» » » » Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы


Авторские права

Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Руина, Мазепа, Мазепинцы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Руина, Мазепа, Мазепинцы"

Описание и краткое содержание "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать бесплатно онлайн.



События, произошедшие на Украине, после Переяславской рады  вплоть до предательства Мазепы.






этой беседе с Многогрешным, указывал, что действительно

ехавшие люди, оставляя списки приглашения людей духовного и

мирского чина, подали тем повод народу бояться, что царь отдаст

левобережную Украину Польше>. Дело для Демьяна Игнатовича

объяснилось не ранее, как царскою грамотою, писанною’ 27-го

декабря. В ней было сказано, что если в листах польских, назначенных к Дорошенку, не упоминалось о гетмане Демьяне

Игнатовиче, то это потому, что гетман Демьян Игнатович, со всем

Войском Запорожским, великому государю служит верно и ни-

178

какого <случения> с бусурманами не имеет, отводить его не от

кого; что было писано о депутатах с челобитною к королю, то

относилось к правой стороне Днепра. Посланцу Лазаря Барано-

вича игумену Ширкевичу в присутствии царя было прочитано, что за милосердием Божием Украину левой стороны Днепра никто

из-под царской высокой руки исхитить не может и в том бы он, гетман, был надежен.

Царь потребовал от гетмана Демьяна Игнатовича составить

ведомость об убытках, причиненных от Дорошенка левобережной

Украине, и известить, какие города держатся еще его власти в

полках Лубенском, Миргородском и Полтавском. Демьян

Игнатович отвечал, что выше сил человеческих будет изложить в

точности все сожженное и перечислить людей, захваченных в бу-

сурманскую неволю во время Дорошенкова нашествия: выйдет

убытка на несколько десятков миллионов. Города же 1670 года, состоявшие во власти Дорошенка, были: 1) Лубенского полка -

Лубны, Пирятин, Сенча, Лохвица, Яблонов, Лукомля, Ярошин, а из того же полка отдались государю города: Городище, Курянка, Чернуха, Глинск, Ромен и Смелая: 2) в Полтавском полку во

власти его состояли: Полтава, Зеньков, Лютянка, Коваленка, Бурки, Барановка, Шишак, Яреска, Богачка, Белоцерковка, Балак-

лейка, Опошня, Решетиловка, Санжаровы Старый и Новый, Ки-

шенка, Переволочна, Кобыляки; 3) в Миргородском - Гадяч, Рашевка, Комышная, Сорочинцы, Уцтивица, Миргород и Хорол; сверх того - города, лежащие на левой стороне Днепра, но

приписанные к правобережным полкам, к Чигиринскому: Остапья, Голтва, Манжалейка, Омельник, Поток, Кереберда, Кременчуг, Чигирин-Дуброва, Веремеевка; к Черкасскому - Ирклеев, Кра-

пивна, Золотоноша, Домонтов, Песчаная, и к Каневскому - Бо-

гушева-Слободка и Бубнов.

По этим известиям видно, что гетманская власть

Многогрешного далеко не простиралась на всю левобережную Украину, да

и там, где ее признавали, она не была до того тверда, чтоб

удерживать народ в спокойствии. В январе 1670 года подьячий Ми-

хайло Савин, едучи из Новгород-Северского к Батурину, видел, как толпы людей из разных городов-бежали в страхе, покинувши

свои дома и имущества; одни стремились скрываться в

укрепленных городах <в осаду>, другие собирались переселяться в

великорусские города. <Мы пропали, - кричали они, - царь нас

хочет выдать польскому королю! Если так станется, - говорили

смелейшие, - мы станем с поляками биться, не щадя голов

своих. - Нет, - кричали другие, — чем подальше от беды, тем

лучше, хоть бы на край света забежать>. Везде только о том и

толковали, что не сегодня-завтра возьмут ляхи Киев и рассыпятся

по всему краю. <Все православные, - писал Лазарь Баранович

179

в Москву, - плачут горько и мятутся от этого слуха. Сжалься, государь, над кровью своею, над своим искони вечным отечеством!

Ведь правоверные великие князья киевские, начиная с

равноапостольного Владимира - твои предки, кровь твоего пресветлого

величества! Не отпускай же собственности своей, вещего града

Киева, в иноверные руки на вечное поношение и жалость всего

православного христианского народа>.

