А Бартницкий - История Эфиопии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Эфиопии"
Описание и краткое содержание "История Эфиопии" читать бесплатно онлайн.
Сэрцэ-Дынгыль умер в 1597 г. в пути, во время очередного похода против галла. Он оставил Эфиопию укрепленной экономически, однако он не был в состоянии предотвратить ни набеги галла, ни внутренние конфликты, нараставшие в лоне церкви и в среде крупной знати. В начале нового столетия Эфиопия снова пережила большие внутренние потрясения. {176}
Глава Х
НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В XVII в.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В НАЧАЛЕ XVII В.
Вместе с XVII в. Эфиопия вступила в один из наиболее интересных и трудных периодов своей истории. Этот период исключительно слабо исследован, особенно зарубежной, неэфиопской историографией, что является следствием многих факторов, и в первую очередь проистекает от европоцентристской точки зрения на данный период истории Эфиопии. В начале XVII в. усилилось проникновение иезуитов в Эфиопию, а затем изгнание папских эмиссаров оттуда, внимание исследователей сконцентрировалось прежде всего на этих фактах и связанных с этим событиях. Описания иезуитских миссионеров с их субъективной переоценкой собственной роли и незнанием многих условий жизни и традиций страны, трактовавшие все предвзято, содействовали такому искажению. Период, когда в Эфиопии была допущена деятельность иезуитов, а также события, связанные с их изгнанием, были следствием внутреннего развития страны. Результаты иезуитской деятельности, видимо, были значительно меньшими, чем считали до сих пор, их появление в истории Эфиопии можно назвать эпизодическим.
Объединение страны под эгидой императорской власти, какую осуществил Сэрцэ-Дынгыль во второй половине XVI в., имело прежде всего экономическое значение. Этот правитель в течение всей своей деятельности стремился к подчинению ряда областей и княжеств, подати с которых составляли значительную часть дохода его казны. Ставя перед собой цель восстановить империю в границах до нападения Граня, Сэрцэ-Дынгыль стремился к возрождению экономически разоренной войной Эфиопии. {177} Южные области, и особенно Ыннария, которую Сэрцэ-Дынгыль покорил после нескольких походов, были для империи важнейшим источником получения золота, скота, шкур диких животных, мулов и т. п. Северные округа, находившиеся под управлением бахыр нэгаша и являвшиеся во второй половине XVI в. важнейшими центрами сепаратистских тенденций в государстве, платили подати прекрасными лошадьми и ввозившимися из других стран предметами роскоши, такими, как, например, шелк, одежда, фарфор. Значительным источником дохода, извлекавшегося из торговли привозными товарами, были также таможенные пошлины, собиравшиеся как императорской казной, так и наместниками отдельных округов. Годжам и другие центральные провинции платили дань золотом, хлопком, украшениями, лошадьми и медом, шедшим на изготовление хмельного напитка под названием тэдж, пить который имели право только вельможи и люди высокого общественного положения.
Господствовавшая в Эфиопии система сбора налогов действовала таким образом, что в государственную казну попадала небольшая часть дохода от отдельных областей. Местные правители имели полную свободу в установлении размера дани в своих владениях, отдавая императору определенную часть, не зависевшую от собственного дохода. Правда, император имел право, которым пользовался чаще всего в случае политических беспорядков, в любой момент разжаловать наместников и конфисковать все их имущество, что значительно обогащало императорскую казну. Однако во многих областях существовали установленные традицией должности, лишить которых император не имел права, если они занимались правителем из местного рода. С этих областей император только получал дань. Во второй половине XVI в. и позднее к таким неприкосновенным должностям, с которыми император вынужден был больше всего считаться, принадлежали, в частности, должности бахыр нэгаша, кэнтибы, шумов Тэмбена, Шире, Агаме, Уага и акацэна Сэрае. Кроме того, целый ряд монастырей владел имениями, либо не подлежавшими обложению данью, либо освобождавшимися от других обязанностей, например содержать проходящие местные и императорские войска. В этой ситуации не-{178}контролировавшиеся повинности ложились на земледельцев, вынужденных платить налоги в размерах, произвольно устанавливаемых часто сменявшимися чиновниками разного ранга, наместниками и князьями. Земледельцы обязаны были также содержать императорские войска, когда они проходили или размещались в данном районе.
