А Бартницкий - История Эфиопии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Эфиопии"
Описание и краткое содержание "История Эфиопии" читать бесплатно онлайн.
ИЗГНАНИЕ ИЕЗУИТОВ
Сразу же после объявленного в 1632 г. возвращения к традиционной вере и прихода к власти Фасиледэса был созван по требованию духовенства большой собор в Гондэре, который должен был расправиться с иезуитами. Это был крупный съезд священников и монахов всей страны. От имени эфиопского духовенства выступал ычэге Бэтрэ-Гийоргис. От имени иезуитов - Мендес. Велся резкий и яростный теологический спор, результат которого - вследствие изменившейся политической ситуации - должен был обернуться против иезуитов. Ычэге Бэтрэ-Гийоргис от имени духовенства обратился к императору {190} с просьбой, чтобы он выдал в их руки Мендеса вместе с его единомышленниками. Он полагал, что монахи имеют право отомстить за пролившуюся по вине миссионеров кровь эфиопского народа. Однако Фасиледэс отказался выдать Мендеса и других иезуитов в руки охваченных ненавистью монахов. Он приказал лишь отобрать у них оружие и сослать их всех во Фремону в Тигре традиционное место изоляции миссионеров. Из Фремоны, до последнего времени являющейся католическим центром Эфиопии, миссионерам удалось убежать к бахыр нэгашу Йоханнысу, который, как и его предшественник Йисхак, стремился стать независимым от императора. Император потребовал от Йоханныса немедленной выдачи миссионеров. Правда, бахыр нэгаш Йоханныс отказал Фасиледэсу, однако поспешил передать опасных гостей в руки турок.
КРУПНЫЙ КОНФЛИКТ В ЭФИОПСКОЙ ЦЕРКВИ
На пороге XVII в. со всей силой разгорелся тлевший в течение длительного времени в недрах эфиопской церкви серьезный конфликт. Этот конфликт сыграл важную роль в политической жизни страны. Вследствие почти полного отсутствия работ по истории эфиопской церкви того периода 4 часто трудно, сориентироваться - без проведения специальных исследований по истории религиозных учений - в том, со многими ли и какими враждовавшими группировками духовенства мы имеем дело в отдельные периоды, особенно потому, что одно и то же направление в разное время имело разные названия или имело множество названий. Однако, не вникая в детали, можно утверждать, что существовало два основных, спорящих между собой лагеря в эфиопском духовенстве: шоанский, называвшийся тоуахдо, с центром в Дэбрэ-Либанос, и годжамско-тигрейский, называвшийся кыбат, с центром в Дэбрэ-Уорк. Другие названия, встречающиеся {191} в специальной литературе, следует признать или за иные названия тех же самых групп, или же за названия сект, группировавшихся вокруг этих двух крупных направлений. Так, применительно к группе толка тоуахдо в Дэбрэ-Либанос используются также определения цэга или сост лыдэт, а с названием группы кыбат связываются хулет, а также кара, причем последнее определение относится чаще всего к тигрейским сторонникам годжамской группы кыбат.
Основой и движущей силой политической деятельности этих двух крупных групп, кыбат и тоуахдо, была борьба за власть и гегемонию в государстве. Экономический потенциал, сосредоточенный в течение веков в руках эфиопской церкви, способствовал тому, что в моменты обострения внутренних столкновений в церкви императорский трон в немалой степени зависел от поддержки наиболее сильной в то время группы. Не раз в течение XVII в. и в первой половине XVIII в. короны падали с императорских голов и правители оплачивали жизнью яростную борьбу между тоуахдо и кыбат. Нам представляется правильным очень кратко остановиться здесь на истории этого серьезного конфликта с самого начала и вплоть до его угасания.
Следует принять, что XVI в. был периодом, в котором выявился раздел взглядов в лоне эфиопской церкви. Диспуты с Алварешем, а позднее с Овьедо побуждали круги эфиопских богословов к переосмыслению и анализу догматов монофизитства. В начале XVII в. вопрос стал приобретать остроту. В годы правления Зэдынгыля состоялись два собора, в которых участвовал Паес. На одном из них в словесное состязание с иезуитским ученым вступил богослов Сыыле-Крыстос. Однако внутренние разногласия, независимые от споров с иезуитами 5, в среде эфиоп-{192}ского духовенства стали нарастать в правление Сусныйоса. Два следующих собора состоялись в 1621-1622 и 1622-1623 гг. Второй собор, проходивший в присутствии императора и придворных сановников, отличался крайне напряженной атмосферой и завершился победой монахов из области озера Тана, а также преданием анафеме церковников, выступавших против вердикта Сусныйоса. После изгнания иезуитов император Фасиледэс пожертвовал толку тоуахдо Дэбрэ-Либаноса монастырь Азэзо, расположенный в Дэмбии. Этот монастырь превратился в скором времени в опорный пункт тоуахдо в районе, охваченном влиянием враждебного религиозного направления - кыбат. В период правления Фасиледэса вновь состоялись два крупных собора. Первый из них был созван в 1654 г. в населенном пункте Барча в Бэгемдыре и закончился победой группы кыбат. Десять лет спустя духовенство всей страны собралось в Аринго. В присутствии Фасиледэса длительные теологические споры вели между собой со стороны кыбат Зэийесус из Дэмбии, а со стороны тоуахдо - Адам из Ынфыраза. На сей раз верх одержали выводы ученого Адама из Ынфыраза, и собор закончился вердиктом в пользу тоуахдо.
