» » » » Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир


Авторские права

Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир

Здесь можно скачать бесплатно "Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир
Рейтинг:
Название:
Карфаген и Пунический мир
Автор:
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-9533-3781-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Карфаген и Пунический мир"

Описание и краткое содержание "Карфаген и Пунический мир" читать бесплатно онлайн.



Величественный, мрачный и могучий город, грозный владыка морей, средоточие кровавого культа Молоха — таков Карфаген в расхожем мнении современного человека, в романах и кинофильмах. Насколько обоснован такой образ? Автор этой книги на обширном историческом и археологическом материале воссоздает иную, но ничуть не менее впечатляющую картину поистине великой культуры, незаслуженно забытой, фактически уничтоженной Римом. Нераскрытой тайной веков предстает перед читателем погибшая литература Карфагена, возможно, хранившая ключи к загадкам Атлантиды. Да и религия Молоха оказывается на поверку не столь зловещей…






Большинство карфагенских имений представляли собой, по всей видимости, укрепленные фермы, окруженные виноградниками, оливковыми рощами и пастбищами по типу виллы Гамартх возле Карфагена (см. Карфаген, гл. II). Одно тщательно отделанное крыло здания (вымощенное черепичными осколками, облицованное, украшенное ионическими капителями, с залом и бассейном) было предназначено для жилья, а в другом крыле находилось подсобное помещение с прессом для получения масла, силосной ямой и т.д.

* * *

Рецепты агронома Магона в пересказе Колумеллы

«Вот способ изготовления превосходного вина из вяленого на солнце винограда, изобретенный Магоном, который я лично опробовал. Надо собрать хорошо созревший ранний виноград, отделить засохшие или поврежденные ягоды, затем вбить в землю на расстоянии четырех футов друг от друга вилы и колья так, чтобы на них можно было закрепить тростник. К тростнику подвешиваются на солнце гроздья, которые вечером для защиты от росы следует укрывать. Как только виноград подвялится, его собирают и помещают ягоды в бочку или большой кувшин, куда наливают самого лучшего сусла так, чтобы ягоды им были полностью покрыты; на шестой день виноград, хорошо пропитавшийся суслом, перекладывают в корзину и помещают под пресс. Полученное вино вливают в только что изготовленное сусло из винограда, провяленного на солнце в течение трех дней, и все хорошо перемешивают. После перемешивания все еще раз кладут под пресс, а полученное вино сразу же разливают по сосудам и хорошо их закупоривают, чтобы вино не стало слишком крепким. И наконец, через двадцать—тридцать дней, когда брожение закончится, вино процеживают в другие кувшины, которые закупоривают пробками из гипса, которые, в свою очередь, обвязывают куском шкуры» (Колумелла. XII, 39, 1-2).

Мыс Бон был настоящим садом Карфагена, о чем упоминали очарованные им наемники Агафокла, высадившиеся здесь в конце IV века: сады и виноградники, орошаемые ручьями и водой прорытых каналов, множество видов фруктовых деревьев, хорошо снабжаемые влагой луга и долины, где пасся скот и лошади. А роскошные выбеленные известью виллы свидетельствовали о богатстве их хозяев (Диодор Сицилийский. XX, 8).

По словам Тита Ливия, у семьи Ганнибала было имение подобного типа на побережье Бизацены (современный тунисский Сахель), между Тапсом (современный Рас Димас) и Ахоллой (современный Рас Бадрия). Своим появлением оливковые рощи, вообще очень характерные для пейзажей здешних мест, обязаны, как говорят, Ганнибалу, который, опасаясь, как бы его воины не начали изнывать от безделья в периоды между их высадкой в Хадрумете (Сус) и битвой при Заме и между его поражением и последующим за этим бегством в 196 году, поручил им высаживать оливковые деревья (Аврелий Виктор. О Цезарях. 37, 3).