В начале XVII в. одним из императоров была предпринята попытка ввести налог в зависимости от размера имущества, но она не увенчалась успехом из-за сопротивления феодалов, в чье безграничное своеволие при сборе дани эта реформа метила в первую очередь. Вполне очевидно, что дополнительной тяжестью для населения были войны, в течение всего XVI в. терзавшие страну. Нашествия кочевников сильно разоряли южные области и все более угрожали центральным округам. Угроза с их стороны была такой значительной, что Сэрцэ-Дынгыль, вынужденный беспрерывно вести борьбу сразу на нескольких фронтах и постоянно нуждавшийся в пополнении для армии, все же освободил провинцию Годжам от уплаты дани лошадьми, чтобы обеспечить ей возможность самой защищаться от кочевников. Сэрцэ-Дынгыль своими завоеваниями смог обеспечить опустошенной казне государства необходимый прилив дани, однако он не был в состоянии ни ликвидировать произвол всех сепаратистски настроенных групп знати, ни нормализовать экономическую жизнь в стране. Большим успехом его была - как мы знаем - ликвидация оппозиции со стороны шоанских претендентов на престол и со стороны бахыр нэгашей, а также лишение фалаша их былой силы и значения.
Объединенная с помощью оружия Эфиопия оставалась все-таки внутренне раздробленной страной. Постоянная борьба с галла, внутренние столкновения и отсутствие стабилизации привели к тому, что налоговые обложения крестьян превысили прежние размеры и стали крайне высокими. Трудность положения низших слоев населения увеличивалась голодом и эпидемиями, не щадившими Эфиопию в XVII в. В 1606 г. эпидемия нанесла жестокий урон населению Тигре. В 1611 г. почти вся Эфиопия была охвачена страшным голодом, после которого также возникла эпидемия. В 1618-1619 гг. вновь бушевала эпидемия, а спустя короткое время, в 1623 г., - голод. {179} Очередные эпидемия и голод, нанесшие урон главным об-разом населению Дэмбии, Уогэра и Сымен, наблюдались в 1634-1635 гг. В пятидесятые годы - в 1650 и 1653 - страна дважды страдала от голода, а в 1653 г. снова вспыхнула эпидемия. В 1678 г. исключительно тяжелый голод охватил Годжам. В 1673 и 1685 гг. вновь распространились по стране эпидемии. Наконец, 1700 г. закончил столетие очередным голодом.
КРЕСТЬЯНСКИЕ БУНТЫ И БОРЬБА
В ЛОНЕ ЭФИОПСКОЙ ЦЕРКВИ
Страну охватили волнения. Отсутствие сильной центральной власти способствовало росту борьбы за власть 1, разгоревшейся между светской и духовной знатью из разных районов страны. Росло недовольство населения. Вспыхнули первые известные нам в истории Эфиопии бунты, руководители которых были из низших слоев населения и не были непосредственно связаны с мятежами сепаратистски настроенных магнатов, представлявших часто определенную этническую группу. В 1603-1604 гг. в области Амхара-Сайнт появился Лжехристос, вокруг которого теснились ученики и многочисленные группы приверженцев. Пойманный императорскими войсками, он был казнен, а народное движение в Амхара подавлено войском. Приблизительно в 1608 г. в северных округах Сымена некий человек выдавал себя за императора Яыкоба, уже умершего, и собрал вокруг себя много союзников. В Шире в борьбе с войсками правившего тогда императора Сусныйоса самозванец погиб. Подобных выступлений самозванных императоров на севере было несколько. В 1617 г. беспорядки начались в Шире. Эта область вследствие хищнического хозяйствования тогдашнего правителя Ыбэйе-Дынгыля превратилась в пустыню. Население бежало из разоренного округа в соседний Сэрае. Лишь монахи и духовенство остались на местах. Вопрос был разрешен мирным путем благодаря посредничеству {180} местного духовенства. Налоги на население были уменьшены в соответствии с вердиктом императорского трибунала, Ыбэйе-Дынгыль сохранил свой прежний пост, а местное духовенство за разрешение вопроса получило дополнительный лен. Однако, как можно судить на основании известных в настоящее время источников, наиболее крупный бунт XVII в. имел место в 1687-1688 гг. Возглавил его кузнец из Годжама Йисхак-Уорення (Йисхак-Поджигатель), провозгласивший себя императором и ставший во главе вооруженных выступлений народа сначала в Годжаме, а потом в Амхара-Сайнт и Шоа. Пойманный хитростью Йисхак был приговорен судьями императорского трибунала к смертной казни. О значении, которое придавали этому бунту тогдашние правящие группировки, говорит факт созыва высшего трибунала для рассмотрения дела Йисхака и присутствие на процессе самого императора Иясу I.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Эфиопии"
Книги похожие на "История Эфиопии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Бартницкий - История Эфиопии"
Отзывы читателей о книге "История Эфиопии", комментарии и мнения людей о произведении.