» » » » Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа


Авторские права

Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа

Здесь можно скачать бесплатно "Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Мир». Редакция космических исследований астрономии и геофизики, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа
Рейтинг:
Название:
Кроме Стоунхенджа
Издательство:
Издательство «Мир». Редакция космических исследований астрономии и геофизики
Жанр:
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кроме Стоунхенджа"

Описание и краткое содержание "Кроме Стоунхенджа" читать бесплатно онлайн.



Стоунхендж – это громадное сооружение из огромных каменных глыб, построенное 4 тысячи лет назад на Солсберийской равнине Британских островов. Сейчас получены убедительные свидетельства того, что Стоунхендж использовался в качестве астрономической обсерватории, позволявшей определять наступление времен года, а также солнечных и лунных затмений.

Профессор Хокинс анализирует также возможное назначение ряда известных памятников древних культур: гигантских рисунков в перуанской пустыне Наска, храма Амона-Ра в Египте и других. Шаг за шагом Хокинс распутывает клубки выдумок и легенд, выявляя истинное назначение многих известных доисторических памятников Старого и Нового света.

Книга рассчитана на широкие круги читателей.






Честь открытия исчезнувшей цивилизации майя принято приписывать Джону Стивенсу. Этот адвокат из Нью-Джерси и археолог-любитель, находясь на службе госдепартамента США, довольно-таки широко истолковал свои обязанности торгового атташе и отправился в жаркие душные джунгли Гондураса, чтобы выяснить, насколько верны дошедшие до него слухи. Он расчищал подлесок, разгоняя вопящих обезьян, валил гигантские деревья и вновь открыл солнечному свету пирамиды, храмы и статуи Копана. Происходило это в 1839 г., как раз тогда, когда Дагерр в Париже объявил об изобретении фотографии, так что должны были пройти еще многие десятилетия, прежде чем в этот город среди джунглей могла попасть фотокамера. Но Стивене заручился помощью художника-гравера и, как ни жаловался тот на скверные условия – на москитов, грязь, отвратительное освещение и на полное свое незнакомство с этим странным искусством, с этими гротескными лицами, ягуарами, змеями, сложными узорами, – заставил его подробно запечатлеть внешний вид своих находок.


Рис. 21. План «Американского Вудхенджа». Кахокия, шт. Иллинойс (США).


Рис. 22. Установка столбов в «Американском Вудхендже»


За год до этого Ф. Вальдек опубликовал книгу о своих исследованиях в Юкатане, однако его совершенно затмил Стивенс, который не только ошеломил всех гравюрами, но и использовал свой юридический опыт, а также гипнотизирующее воздействие своего волглого от тропической жары, но поблескивающего медными пуговицами парадного мундира американского чиновника (правда, без брюк) для того, чтобы купить развалины города за 50 долларов. Впрочем, сделка была довольно сомнительной: никаких доказательств того, что развалины – действительно его собственность, предполагаемый их владелец не представил, а, забрав 50 долларов, не преминул заметить, что на самом-то деле они стоят куда меньше.

Прошло двадцать лет. В джунглях Центральной Америки были открыты другие руины – Чичен-Ица, Ушмаль, Вашактун. Ученые восхищались удивительным искусством, обсуждали его. Затем в Королевской библиотеке Мадрида отыскалась забытая рукопись «Сообщение о делах в Юкатане» епископа Диэго де Ланда, который закончил ее в 1566 г. Благодаря сведениям, полученным от потомка одного из правителя майя, он смог привести в ней ключ к сложным узорам на камне. И выяснилось, что сложный орнамент, восхищавший ученых, был связан вовсе не с искусством, но с наукой. Каждый символ, каждый образ, каждый барельеф обозначал то или иное астрономически значимое число. Два креста над бровями змеиной головы, коготь ягуара в ухе бога, ряды раковин, изображение ворот, ступени пирамид – все они означали числа, связанные с теми или иными моментами времени. Это были кабалистические цифры, хитроумно запечатленные в камне так, что они выглядели произведениями искусства. Без такого ключа, как рукопись Диэго де Ланда, эта проблема астроархеологии могла бы оказаться неразрешимой. Но и с ее помощью расшифровка рисунков продвигается медленно, и многое остается неясным.

Эти числа связаны с календарными событиями. Майя были заворожены идеей течения времени. Непрерывно ли оно? Наступит ли ему конец? Эти вопросы имеют фундаментальное значение и для современной физики – для теории относительности. Майя пользовались двумя календарями – с годом из 365 дней и из 260 дней. Происхождение этой двойной календарной системы пока остается неясным. Конечно, с практической точки зрения второй независимый отсчет дней способствовал устранению ошибок, но это далеко не исчерпывающее объяснение. Оба эти календаря совпадали каждые 52 года (точнее каждые 18 980 дней) – удобная точка проверки, которая могла знаменовать и конец времени вообще (если только его не удастся предотвратить с помощью священных церемоний и жертвоприношений).

Месяцы обоих календарей состояли из 20 суток. Число 20, полученное не астрономическим путем, возможно, объясняется обычаем майя считать все «двадцатками». Год состоял из 18 месяцев по 20 суток с добавочным, девятнадцатым месяцем из 5 суток.

