А Бартницкий - История Эфиопии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Эфиопии"
Описание и краткое содержание "История Эфиопии" читать бесплатно онлайн.
Июньский поход 1529 г. в Доуаро и Бали следует расценить как грабительский, а не направленный против основных сил империи. Вероятно, подобным же образом оценил его и Либнэ-Дынгыль, если не послал главные свои силы на помощь подвергавшимся нападению территориям, а предоставил их защиту местным войскам. Правда, имам прошел через обе пограничные области, обозначив свой путь пожарищами и пепелищами, но он не занимался там никакими политическими вопросами. Несмотря на то что он нашел союзников, мирным путем передавших ему ряд округов и даже перешедших на его сторону, имам Ахмед не назначил в завоеванных провинциях наместников, бросив их на произвол судьбы, и не направился далее в глубь империи. Вполне вероятно, что, несмотря на предшествовавшие успехи, фактический правитель Харэрского султаната еще не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы двинуться в глубь труднодоступного Центрального массива. Он вынужден был считаться и со своей армией, которая, бесспорно, главную цель всех походов видела в трофеях и, обогатившись до пресыщения, требовала возвращения домой. Имам не жалел усилий, чтобы разжечь в своих воинах ненависть к христианам и вдохновить их на "священную войну". Вскоре сказался результат этой деятельности, чему в немалой степени способствовали его прежние боевые успехи.
По возвращении в Харэр имам использовал трофеи похода в Доуаро и Бали прежде всего на перевооружение своей армии и для нового пополнения. Таким образом сама империя в какой-то степени оплатила расходы, {137} связанные с войной, ведущейся против нее. В Харэр прибывали все новые воины и вступали в армию имама, слава которой уже вышла за пределы Африканского континента. Прибыли сюда, например, отряды из Южной Аравии, из племени махра, чтобы принять участие в дальнейшей войне против империи. Имам увеличивал численность своих войск, а средства от захваченных трофеев он расходовал на приобретение огнестрельного оружия, которого до сих пор у него было немного. После двухмесячного отдыха армия имама Ахмеда вновь выступила против империи. На этот раз она имела семь артиллерийских орудий. Перед походом имам поклялся или вернуться в Харэр, завоевав всю империю, или погибнуть. Войска имама вновь двинулись к Доуаро со стороны реки Аваш.
БИТВА В АНЦОКИИ И У АЙФЭР
Император, после того как верные ему правители Доуаро и Бали или погибли, или попали в плен во время июньского похода 1529 г., направил часть своих войск на защиту этих территорий, которым вновь угрожала опасность. Войска имама через территорию Доуаро направлялись к Дамоту. Ближайшей задачей, какую поставил имам перед своими солдатами, было ограбление церкви в населенном пункте Анцокия. Здесь вооруженное сопротивление захватчикам должны были оказать командующие императорских войск: битуоддэд Бэдлай, рас Дэгальхан и другие. Войска Граня двинулись в направлении Хадьи. Проводники указывали имаму скрытые дороги, которыми он, минуя сосредоточенные при главных переходах засады императорских войск, приближался к Анцокии. Рас Дэгальхан, зять Либнэ-Дынгыля, не решился сам дать бой Граню и обратился к императору с просьбой о подкреплении. Вскоре подошел со значительными силами правитель Фэтэгара рас Ыслам-Сэгэд, называвшийся также битуоддэд Ысламо. Большую часть его армии составляли лучники из племени майя, которых боялись войска имама, потому что их отравленные стрелы вызывали смерть в страшных мучениях. В битве у реки Сэмэрма именно они были одной из причин паники среди его отря-{138}дов. Костяк армии составляли бесстрашные полки из Бали. Рас Ысламо вместе с военачальником по имени Аббет, поделив силы на два корпуса, расположили войска на тщательно выбранных позициях в горах около анцокийской церкви.
Битва в Анцокии, состоявшаяся в феврале (или марте) 1531 г., относится к важнейшим в этой войне. Чашу весов победы перетянула на этот раз артиллерия, примененная в этой войне впервые. Несмотря на героическое сопротивление раса Ысламо и военачальника Аббета, пушки внесли сумятицу в наиболее храбро до сих пор сражавшиеся полки пехоты из Бали, заставив их отойти с позиций. Анцокия пала. За уходившим расом Ысламо пустилась погоня, которая окончательно рассеяла разбитую армию, а самого раса вынудила к одинокому бегству в глубь провинции Хадья. Войска Граня вступили в округ Айфэр, где захватили богатые трофеи. Некоторые солдаты Граня вели с собой до тридцати мулов и по десятку невольников, не считая скота, оружия, щитов, богато украшенных и обычных седел и другого добра. В Шарка, куда затем направилась армия имама, безуспешно пытался оказать ему сопротивление битуоддэд Бэдлай. Здесь были взяты в плен жены и дети некоторых крупных феодалов, которые, чтобы вызволить своих близких из плена, начали переходить в ислам и на сторону Граня. Последний держал слово: возвращал неофитам семьи и щадил их имущество. В Шарка впервые достались им в качестве трофеев золото и ткани. Оттуда армия направилась к Доуаро и в населенном пункте Андурах без борьбы захватила церковь, которую, кажется, 11 лет строил знаменитый нэгаш Годжама Уосэн-Сэгэд. Командующие мусульманскими войсками вошли в церковь и были поражены ее архитектурой и орнаментикой, греческими коврами, иконами, тонким полотном, шелками и драгоценными камнями. Потом церковь разграбили и сожгли.
