А Бартницкий - История Эфиопии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Эфиопии"
Описание и краткое содержание "История Эфиопии" читать бесплатно онлайн.
На этой естественной границе император Либнэ-Дынгыль тщательно организовал оборону. У каждого из пяти проходов находились войска. Защиту двух важнейших ущелий, Маят и Уосиль, возглавили рас Дэгальхан и сам император. Рас Дэгальхан приказал у входа в ущелье Маят выкопать еще дополнительно глубокий ров. Внутри ущелья он всюду расставил отряды войск из Гыддыма и Тигре, входившие в состав возглавляемого им корпуса. Такой же ров выкопал у ущелья Мэнзи рас Бэнят. Император Либнэ-Дынгыль расположился на склонах гор, защищавших вход в ущелье Уосиль. Когда шла эта подготовка в императорском лагере (июль - август 1531 г.), имам также не бездействовал. Часть войск под командованием визиря Адоле он оставил в Фэтэгаре и в {145} юго-восточных районах, другую же повел сам на север. Имам Ахмед принял решение атаковать округ, который защищал Либнэ-Дынгыль. Рас Дэгальхан, на которого была направлена первая атака войск Граня, успешно и без больших для себя потерь отразил ее, тогда имам Ахмед решил отказаться от осады ущелья Маят и перейти к оборонявшимся императором воротам ущелья Уосиль. Войско его двигалось без обоза, он приказал своим людям не трогать церквей, не грабить, говорить только на местном амхарском языке, а специально высланным вперед отрядам он приказал распространять весть, что идущие за ними войска являются частью войск Дэгальхана, которые, победоносно отразив атаку Граня у Маят, направляются на помощь императору. Весть о приближающейся якобы армии Дэгальхана достигла императорского лагеря, расположенного на горе над ущельем Уосиль, и оттуда спокойно смотрели на взбиравшиеся по отвесной тропинке отряды, не подозревая о страшном обмане. Тридцать кавалеристов и пятьдесят пехотинцев преодолели уже половину подъема. Сзади подтягивались следующие отряды.
Вдруг с вершины горы, где спокойно хлопотали императорские солдаты, заметили клубы дыма над ближайшей церковью. Страшное проклятие вырвалось из уст Граня в адрес того пьяного солдата, который нарушил приказ и поджег христианский храм, обнаружив таким образом приближавшиеся неприятельские войска. Имам начал торопливо преодолевать оставшуюся часть крутизны, а на вершине спешно кинулись седлать коней, хватать щиты, копья и мечи. Из императорских рядов на бешеной скорости вырвался наездник и, приблизившись к скачущему впереди имаму, прокричал формулу мусульманской веры, после чего повел войско имама в атаку. Всего около часа длился бой на вершине. Императорских солдат, которые приписали коварное появление Граня колдовству, охватил панический страх. Они сдавались без борьбы, прося о пощаде, бросались в бездну, гибли под ударами подходивших отрядов, взбирались на деревья, ломавшиеся, под их тяжестью и увлекавшие их на дно пропасти. Эфиопы выкрикивали заклинания, думая силой собственной магии уничтожить мнимые чары имама. Вскоре разбежались последние императорские солдаты. Перед глазами защищав-{146}шегося у входа в шатер Либнэ-Дынгыля появилась мощная фигура. По росту великана и сабле в левой руке император догадался, что это Грань-Левша. Не узнанный врагами правитель без коня кинулся бежать, бросив свой императорский шатер, трон и весь двор. Укрывшись до наступления сумерек среди деревьев, в сопровождении двух спутников пробрался он под покровом ночи на следующую горную вершину и ускользнул от погони. 21 октября 1531 г. пало ущелье Уосиль, открыв путь в недоступный до этого район Эфиопии, сердце империи.
ПОТЕРИ, ПОНЕСЕННЫЕ ЭФИОПСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В этой области между горных цепей находились плодородные долины, по которым текли реки и где прекрасно росли все культуры. Здесь было выстроено много церквей, монастырей, накопивших многочисленные сокровища и богатые библиотеки. Перед армией Граня открылся дуть к овеянному легендами центру Эфиопской империи. Для начала захватчики разграбили белый шатер императора, забрав из него трон, доспехи, парчу и шелка, не считая взятых в плен придворных дам знатного происхождения. В течение трех дней солдаты имама тешились своей добычей. Но от непривычного холода, царившего на этой возвышенности, они очень страдали и даже многие погибли. Проводники указали Граню наиболее богатые из здешних монастырей. Визирь Нур-ибн-Ибрахим направился к монастырю Атронсэ-Марьям, некогда построенному и богато одаренному императором Бэыдэ-Марьямом; Сиди Мохаммед - к Дэбрэ-Нэгодгуад, монастырю императора Зэра-Яыкоба, где, кроме неисчислимых богатств, хранились доспехи султана Бэдлая-Чудовища, захваченные в 1435 г.; сам имам двинулся к Мэканэ-Сылласе, самому замечательному церковному сооружению империи, строившемуся в течение нескольких лет Наодом и незадолго до этого достроенному правящим императором. Другие отряды направились к остальным монастырям и пустыням.
