А Бартницкий - История Эфиопии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Эфиопии"
Описание и краткое содержание "История Эфиопии" читать бесплатно онлайн.
Правление императора Гэлаудеуоса было заполнено - наряду с борьбой против Харэра - неустанными усилиями по вторичному подчинению тех областей и народов, которые или стали уже самостоятельными, или были близки к отделению от империи. В марте 1548 г. император Гэлаудеуос выступил с вооруженной экспедицией, целью которой было подчинение областей, граничивших с провинцией Дамот. Три года (1550-1552) он посвятил укреплению своего господства в других юго-восточных провинциях, особенно в Уодж, где воздвиг прекрасную {162} резиденцию и выстроил церковь. Он вновь подчинил округа Гэмбо, Гумэр, Уогэм и ряд других. Главное внимаете император Гэлаудеуос направлял на юго-восточные области, прежде всего в связи с их экономическим значением для государства: эти области обладали большими естественными богатствами, в том числе изобиловали золотом. Видимо, северные провинции во времена Гэлаудеуоса были относительно спокойны, хотя и в эти районы он несколько раз направлял вооруженные экспедиции. В пятидесятые годы Гэлаудеуос вынужден был дать несколько сражений галла, чьи нашествия, правда отражавшиеся, разоряли и так уже довольно истощенную страну.
Император Гэлаудеуос беспрестанно вел вооруженную борьбу на трех фронтах: с мусульманами побережья и юго-востока, с галла, а также с собственными народами и племенами, повторное присоединение которых к империи было первоочередной задачей. В разоренных Гранем землях Гэлаудеуос восстанавливал разрушенное. Это восстановление было одним из тех деяний, которые наряду с военными успехами умножили славу молодого и энергичного правителя. Прежде всего он определил список разрушенных Гранем церквей и монастырей, подлежавших восстановлению в последовательном порядке. Сам он отстроил и воздвиг в округах, только что подчиненных, ряд церквей и монастырей, таких, например, как Тэдбабэ-Марьям, Мэканэ-Сэмаыт, Дэбрэ-Уорк. В ряде областей: Шоа, Амхара-Сайнт, Годжаме, Бэгемдыр и Тигре - он приказал начать работы по восстановлению и возвращению былого великолепия монастырям Дэбрэ-Либанос, Дэбрэ-Бырхан, Мэканэ-Сылласе, Атронсэ-Марьям, Дзбрэ-Ыстифанос, Мэртуле-Марьям и другим знаменитым памятникам церковного зодчества. В то же время император заботился о развитии сельского хозяйства и ремесла, также пришедших в упадок в годы нашествия.
ПРИБЫТИЕ ИЕЗУИТОВ
На пятидесятые годы XVI в. приходятся первые значительные попытки вмешательства в эфиопские дела со стороны иезуитских миссионеров. Как мы помним, {163} Бермудеш, отправленный примерно в 1535 г. императором Либнэ-Дынгылем в Португалию за военной помощью, вероятно, от самого императора получил обещание обращения Эфиопии в католицизм. А также император якобы обещал Бермудешу пост епископа эфиопской церкви. Непосредственно после победного сражения объединенных эфиопско-португальских войск в 1543 г. Бермудеш потребовал от Гэлаудеуоса исполнить обещания Либнэ-Дынгыля: передать половину Эфиопии под управление Португалии, перейти в католицизм и назначить его епископом. Гэлаудеуос вместе с церковными сановниками аббой Зыкыре и аббой Паулосом отказался выполнить требования Бермудеша, утверждая, что, во-первых, нет повода, чтобы половину государства отдать Португалии, так как помощь была оказана на принципах дружеской поддержки одной христианской страны другой христианской страной, и, во-вторых, возможность подчинения эфиопской церкви римскому папе исключается фактом принадлежности ее к монофизитству. Вследствие такого оборота дел папа и прежде всего генерал ордена иезуитов Игнатий Лойола, не отказавшись от намерения подчинить Эфиопию Риму, стали тщательно готовить следующую миссию. В Риме при церкви св. Стефана деи Мори была открыта специальная школа для иезуитских миссионеров, готовившихся выехать в Эфиопию. В школе изучали язык Эфиопии, обычаи и традиции страны, а также принципы ее религии. Папской буллой 1554 г. патриархом Эфиопии был назначен Нуньес Баррето. Чтобы подготовить почву при эфиопском дворе и обеспечить Баррето прием, приличествующий его высокому сану, в Эфиопию в 1555 г. был направлен иезуит Гонсало Родригеш, который возвратился, ничего не сделав из-за отказа Гэлаудеуоса и эфиопского духовенства перейти в католицизм. Родригеша лишь уверили, что патриарх Баррето будет принят императорским двором.