Когда Стивене поднимался по изукрашенной лестнице в Копане, он видел не просто искусную резьбу по камню. Повторенный пятнадцать раз барельеф означал 15 лет истории майя. Семьдесят пять ступеней показывали сумму лишних дней, добавлявшихся в коротких (девятнадцатых) месяцах этого периода (5X15). Гротескные лица на воротах были иероглифическим изображением даты начала строительства.

Календарный год в 365 дней требовал тщательного наблюдения. Времена года сдвигаются при нем ежегодно на четверть суток, т. е. на 25 дней в столетие, на полный год за 1508 лет. Задача исправления календаря была возложена на особую корпорацию жрецов-астрономов. Они использовали для этого астрономические направления – продолжения основных линий пирамид, храмов и площадей связывали небо с землей.


Рис. 23. Три храма, отмечающие важнейшие точки восхода Солнца. Вашактун, Гватемала.


Солнцестояния отмечались не Пяточным камнем, не трилитом, не башней Пачакутека, а храмами, причем не слишком наглядно. Вашактун на севере Гватемалы может послужить наилучшим примером подхода индейцев майя к той же проблеме, которую решали строители Стоунхенджа, и помогает понять, как аналогичные цели достигались в других майянских городах. Точно на восток от главной пирамиды находится высокая платформа. На ней были возведены три небольших крытых храма. Жрец-наблюдатель стоял на ступенях пирамиды на такой высоте, чтобы дальняя линия горизонта совпадала с крышей храма. Каждый день на заре он видел, как сначала алые отблески, а затем и солнечный диск появлялись в какой-то точке над силуэтами трех крыш. В день равноденствия Солнце поднималось точно над серединой среднего храма, а, кроме того, оказывалось на одной линии со стелой (покрытым резьбой монолитом), которая стояла на площади перед лестницей, ведущей к этому храму. В день летнего солнцестояния Солнце восходило у дальней стены «летнего» храма слева, а в день зимнего солнцестояния направление устанавливалось по дальней стене правого храма. Мне кажется несколько странным, что они не использовали центр крыши боковых храмов, отметив его, например, небольшим изваянием какого-нибудь бога, но, без сомнения, майя руководствовались вполне здравыми соображениями, которые были продиктованы особенностями их культуры. Тройная система храмов лето – равноденствие – зима была в различные эпохи майянской истории использована более чем в десяти их городах.

Вашактун был построен в классический период – где-то около 300 г. и. э., когда цивилизация майя достигла высокого развития. В других местах наблюдения с пирамид начались гораздо раньше. Самая ранняя из известных нам пирамид в Монте-Альто (Гватемала) относится примерно к 500 г. до и. э., к доклассическому периоду. Там наблюдатель поднимался по ступеням пирамиды и стоял лицом к востоку, глядя на площадь. Точки солнечного восхода были отмечены стелами – одна для равноденствия, две для солнцестояний. Стелы в дворике пирамиды, возможно, отмечали крайние точки восхода Луны. Сейчас, когда я пишу эту книгу, исследования еще продолжаются. В течение более восьми веков место восхода блистающего солнечного бога отмечалось сначала простыми монолитами, потом храмами.

Наблюдение за Солнцем и было методом исправления календаря. В Стоунхендже готового календаря не существовало (во всяком случае, кольцо лунок не дает никаких свидетельств о его существовании), u зимнее солнцестояние праздновалось тогда, когда оно наступало, без предварительного отсчета дней. В Юкатане календарь имелся, но вопреки довольно частым утверждениям он вовсе не был точнее, чем наш. Протяженность года всегда равнялась 365 дням, и високосного года они не вводили.

Для того чтобы точно знать, когда именно должен наступить, например, день летнего солнцестояния или весеннего равноденствия, приходилось вести визуальные наблюдения. И на практике жрец никогда не ошибался – поскольку не ошибается Солнце, – и дата празднования дня равноденствия смещалась в среднем на 0,2422 суток в год. Изучая вырезанную на камне запись смещений, жрец мог установить истинную длину года точнее, чем это сделал Клавий, когда он представил свои рекомендации папе Григорию XIII. Тем не менее майя продолжали пользоваться традиционным условным годом из 365 дней.

Каждые пять лет майя вырезали «камень времени». Символы и условные обозначения, вплетенные в богатый орнамент, сообщали дату и другие числовые данные. Ход времени отмечался неизгладимо, так, чтобы это могли видеть все. В Киригуа (Гватемала) камни обрели форму семитонных «чудовищ земли» – двухголовой змеи, зажавшей в челюстях изображение солнечного бога. Важнейший из всех солнечный бог иногда изображался в виде человеческого лица, похожего на того Кон-Тики, который был нарисован на парусе плота Тура Хенердала, а иногда в виде ягуара с дырками в ушах и с высунутым языком, напоминавшего многоцветные насканские изображения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кроме Стоунхенджа"

Книги похожие на "Кроме Стоунхенджа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джеральд Хокинс

Джеральд Хокинс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа"

Отзывы читателей о книге "Кроме Стоунхенджа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.