Либнэ-Дынгыль после получения известия о поражении раса Ысламо у Анцокии, о сожжении церкви Уосэн-Сэгэда и безнаказанном разбое Граня в Доуаро и граничивших с этой провинцией округах поспешно стал сзывать полки и формировать новую армию, во главе которой поставил правителя округа Ангот раса Тэкле-Ийесуса. {139} Костяк армии составили отряды из Тигре и Ангота. Тридцать тигрейских военачальников и наместники округов: из Шире - Сэмаил, из Цэлемта - Абрахам, из Хамасена и Кыдда - Кыфле, из Годжама - Гийоргис, из Бэгэмдыра - Йисхак - и многие другие привели с собой многочисленные полки, и каждый из них - как сообщает не без преувеличения арабская хроника - возглавлял не менее 10 тыс. солдат. К этой армии присоединился рас Ысламо, которому император хотя и простил поражение, но, не забыв потери войск, не доверил на этот раз командования. Рас Тэкле-Ийесус решил захватить врасплох армию неприятеля и атаковать ее с тыла. Он рассчитывал, что армия Граня, захватив уже достаточно трофеев, начнет отходить через Доуаро, а он с войском двинется вслед за ними и будет преследовать их далеко за пределами империи. Однако имам был прекрасно информирован через своих людей, находившихся в близком окружении командования императорской армии, обо всех планах Тэкле-Ийесуса. Захваченной врасплох оказалась не армия Граня, а войска Тэкле-Ийесуса, которые, проснувшись на рассвете, увидели перед собой будто из-под земли выросшие мусульманские полки, приведенные к лагерю хорошо знавшими местность проводниками. У императорской армии не оставалось никаких шансов. Погибли рас Тэкле-Ийесус и рас Ысламо, погибли или оказались в плену все вышеперечисленные наместники. На поле боя осталось 130 военачальников из Амхара и Тигре. Эфиопская армия потеряла все свое снаряжение. Это сражение вошло в историю под названием битвы у Айфэр. После нее феодалы Доуаро прекратили сопротивление и подчинились власти имама.
За армией Граня уже тянулся огромный обоз трофеев. Много разной добычи и пленных приходилось на каждого солдата. Воины имама уже хотели возвратиться домой. Однако на этот раз имам не допустил превращения "священной войны" в грабительский набег. В узком проходе между скалами он остановился и приказал рубить головы всем, кто оставит при себе больше добычи, чем может унести один мул. В округе племени майя, который не был разграблен из-за страха перед отравленными стрелами, воины имама с плачем и криками бросали добычу, чтобы {140} идти дальше в "священный" поход. Теперь целью похода был плодородный и урожайный округ Уорэба, поблизости от Уодж, являвшийся житницей империи.
УОСЭН-СЭГЕД
Либнэ-Дынгыль, войска которого потерпели очередное тяжелое поражение, отступил из округа Уодж и не стал давать сражения находившемуся неподалеку Граню. Его войска понесли очень чувствительные потери и не были способны к следующему сражению. Император Эфиопии, находясь от Граня на расстоянии только одного перехода, смотрел в отчаянии на дым пылавшей императорской резиденции в Гэбэрге, где родился его отец, император Наод. Свою же резиденцию в Бадуки поджег он сам, чтобы она не досталась врагу. Император выступил в направлении Дамот, куда подходил с войсками бывший регент Эфиопии, крупный амхарский военачальник Уосэн-Сэгэд, нэгаш Годжама (по некоторым документам - нэгаш Дамота). Престарелый Уосэн-Сэгэд был окружен в Эфиопии всеобщим уважением. Можно с уверенностью сказать, что он пользовался авторитетом если не большим, чем император, то равным ему. Мудрость и справедливость снискали Уосэн-Сэгэду огромную популярность, выражением которой было его прозвище, распространенное в народе: Йедыха-Аббат - "Отец бедных".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Эфиопии"
Книги похожие на "История Эфиопии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Бартницкий - История Эфиопии"
Отзывы читателей о книге "История Эфиопии", комментарии и мнения людей о произведении.