» » » » Игорь Оболенский - Легенды московских кладбищ


Авторские права

Игорь Оболенский - Легенды московских кладбищ

Здесь можно купить и скачать "Игорь Оболенский - Легенды московских кладбищ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство АСТ, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Оболенский - Легенды московских кладбищ
Рейтинг:
Название:
Легенды московских кладбищ
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-17-094513-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Легенды московских кладбищ"

Описание и краткое содержание "Легенды московских кладбищ" читать бесплатно онлайн.



Тема кладбищ и захоронений интересовала многих. Достаточно вспомнить Бориса Акунина и его «Кладбищенские истории». Правда, рассказ в них идет о кладбищах Лондона, Парижа и даже Иокогамы. А что же наши знаменитые некрополи? Игорь Оболенский уже давно водит экскурсии по московским кладбищам. Его авторские прогулки по некрополю — это больше чем просто экскурсия, это своего рода лекция по истории России. Каждое имя — Легенда. В этой книге собраны самые интересные и самые необычные.

Каким образом камень с могилы Гоголя оказался на могиле Булгакова? Как хоронили Надежду Аллилуеву? Что оставила на могиле Маяковского его дочь? Как проходили похороны С. Прокофьева, состоявшиеся в один день с похоронами Сталина? Что приносят на могилу Ии Саввиной? Где увидеть скифскую бабу, чей возраст более тысячи лет?






Василий Лебедев, так звучит настоящая фамилия поэта, начинал свой путь в литературу с переводов стихов Горация. Именно Василий Иванович сочинил строки, которые потом, с легкой руки Сталина, стали восприниматься девизом новой жизни: «Жить стало лучше, жить стало веселее».

Незадолго до смерти в своем дневнике Лебедев-Кумач писал: «Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — всё мелко, все потускнело. Ну, еще 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов… и глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно…»

Василий Лебедев-Кумач прожил 51 год…

* * *

И здесь же, неподалеку, небольшой белый камень с высеченными на нем двумя золотыми медалями Героя Социалистического Труда. Это могила Виктора ГРИШИНА (1914–1992), многолетнего правителя Москвы.

Официально должность Гришина звучала как «Первый секретарь Московского городского комитета КПСС», в переводе на современный язык — мэр столицы. Роль Виктора Васильевича в истории XX столетия довольно значительна — например, он готовил текст заявления об отставке, принятого Никитой Хрущевым.

После смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко именно фамилия Гришина фигурировала среди наиболее вероятных претендентов на главный пост в стране. Но в тот раз удача оказалась на стороне Михаила Горбачева. В 1987 году Гришин был отправлен на пенсию.

Всесильный повелитель главного города страны умер в районном собесе, куда отправился вместе с женой, чтобы оформить документы на право получения повышенной пенсии. Власти категорически отказывались хоронить Гришина на Новодевичьем. Но о запрете родственники узнали уже после того, как Виктор Васильевич был предан земле — в одной могиле со скончавшейся за несколько лет до этого матерью.

При жизни Гришина обвиняли в коррупции, процветавшей в руководимом им городе. Так, печально знаменитое дело «Гастронома номер 1», в народе именуемого «Елисеевским», и расстрел директора Соколова, тоже связывали с правлением Гришина. При этом сам Виктор Васильевич ушел из жизни практически в полной нищете. Из оставшегося со времен прежней службы состояния была только квартира в «цековском» доме в центре Москвы. На котором сегодня висит мемориальная доска в память именитого жильца.

* * *

Направляясь к старым кладбищенским воротам, обратим внимание на кенотаф академика Академии наук Азербайджана Зарифы АЛИЕВОЙ (1923–1985), жены известного политического деятеля Гейдара Алиева.

(Кенотаф — это памятник, под которым нет захоронения.)

Зарифа Азиз гызы Алиева ушла из жизни в Москве, когда ее супруг, Гейдар Алиев, был первым заместителем председателя Совета министров СССР. Когда же Алиев вернулся в Азербайджан, где стал третьим президентом Республики, прах Зарифы Алиевой тоже был перевезен в Баку. Это произошло в 1994 году.

* * *

На центральной аллее Старого Новодевичьего похоронен и архитектор Иван МАШКОВ (1867–1945), руководитель реставрационных работ Смоленского Собора Новодевичьего монастыря, соборов Кремля и храма Василия Блаженного. Именно Иван Павлович был автором проекта, совместно с архитектором С. Родионовым, стен и башен Новодевичьего кладбища, появившегося в 1904 году.

* * *

Во время нашей прогулки мне хочется вспомнить и тех, чьи имена, может быть, не так известны, но чья судьба оставила яркий след в истории.

Один из самых красивых памятников Новодевичьего — Ирине АСМУС (1893–1946). Она была женой философа Валентина Асмуса. И однажды, это случилось в 20-х годах прошлого века, открыла для себя поэзию Бориса Пастернака.

Стихи поэта только-только начинали свое триумфальное шествие, в газетах и журналах стали появляться портреты Пастернака. В один из дней Ирина Сергеевна увидела поэта на автобусной остановке, подошла к нему и пригласила в гости. Пастернак приглашение принял. А вскоре Асмус поняла, что влюбилась.