Хроника рассказывает, как в окружении высших сановников имам Ахмед подошел к собору Мэканэ-Сылласе. Насладились очи его внешним великолепием, которое {147} превзошло все ожидания: двери храма были выложены плитками разноцветного золота и серебра с инкрустацией жемчугом, крыша позолочена, стены украшены позолоченными изваяниями. Затем имам торжественно вступил внутрь и, насмотревшись на пышность орнамента, отдал приказ разрушить это произведение архитектуры и искусства Эфиопской империи, не имевшее себе равных во всей стране. Сотнями топоров сдирали со стен золото, серебро и драгоценные камни. Все сорвать не сумели и подожгли храм, еще полный богатств. Подобным же образом визирь Нур разрушил Атронсэ-Марьям и вынес оттуда Евангелие с золотыми страницами, алтарь из чистого золота, забрал золотой прибор, на котором, по распоряжению императора Бэыдэ-Марьяма, имел право есть здешний церковный сановник; та же участь постигла монастырь Дэбрэ-Нэгодгуад. Все монастыри в этом районе были разграблены, а потом сожжены, и вместе с ними сгорели памятники эфиопской письменности, заботливо собранные и хранившиеся в монастырских библиотеках. Беззащитные монахи пытались - в основном безуспешно - спасти от захватчиков бесценные богатства монастырей. Часто они сами гибли в пламени, не желая видеть, как бесчестят их храмы. Фанатичный имам, с таким трудом разжегший в своих солдатах рвение к войне во имя веры, переживал свой большой триумф. Страшное бедствие, не имевшее себе равных в истории империи, распространялось все шире.
Император Либнэ-Дынгыль отступил к реке Бэшило. Вслед за ним направилась мусульманская погоня, возглавленная гэрадом Ахмушу. Погоня следовала за императором до Бэшило, после чего повернула назад. Император вступил в Бэгемдыр, а корпус Ахмушу направился к горе "заточенных князей" Амба-Гышен, где были собраны многочисленные сокровища, роскошные наряды, драгоценная утварь и другие богатства, среди которых проходила жизнь претендентов на престол. На вершине Амба-Гышен текли потоки, увлажнявшие почву, возвышались украшенные и богатые жилища, где в момент нашествия Граня находилось много императорских родственников и свойственников. На отвесные стены поднимались по лестницам, а железные барьеры охраняли вход. {148}
Амба-Гышен защищали яростно. 25 ноября 1531 г. мусульманские войска прекратили атаки, а предводитель атаковавшего корпуса гэрад Ахмушу был захвачен в плен и обезглавлен. Разгневанный поражением имам Ахмед хотел сразу же вновь двинуться со своей армией на Амба-Гышен, но остальные военачальники удержали его от этого шага. Они стали указывать ему, что многочисленные завоеванные округа фактически остаются во владении императора, так как там не поставлены новые правители, а старым, несмотря на их измену императору, нельзя было особенно доверять из-за их приверженности христианской вере. Имам согласился с их мнением и приказал визирю Адоле прибыть с его армией в Дэбрэ-Бырхан, туда, где должны были встретиться разделенные в середине 1531 г. мусульманские войска. Сам же он, прежде чем выступить к Дэбрэ-Бырхан, двинулся на север к озеру Хайк, на берегу которого стоял знаменитый монастырь Дэбрэ-Ыгзиабхер, а на острове известная пустынь Дэбрэ-Ыстифанос. Монахи из монастырей с озера Хайк славились накопленными в течение веков богатствами и играли видную роль в империи, имея привилегию занимать высшую должность акабе сэата. Обо всех богатых и великолепных центрах эфиопской церкви имам узнавал у своего высоко ценимого проводника по имени Ананиаш, хорошо знавшего всю империю, который за награды и высокие звания провел армию имама от Доуаро в глубь страны.
На озере Хайк имам имел первый свой бой на воде. Он построил лодки и вынудил монахов капитулировать. Ценой сохранения церковных строений и при условии своей неприкосновенности духовенство из Хайк согласилось отдать имаму все накопленные сокровища и выдать находившихся здесь в заточении мусульманских сановников, взятых в плен в эту и предыдущую войну. Три лодки, в каждой из которых могло поместиться 150 человек, трижды отчаливали от острова, увозя монастырское имущество: золотые и серебряные кресты, золотые светильники с золотыми цепями, книги с листами, украшенными золотом, изваяния, шелк, парчу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Эфиопии"
Книги похожие на "История Эфиопии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Бартницкий - История Эфиопии"
Отзывы читателей о книге "История Эфиопии", комментарии и мнения людей о произведении.