В 1556 г. Баррето вместе с группой иезуитов направился в Эфиопию. Сам он, боясь оскорбления, задержался в Гоа, а в Эфиопию послал епископа Андреса де Овьедо. Епископ прибыл к императорскому двору в 1557 г., где ему оказали дружественный прием, но его миссия снова не принесла Риму ожидаемого результата. Сначала сам {164} император с абунэ Йесуфом проводили диспуты с Овьедо, затем был созван синод с участием высших представителей эфиопского духовенства, на заседаниях которого присутствовал и Гэлаудеуос. Итог синода был отрицателен для иезуитских эмиссаров. В конце 1558 г. Овьедо покинул императорский двор, не добившись ничего, кроме позволения вести проповедь евангелия на территории Эфиопии. Часть эфиопского духовенства в такой степени была недовольна этим предоставлением иезуитам права проповедовать, что смерть Гэлаудеуоса на поле боя начали приписывать божьей каре, ниспосланной на императора за слишком доброжелательное отношение к чужеземцам. Пожалуй, эти фанатические защитники эфиопского символа веры безосновательно обвиняли императора в уступках иезуитам. Ибо Гэлаудеуос, несомненно незаурядный правитель, отличавшийся как военным, так и дипломатическим талантом, старался сохранять твердость в вопросах веры, не теряя, однако, вежливости по отношению к пришельцам.
ЛИТЕРАТУРА
Гэлаудеуос был образованным человеком и оказывал всяческую поддержку развитию литературы и искусства. В 1555-1558 гг. в связи с религиозными спорами, вызванными прибытием иезуитов, он написал краткое сочинение, известное в Европе под названием "Исповедание Клавдия", в котором возражал против главных обвинений, выдвинутых представителями папства эфиопской церкви, и многочисленными цитатами из писаний отцов церкви доказывал ортодоксальность принятых в Эфиопии догматов, церемониалов и обрядов. При его правлении было написано много религиозных сочинений, и среди них ряд книг, созданных с целью отразить как аргументы иезуитов, так и утверждения ислама. Многие из этих сочинений представляли собой перевод с арабского христианской литературы. Одним из важнейших сочинений, переведенных в тот период, является собрание теологических трактатов о троице и о природе Христа под названием "Хайманотэ абэу" ("Религия отцов"), перевод был {165} сделан Мэбаа-Цыйоном, сыном раса Амду. Это сочинение, с течением времени исправленное, в конце концов превратилось в книгу основных обязательных догматов. Кроме Мэбаа-Цыйона, следует назвать еще имя ычэге Ымбакома, некогда мусульманина, автора полемизирующей с исламом книги под названием "Анкэцэ ымнэт" ("Врата веры"). В других областях искусства, получивших развитие во времена Гэлаудеуоса, известны имена создателей эфиопской системы музыкальной нотации - аззажа Гера и аззажа Рагуэля, церковных сановников построенного Гэлаудеуосом монастыря Тэдбабэ-Марьям. Следовательно, пятидесятые годы XVI в. следует признать довольно оживленными и в сфере интеллектуальной жизни.
ИМПЕРАТОР МИНАС.
МЯТЕЖ БАХЫР НЭГАША ЙИСХАКА.
ВОЙНЫ С ФАЛАША
После смерти Гэлаудеуоса, когда трон занял Минас (1559-1563), выкупленный из мусульманского плена брат погибшего императора, положение внутри страны значительно ухудшилось. Император Минас не пользовался популярностью в некоторых кругах эфиопской знати и духовенства. Причиной такой неприязни был, видимо, не только резкий и вспыльчивый характер этого правителя, но прежде всего неудачные мероприятия в области внутренней политики. Он начал свое правление с того, что отобрал титул ытеге у императрицы Сэбле-Уонгель, матери своей и Гэлаудеуоса, которая пользовалась поддержкой крупных родов на севере, а также всеобщей популярностью за мужественное поведение во время войны с Гранем. Низложив мать, Минас короновал в качестве ытеге свою жену Сыллус-Хайла, получившую тронное имя Адмас-Могэса. Эфиопское духовенство, представленное аббой Зыкыре и аббой Паулосом (Паули), безуспешно протестовало против решения нового императора. Вскоре было организовано, правда неудавшееся, покушение на его жизнь.
Сепаратистские тенденции возрастали. С одной стороны, открытый мятеж подняли фалаша в Сымен, с дру-{166}гой - крупнейший феодал с севера, бахыр нэгаш Йисхак, правитель Тигре и Хамасен, намеревался свергнуть с престола Минаса и возвести на него другого императора. С этой целью он вошел в коалицию с находившимися в Шоа членами императорского рода, ведущего происхождение от Яыкоба, сына императора Либнэ-Дынгыля, оставшегося в Мэнзе в самый начальный период войны с Гранем. Почти весь север бунтовал против императорского господства. В 1559 г. император Минас вынужден был выступить против фалаша в Сымен. Сражение с войсками фалаша, во главе которых стоял Рэдет, не было успешным для Минаса. Как раз в то время и была предпринята неудавшаяся попытка убить Минаса. Год спустя он должен был вести вооруженную борьбу с войском бахыр нэгаша Йисхака и с отрядами его кандидата на императорский трон - Тэзкарэ-Каля, называвшегося также Тэзкаро, внука императора Либнэ-Дынгыля и сына абето хун Яыкоба. Сначала Минас направил против войск бахыр нэгаша Йисхака и Тэзкаро свою армию под командованием Зэра-Йоханныса. Однако последний был побежден и пал на поле боя. Тогда сам Минас отправился с армией и в июле 1561 г. в Уогэра провел победный для себя бой. Взятого в плен племянника Тэзкаро он приказал бросить в пропасть с вершины горы Лемалемо в Бэгемдыре.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Эфиопии"
Книги похожие на "История Эфиопии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Бартницкий - История Эфиопии"
Отзывы читателей о книге "История Эфиопии", комментарии и мнения людей о произведении.