В области управления гетмана Демьяна господствовала неу-, рядица. Когда в Светлое Воскресение 1670 года, по обычаю, пол-, ковники съехались в Батурин, двое из полковников не явились к

гетману, а явившихся упрекал Демьян, что замечает в них мало

к себе расположения. Он им говорил тогда такую речь: <Вести

ко мне доходят, что во всех городах меня козаки мало любят; а

если вправду так, что не любят меня, так пусть бьют челом

великому государю об избрании нового гетмана. Я уступлю

войсковые клейноты тому, кого выберете; пока же я буду гетман, то

буду укрощать своевольников сколько мочи моей станет; на том

я великому государю присягал: не таков я, как изменник Брухо-

вецкий, что как Иуда Христа предал; так он великому государю

изменил. Я же обещался за государя помереть, и вперед пусть

слава такова будет на род мой!>

Дмитрашка Райча, ударив по столу, с жаром произнес: <Полно

уж нам таких гетманов обирать, чтоб из-за них кровь

христианская лилась. Будем себе единого государя иметь неотступно, а

своевольников станем укрощать>.

Все положили на общем совете не склоняться ни на какие

неприятельские прельщения, упорно стоять против каждого

неприятеля и во всем быть послушным гетману.

Все это, однако, не оказывалось вполне искренним. 19-го

апреля, на другой день после рады, на которой был дан гетману

обет в послушании, один гетманский челядник сказал

великороссийскому подьячему, бывшему тогда гонцом: <только

переяславский полковник, да староду.бский Петр Рославченко с гетманом

заодно служат государю, а прочие - так и сяк>.

Полтавского й~ Миргородского полков козаки, увлекаемые в

одну сторону универсалами Дорошенка, в другую - универсалами

Многогрешного, все еще сами не знали, к кому им пристать. Они

находились в беспрестанном сношении с козаками других полков

и повсюду распространяли дух непостоянства; не менее их

оказывали на народ влияние запорожцы, которые шатались повсюду

и учили всех никому не повиноваться.

Край малороссийский все больше и больше приходил в упадок

от нескончаемых междоусобий и татарских нашествий; селения

пустели, жители во множестве переселялись в слободские полки

и вообще в царские земли>; обнищало хозяйство остававшихся

180

на родине отцов и дедов. Недавно было еще то время, когда поляки

называли Украину плодородным Египтом, когда даже и после

тяжелых и кровавых войн Богдана Хмельницкого, проезжавший по

Украине араб Павел, архидиакон патриарха Макария, следовал

от подольских границ до Киева посреди потонувших в садах и

пасеках хуторов и хлебных гумен, а приехавши в лавру, был

угощаем вином, добываемым из собственных виноградников; теперь царь Алексей Михайлович пытался добыть из Малороссии

строителей виноградников и овощных садов и посылал затем в

Печерскую лавру, так как в ее волостях этого рода хозяйство

давно уже приобрело славу. Иннокентий Гизель отвечал ему: <таковых строителей не токмо во всей святой лавре ныне не стало, но и на иных местах в наших странах нет, за различными злыми

мятежами здешними и многими обидами и сполохами, для чего

и наши винограды запустевают>. Упало тогда и духовное

просвещение, так озарившее русскую церковь из Киева. Киево-Братский

монастырь с его коллегией, по свидетельству того же Иннокентия, пришел в крайний упадок: церкви его были’ сожжены, братия

бродила, нуждаясь в пище и в одежде; учители и проповедники

слова Божия, пребывая <алчными и хладными>, не могли вести

своего доброго дела. Иннокентий просил для них царской

милости, и царь Алексей Михайлович обещал подавать им пособие.

Из всех вотчин Братского монастыря оставалась одна деревня на

Днепре, дар Петра Могилы, но и та была разорена. И другие

киевские монастыри: Межигорский и Выдубицкий находились в

нужде и просили пособий от благочестивого царя.

VII

Многие городки левобережной Украины сдаются

Многогрешному. - Вопрос о резиденции гетмана в

левобережной Украине. - Полтавский полковник

присягает царю. - Подозрение Демьяна на

Ханенка. - Романовский выправляет у

константинопольского патриарха неблагословенную

грамоту против Демьяна. - Царь успокаивает

Демьяна и ходатайствует за него пред патриархом. -

Посольство Дорошенка в Польшу. - Проект

примирения с поляками. - Острожская комиссия. -

Ханенко принимает польские условия и признается

гетманом от Речи Посполитой.

Беспокойства, угрожавшие власти Дорошенка на правом

берегу Днепра, снова побудили его отложить намерение подчинить


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Руина, Мазепа, Мазепинцы"

Книги похожие на "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Костомаров

Николай Костомаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы"

Отзывы читателей о книге "Руина, Мазепа, Мазепинцы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.