После смерти Фасиледэса трон занял его сын Йоханныс (1667-1682), сторонник и последователь тоуахдо. Он проводил политику разделения народов Эфиопии по религиозному признаку. Он издал распоряжение, согласно которому контакты между последователями различных религий в данном районе были запрещены самым строгим образом (например, между мусульманами, христианами, фалаша, кемант и т. п.) 6. Его правление проходило в обстановке непрерывных конфликтов между кыбат и тоуахдо. Наконец под давлением монахов тоуахдо из {193} монастыря Азазо был созван новый собор. 20 октября 1681 г. абба Николаос (Николай), представитель тоуахдо Дэбрэ-Либаноса, и годжамский представитель кыбат абба Акале-Крыстос начали яростный спор. Победил абба Николаос. Собор предал анафеме годжамскую группу.
Вскоре император Йоханныс умер, а трон занял один из наиболее прославленных правителей в истории Эфиопии - император Иясу I, называемый Великим (1682-1706).
Первым начинанием императора в вопросах религии было объявление вердикта последнего собора обязательным и оказание полной поддержки ордену тоуахдо Дэбрэ-Либаноса. Стараясь укрепить позиции монахов тоуахдо в стране, Иясу I заботился о том, чтобы поднять в глазах народа ранг главы этого направления - ычэге. Так, император признал за ним право носить пышно украшенные одежды и корону, ввел обычай, согласно которому при торжественных выходах императорская свита должна была следовать в установленном порядке: впереди шел ычэге в окружении церковных сановников, за ними верхом на лошади ехал император, держа регалии власти, завершали процессию князья и светские сановники. Для годжамских кыбат наступили тяжелые времена, их стали преследовать. Однако они не отказались от борьбы за признание истинности и обязательности своей доктрины в государстве. В конце концов по их настоянию в 1687 г. был созван новый всеобщий собор, решения которого оказались снова благоприятными для тоуахдо. Однако Иясу I Великий во избежание дальнейших разногласий приказал наиболее авторитетным представителям обеих группировок удалиться в монастырь Дэбрэ-Марьям на одном из островов озера Тана, чтобы там в тишине и спокойствии, пользуясь монастырской библиотекой, разрешить, наконец, так давно и болезненно волновавший эфиопское духовенство вопрос о природе Христа. Целый год на тихом острове шел ученый спор эфиопских богословов. После чего в 1688 г. в населенном пункте Йибаба состоялось торжественное открытие нового собора, где аббы тоуахдо Бетэ-Крыстос и Уольдэ-Крыстос, а также аббы кыбат Тэбдан и Космос должны были публично представить результаты своих длительных дискуссий. Однако эти ре-{194}зультаты были очень далеки от согласия. Собор снова предал анафеме и изгнал монахов кыбат. Девять лет спустя, в 1697 г., под давлением отлученной от церкви группы вновь был созван собор. Представители кыбат абба Уольдэ-Тынсае, а также абба Тэмэртэ опять были преданы анафеме. Однако годжамцы были достаточно влиятельны, чтобы собрать новую ассамблею. Она состоялась в Йибаба в 1699 г. и вновь закончилась неблагоприятно для годжамской группы.
Лишенный власти и преследовавшийся толк кыбат стал связывать надежды на восстановление своих пошатнувшихся позиций с сыном господствовавшего императора Тэкле-Хайманотом. В конце концов, в 1706 г., в обстановке переплетения сложнейших интриг, кандидат на престол, поддерживаемый кыбат, пришел к власти. Однако надежды годжамской группы не оправдались, так как, получив власть, новый правитель стал поддерживать тоуахдо. На состоявшемся в 1707 г. соборе толк кыбат, представленный аббами Уольдэ-Тынсае, Тэмэртэ, Цэдаль-Комите, а также Мадэре, опять был предан анафеме. После этого собора представители кыбат, не имея возможности возвратить себе власть, организовали волнения в стране, намереваясь свергнуть с престола неблагожелательного к ним правителя. Доходило до кровавых столкновений. Правда, Тэкле-Хайманот умел владеть положением, но в 1708 г. он погиб. На троне оказался император Теуофлос (1708-1711), сразу после прихода к власти объявивший официальным вероисповеданием кыбат. Это вызвало мощный протест со стороны последователей тоуахдо, обвинявших Теуофлоса в беззаконных действиях, предпринятых без духовного собора. Однако Теуофлос, несмотря на протесты духовенства Дэбрэ-Либаноса, не изменил своего положительного для кыбат решения и не созвал собора. Вновь страну охватили волнения, инициаторами которых на этот раз были шоанские монахи. Им удалось привлечь на свою сторону тесно связанного с императором бэджыронда Йостоса. Теуофлос не продержался долго у власти. В 1711 г. он неожиданно умер, отравленный, как утверждают некоторые, расом Йостосом, захватившим власть после него. {195}
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Эфиопии"
Книги похожие на "История Эфиопии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Бартницкий - История Эфиопии"
Отзывы читателей о книге "История Эфиопии", комментарии и мнения людей о произведении.