А Бартницкий - История Эфиопии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Эфиопии"
Описание и краткое содержание "История Эфиопии" читать бесплатно онлайн.
Одной из основных трудностей, тормозивших развитие торговли в империи, был полный произвол при взимании таможенных пошлин. Караваны, которые везли товары, должны были платить по пути почти каждому правителю, а размер этих платежей был абсолютно произволен. По совету вышеупоминавшихся специалистов император Иясу издал инструкции, четко регулировавшие размер таможенной платы и точно определявшие места сбора таможенных пошлин. Это было чрезвычайно важное мероприятие для экономики Эфиопии. Налоговые инструкции, изданные Иясу I, предписывали, что в каждой области может быть одно-единственное место, где собираются таможенные пошлины. Были определены пункты сбора в Гэральте, Тэмбене, Абэргэле, Цэлемте и т. п. Распоряжения были направлены на ликвидацию произвола феодалов и поддержку торговли в общеэфиопском масштабе. Оплата устанавливалась в размере 1 амоле соли за груз, перевозимый на пяти мулах или восьми ослах, причем значительные налоговые льготы предоставлялись купцам, торговавшим на гондэрских рынках. Одновременно эти распоряжения определяли суровые наказания - вплоть до смертной казни - за нелегальную торговлю солью. Каждого проносившего соль на собственных плечах мимо сборщиков пошлин лишали имущества и приговаривали к смерти. Это была попытка упорядочения торговли с помощью закона.
Проведенные императором Иясу I мероприятия в области администрации и экономики в значительной степени способствовали процессу экономического и культурного расцвета государства. Наивысший расцвет империи наступил в первой половине XVIII столетия. В западной исторической литературе это время часто характеризуется такими определениями, как "изоляционизм" и "внутренняя замкнутость", чем недвусмысленно выражается мнение о царившем якобы застое во всех областях жизни страны, но это несправедливо и объясняется исключительно европоцентристской точкой зрения на историю этого государства. Правление императора Иясу I, просвещенного и умного правителя, продолжавшего политику мирного сосуществования христианской Эфиопии с окружавшими ее мусульманскими странами, представляет со-{209}бой наиболее яркий, хотя и не исключительный пример, опровергающий этот европейский тезис.
Обычаем эфиопских правителей было основание новых монастырей и строительство церквей. В соответствии с традицией император Иясу I основал прекрасный монастырь Дэбрэ-Бырхан-Сылласе, в котором привезенный из-за границы огромный колокол должен был возносить хвалу великому императору по всей Дэмбии. Дэбрэ-Бырхан-Сылласе стал одним из центров интеллектуальной жизни страны. Именно там, под тенью огромного оливкового дерева, проповедовал абба Кыфле-Йоханныс, один из наиболее образованных умов того времени. Скромный и не заботившийся о внешнем виде, он был замечательным знатоком богословия и истории церкви и в совершенстве владел трудным искусством сложения стихов. Хроника рассказывает, что он раздражал остальных монахов своей необычайной скромностью и отсутствием заботы о костюме. Эти монахи упросили императора запретить вход в церковь небрежно одетым людям, желая таким образом досадить известному ученому. Император издал такое распоряжение. На другой день Кыфле-Йоханныс отправился на богослужение, одетый в достойное его положению платье, а за ним шла толпа бедных и убого одетых учеников. Кыфле-Йоханныс вошел в церковь, а группа учеников - в соответствии с императорским распоряжением - осталась на улице. На следующий день император, которому Кыфле-Йоханныс пожаловался, что врата церкви закрыты для бедных учащихся церковных школ, вынужден был со стыдом отменить свой приказ, и Кыфле-Йоханныс вернулся к излюбленному скромному костюму.
ЛИТЕРАТУРА
Этот период отмечен пышным расцветом религиозной литературы, что было связано с общим оживлением интеллектуальной жизни, вызванным проводившимися тогда непрерывными религиозными диспутами. Процветала также поэзия, развивавшаяся в нескольких традиционных жанрах. Приобретение поэтических навыков требовало {210} многолетней учебы, отличного владения языковыми средствами, а также больших знаний. К наиболее известным поэтам периода правления императора Иясу I принадлежали вышеупоминавшийся Кыфле-Йоханныс и аззаж Кэнафро. Сохранились также имена летописцев, писавших истории правителей конца XVII - начала XVIII в. Цэхафе тыызаз Хауарья-Крыстос записывал историю Иясу I и, вероятно, его отца Йоханныса I вплоть до своей гибели в 1700 г. вместе с ликэ мекуасом Гэбрыэлем и другими сановниками в крупном сражении с галла-гудру. Историю Иясу I писал также аззаж Зоуольд. Позднее, в течение 26 лет, деяния эфиопских правителей записывал аззаж Синода. Его смерть, наступившая в августе 1726 г., повергла в глубокий траур императорский двор, и особенно Бэкаффу, тогдашнего правителя Эфиопии. Аззаж Синода был летописцем, поэтом, композитором, лингвистом и большим знатоком истории Эфиопии. Именно он свел воедино разные хроники Йоханныса I и Иясу Великого, а также до самой своей смерти записывал историю Бэкаффы. Аззаж Синода занимал должность цэхафе тыызаза при правителе, был одним из судей императорского трибунала и одновременно имел высокое церковное звание. Он был также учителем императорских детей. Им была составлена грамматика эфиопского языка, а также написан ряд литературных сочинений, посвященных таким событиям, как скорбь императора Бэкаффы по умершей матери или описание драматической смерти Иясу Великого. После смерти аззажа Синода его сын Кынфэ-Микаэль продолжил дело отца.