Когда все, как ей казалось, было готово к будущему браку, она решила познакомить Бориса Леонидовича со своей лучшей подругой — Зиночкой Нейгауз, женой профессора московской консерватории Генриха Густавовича Нейгауза. А Зинаида, надо заметить, терпеть не могла стихи Пастернака. Она удивлялась, чему все так восторгаются, когда у нее от этой поэзии начинает болеть голова. Но в итоге — как бывает только в жизни — именно Зинаиде Нейгауз было суждено стать судьбой Пастернака.

Что было делать, Асмус смирилась и даже поддерживала отношения с четой Пастернаков.

И вот наступает 1945 год. Зинаида Николаевна Пастернак возвращается из эвакуации в Переделкино, и на одной из аллей писательского поселка встречается с Ириной Сергеевной. Асмус внимательно взглянула на жену Пастернака и не удержалась: «Зиночка, вы очень плохо выглядите, вы, наверное, смертельно больны! Но не переживайте. Когда Борис снова женится, я ваших детей не оставлю».

Через год Ирины Сергеевны Асмус не стало. На ее памятнике выбиты строки Пастернака из стихотворения «Лето», которое он сочинил в Ирпене, где начинался его роман с Зинаидой Нейгауз.

Откуда же эта печаль, Диотима?
Каким увереньем прервать забытье?
По улицам сердца из тьмы нелюдимой!
Дверь настежь! За дружбу, спасенье мое!

А Зинаида Николаевна Пастернак прожила потом еще почти четверть века.

* * *

Прямо напротив — могила художника Георгия САВИЦКОГО (1887–1949). Это сын автора одного из самых, возможно, известных полотен Третьяковской галереи.



Официально создателем «Утра в сосновом лесу», а речь идет именно об этой картине, является Иван Шишкин.

Между тем Шишкин работал не один — медвежат нарисовал именно Константин Савицкий. Мало того, сам замысел картины принадлежит тоже Савицкому.

Рассказывают, что когда Павел Третьяков приобрел картину, то решил: главное на ней не медведи, а пейзаж. И снял фамилию соавтора, оставив в подписи «Утро в сосновом лесу» лишь имя Шишкина.

Стоя перед могилой Георгия Савицкого, академика советской Академии художеств, отдадим дань исторической справедливости, вспомнив и его отца, члена Императорской академии художеств.

Сам Константин Савицкий (1844–1905) похоронен в Пензе.

* * *

Могила великого композитора Дмитрия ШОСТАКОВИЧА (1906–1975).

Скромная мраморная плита, на которой буквами из металла обозначено имя покоящегося здесь гения. Под ними — нотной монограммой обозначены инициалы DSCH: Дмитрий Шостакович.



В том, что этот удивительный человек был не только гением музыки, помогает убедиться следующая история. В 30-е годы прошлого века Шостакович получил квартиру в Ленинграде. Новое жилье нужно было как-то обставить. Так совпало, что в те годы Сталин придумал устроить обмен паспортов. Бывшие дворяне новые паспорта получить не могли, так в итоге появились «лишенцы» — первые кандидаты на высылку из больших городов. Иными словами, это были потенциальные кандидаты во «враги народа».

Дмитрий Дмитриевич должен был ехать в Москву. Уезжая на вокзал, он дал матери деньги и попросил, чтобы она купила самое необходимое, хотя бы стол и два стула. Когда Шостакович вернулся в Ленинград, то не узнал свое жилье: квартира была обставлена павловской мебелью и напоминала Эрмитаж. Шостакович удивился: «Мама, как ты смогла на эти деньги столько всего купить?» И услышал в ответ, что чуть ли не половину населения Ленинграда выслали и, вынужденно покидая город, владельцы мебели распродавали все почти за копейки.

Шостакович тут же взял карандаш, лист бумаги и сказал матери: «Диктуй, у кого и что ты купила, сколько это стоило бы в нормальное время и сколько ты заплатила сейчас, пользуясь случаем». Когда список был готов, композитор оставил разницу и попросил немедленно отправить деньги бывшим владельцам. По-моему, в этой истории — весь Шостакович.

Главным для него была музыка. Дмитрий Дмитриевич говорил своим ученикам, что не следует писать, если можешь не писать. В 1936 году, в страшное для себя и для всей страны время, ошельмованный и униженный, Шостакович признался: «Если мне отрубят обе руки, я возьму перо в зубы и все равно буду писать музыку». По мнению сына Максима, это были совсем не пустые слова.

Шостакович был безусловной, что называется, звездой. В 1949 году он отправился в Америку, как член советской делегации, которая приехала на Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры в защиту мира. Вместе с ним за океан поехали известные писатели, режиссеры, ученые. Но главной знаменитостью был именно Шостакович. Об этом рассказывал писатель Александр Фадеев, который тоже был членом делегации. Американские газеты писали: «Из Советского Союза приехал Дмитрий Шостакович и сопровождающие его лица».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Легенды московских кладбищ"

Книги похожие на "Легенды московских кладбищ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Оболенский

Игорь Оболенский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Оболенский - Легенды московских кладбищ"

Отзывы читателей о книге "Легенды московских кладбищ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.