляется почти ежегодно в среднем в конце декабря. Ледяной покров под влиянием переменных течений и ветров в течение зимы часто нарушается. В очень суровые зимы при северо-восточных ветрах пролив покрывается сравнительно прочным льдом. Полное очищение пролива от льда наблюдается в конце февраля — начале марта.

Дрейфующие льды в проливе наблюдаются главным образом весной по вскрытии Азовского моря.

Лед из Азовского моря идет в пролив обычно сплошной массой, иногда сильно торосистой, образуя на косах Чушка и Тузла нагромождения. Значительная часть льда проникает в южную часть пролива».

Весной приходится восстанавливать кое-какие створные знаки и другие навигационные устройства. Льды Азовского моря временами представляют большую опасность. Несколько лет назад они разрушили буровую установку в центральной части Азовского моря.

В текущем столетии средняя температура воздуха остается почти без изменений, изменяясь не более чем на 1,5—2°. Самыми холодными в период с начала века по 1985 г. были 1933 г. (средняя температура воздуха +8,9 °С), 1945 г. (+8,6 °С), 1950 г. (+8,7 °С), 1956 г. (+8,7 °С), 1972 г. (+8,4 °С), 1976 г. (+9,0 °С){52}.

Ежегодный прогноз и контроль за ледовой обстановкой сопряжены с большими трудностями, особенно в Азовском море и Керченском проливе, в Днепро-Бугском лимане, в акватории портов северо-запада Черного моря. Летают специальные самолеты ледовой разведки, составляются ледовые обзоры и карты ледовой обстановки. В действие вступают ледоколы, за ними следуют караваны, которые проводят суда, иначе лед может вытеснить их на мелководье{53}. Толщина льда, скажем, в Днепро-Бугском лимане достигает 20 см, он часто создает торосы. Зимой 1979—1980 г. толщина льда на севере Азовского моря была местами до 40 см. В том году все Азовское море в третьей декаде января было покрыто льдом{54}. Впрочем, это не новость в истории. Так, Геродот (485—424 гг. до н.э.) писал о Керченском проливе: «Зима здесь столь сурова, что восемь месяцев стоит невыносимая стужа,… Море здесь и весь Боспор Киммерийский (античное название Керченского пролива. — Е.Ш.) замерзают, так что скифы, живущие по ту сторону рва, (т.е. к западу от Киммерийского вала, проходившего поперек Керченского полуострова — Е.Ш.), выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону до земли синдов (т.е. на Таманский полуостров)».

Известны данные о сражении полководца Неоптолема, посланного понтийским царем Митридатом, со скифами на льду Керченского пролива (I век до н.э.).

Сосланный на Дунай римский поэт Овидий пишет, что с 7 по 17 г. н.э. Дунай и прибрежные воды трижды покрывались льдом на значительное расстояние. Амиан Марцелин описывает, что в 401 г. н.э. почти все Черное море замерзло, весной льды заполнили Босфор и в течение месяца выносились в Мраморное море. Босфор замерзал, судя по византийским источникам, в 739, 753, 755 годах.

Патриарх Никифор и летописец Кодрин описывают замерзание Черного моря на 100 миль от Анатолии. Из Месембрии (современный Несебр) по льду можно было пройти на Кавказ! Босфор замерзал также в 928, 934, 1011 годах. Князь Глеб измерял ширину Керченского пролива по льду в 1068 г. Лед был у берегов Черного моря и в Босфоре в 1232, 1621, 1669, 1758, 1823, 1849, 1862 годах.

Особенно холодной была зима 1813 г., когда Черное море было покрыто льдом от северных до южных берегов Крыма{55}.

Циклические колебания климата продолжаются и поныне (рис. 6). Впрочем, что там древняя история. В начале января 1942 г. инженерная служба Керченской военно-морской базы проложила по советам опытных таманских рыбаков ледовую дорогу через Керченский пролив. Ледостав начался с юга, и маршрут ледовой переправы был сложный — из Тамани на косу Тузла и далее на Керченский берег с выходом к селу Опасное общим протяжением 15 км. 2 января через переправу пролив форсировала первая воинская часть — отдельная стрелковая бригада, которую сопровождал начальник инженерной службы керченской базы Смирнов. 3 января саперы провели по ледовой переправе все обозы и легкую артиллерию, а 4 января, после усиления морозов, по льду двинулись автомашины и артиллерия калибром до 76 мм. Мороз достигал в эти дни 30°! На ледовой трассе, обеспечивая непрерывное движение соблюдавших дистанции подразделений пехоты, артиллерии, подвод, автомашин, трудились сотни людей. Иногда отдельные машины или повозки проваливались. За пять дней провалились одна пушка, две грузовые автомашины, шесть пар лошадей с повозками. Десять пар лошадей из воды извлекли саперы. Ледовая трасса действовала шесть дней. За это время морозы сковали и северную часть пролива. Удалось проложить ледовую дорогу коса Чушка-Жуковка. Эта трасса функционировала целый месяц, несмотря на бомбежки. Организацию ледовой переправы возложили на специальную ледово-дорожную партию Гидрографической службы во главе с лейтенантом Ф.И. Щелкуновым. Гидрографы следили за волнением, ветром, температурой воздуха. Трасса Чушка-Жуковка была открыта 22 января, однако под воздействием движущегося транспорта быстро изнашивалась. Не дожидаясь износа льда, гидрографы изыскивали новые трассы и к 3 февраля открыли для движения уже пять трасс. В докладах Ф.И. Щелкунова сообщается, что на ледовых дорогах за месяц погибло 25 автомашин и тягачей, 3 трактора, 2 пушки, а самым трудным, по воспоминаниям Ф.И. Щелкунова, были не работа и переправы, а взаимоотношения с командирами передвигавшихся частей, которые были старше лейтенанта по званиям, и, добиваясь скорейшего форсирования пролива, иногда даже хватались за оружие. Необходимы были твердость и мужество.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.