ВНУТРЕННИЕ БЕСПОРЯДКИ
ПОСЛЕ СМЕРТИ ИЯСУ I ВЕЛИКОГО
Около 1705 г. уже стал виден конец правления стареющего великого императора. Между его сыновьями втайне велись торги за власть. Сохранились разноречивые сведения о событиях последнего года правления Иясу I. Согласно одной версии, император объявил наследником престола Тэкле-Хайманота, сына его и уойзэро Мэлекотауит. Годжамские кыбат, пытаясь обеспечить себе скорейшее {211} возвращение к власти, установили контакт с Тэкле-Хайманотом. Организовался заговор с целью свержения с престола Иясу Великого и провозглашения императором Тэкле-Хайманота. Узнав о заговоре, Иясу I вызвал к себе Тэкле-Хайманота. Однако последний, опасаясь подвергнуться заточению, отказался явиться по вызову отца и стал готовить вооруженный мятеж. Император Иясу, вероятно стремясь избежать кровопролития, отказался от престола. Он отправил к Тэкле-Хайманоту остальных своих сыновей, после чего, видимо, огласил акт об отречении и удалился в монастырь на одном из островов озера Тана, чтобы в тишине и спокойствии провести остаток дней. Тэкле-Хайманот вступил в Гондэр, провозгласил себя императором и по совету своих дядей, Дармэна и Паулоса, стал последователем кыбат. Когда известие об этом достигло императора Иясу, он решил аннулировать свое отречение и предал анафеме своего сына. Заговоры множились, плелись сложнейшие интриги. В конце концов император Иясу, опасаясь покушения, приказал сжечь все лодки на берегу озера Тана и окружил остров, на котором он находился, усиленной стражей. Тем не менее противникам Иясу удалось проникнуть на остров и вывезти его оттуда, после чего Тэкле-Хайманот приказал умертвить своего отца. Отряд, состоявший из галла-меча, отправился к месту заточения Иясу, чтобы убить его. Вместе с отрядом ехали Дармэн и Паулос, сторонники Тэкле-Хайманота. В последний момент командир отряда меча отказался привести в исполнение смертный приговор над императором, не желая убийством императора Иясу посеять вечный раздор между эфиопами и племенами меча. Паулос и Дармэн убили на месте непослушного вождя меча. Сами же вошли в императорский шатер, но полное достоинства спокойствие Иясу привело заговорщиков в замешательство. Ему предложили сохранение жизни за переход в веру кыбат. Он отказался. Тогда Паулос приказал одному из солдат стрелять в императора. Дармэн двумя пулями добил раненого. Они вышли из шатра и подожгли его. Императорские останки спасли преданные погибшему монахи. Все это произошло в 1706 г. Тэкле-Хайманот сразу же провел шум шыр. Дармэн получил про-{212}винцию Годжам, Паулос получил Бэгемдыр, Амхайес был назначен бэджырондом.
Вскоре смерть Иясу Великого обернулась против Тэкле-Хайманота. Новый император, пришедший к власти при поддержке годжамских кыбат, в дальнейшем не захотел занять решительной позиции в вопросах веры, утверждая, что он не властен без решения церковного собора изменить прежнего распоряжения. Созванный в 1707 г. собор вновь принял решение против кыбат. В Годжаме вспыхнули волнения, организатором которых было настроенное теперь против императора духовенство. Нового императора провозгласили перед народом отцеубийцей. Распространялось презрительное прозвище молодого императора Рыгум Тэкле-Хайманот ("Проклятый Тэкле-Хайманот"), напоминавшее о довлеющем над ним проклятии отца. Оппозиционная партия провозгласила своего императора из родственников правителя. В том же 1707 г. под Йибаба произошло вооруженное столкновение между группировкой, поддерживавшей Тэкле-Хайманота, и группировкой его противников. В жесточайшем бою погибли многие церковники, возглавлявшие кыбат. Победа была на стороне Тэкле-Хайманота. Но в 1708 г. Тэкле-Хайманот сам погиб при таинственных обстоятельствах, охотясь на буйволов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Эфиопии"
Книги похожие на "История Эфиопии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Бартницкий - История Эфиопии"
Отзывы читателей о книге "История Эфиопии", комментарии и мнения людей о произведении.