Сельские работы. Мозаика из Шершеля

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И РЕМЕСЛА

Главной отраслью карфагенской «промышленности» было, во всяком случае в эпоху Пунических войн, производство оружия. Аппиан сообщает, что накануне Третьей пунической войны арсеналы Карфагена производили по меньшей мере 3 тысячи щитов, 9 тысяч мечей, 1,5 тысячи дротиков и 30 тысяч стрел для катапульт (Аппиан. Ливийская книга. 93). А если верить Полибию (X, 17, 9), то на них было занято 2 тысячи человек. Но наряду с «государственным» сектором экономики, в рамках которого функционировали судостроение, кузни, производство парусов, существовали и менее масштабные предприятия, производившие все то, в чем нуждалась метрополия: консервированные продукты, керамику, ткани, кожу и т.д. И к этому заключению мы пришли, основываясь на данных, полученных в результате археологических раскопок, а также на текстах эпиграфических источников.


Соления

В жизни всех пунических городов, расположенных на побережье, рыболовство играло большую роль. Рыба не только служила источником питания для карфагенян, но и подлежала дальнейшей переработке и расфасовке, а также производству из уже переработанного сырья продуктов, дополняющих рацион питания, например соуса гарума (см. Кухня и пища, гл. IX). В источниках упоминается множество заведений, специализирующихся в этой области и расположенных от побережья Андалузии до берегов обоих Сиртов (Страбон. II, 3, 4; Псевдоскилак. 110). Флотилия Ликса (современный Лараш на Атлантическом побережье Марокко) и чаще флотилия Кадикса выходили в море и шли в направлении к современной Мавритании, где плавали косяки тунцов, «больших и жирных», которых они ловили. Рыба затем обрабатывалась и помещалась в амфоры, изготавливаемые здесь же, на месте базирования рыболовецких судов, о чем свидетельствуют раскопки одного такого производства в Ликсе. Затем эта продукция доставлялась во все местности пунического мира, в частности в Карфаген, где, как нам кажется, атлантический тунец пользовался большим спросом.


Ткани и пурпур

В античных обществах ткачеством традиционно занимались женщины. Веретена, челноки и другие приспособления для производства тканей, обнаруженные в женских захоронениях или в домах карфагенян, свидетельствуют о том, что прядением и ткачеством занимались в пунических гинекеях, но не только в них. О производстве тканей упоминается также в пунических надписях. Особую ценность изготовленные ткани приобретали только после их окраски, ставшей основной финикийской специализацией, заимствованной впоследствии пуническим Западом.

Финикийский пурпур — это текстильная краска, оттенки которой варьируются от голубовато-фиолетового до красного цветов. Ее добывали из моллюсков murex, широко распространенных в Средиземном море. Но этот метод окраски был известен и применялся не только финикийцами. В восточной части Крита, в Палаикастро, были обнаружены впечатляющие груды панциря мурекса (или иглянки), датируемые II тысячелетием. Но среди разнообразных видов мурекса только два из них включают в себя энзим, содержащий знаменитое красящее вещество. И к тому же для получения необходимого количества краски требовалось большое количество моллюсков (из 12 тысяч особей удавалось выделить всего лишь 1,5 г красящего вещества. — Примеч. пер.), чем и объясняется высокая цена всех окрашенных тканей, и финикийских в частности. Краску получали путем измельчения murex trunculus, или букцинума, в морской воде. В этом случае моллюски выделяли некую бесцветную субстанцию, которая, быстро окисляясь на воздухе, давала красный цвет. Для окрашивания тканей их нужно было погрузить в раствор до того, как начинался процесс окисления. Из эпиграфики до нас дошло воспоминание Гарая (Gry), сукновала и раба (или слуги) Ханно, сына Абдешмуна. Он как раз и занимался окрашиванием тканей, постоянно находясь рядом с чанами, распространявшими тошнотворный запах, в связи с чем мастерские по окраске были вынесены за пределы города (в пригороды). Бесчисленным панцирям этих моллюсков также находили применение, производя из них прекрасное покрытие для стен, сохранившееся до наших дней в Керкуане (Тунис).


Лес 

Плиний Старший (Естественная история. XVI, 216) сообщает, что балки, поддерживающие крышу храма Аполлона в Утике, построенного тысячелетием ранее, ни разу не заменялись новыми. И дерево действительно было приоритетным строительным материалом в пуническом мире, наследовавшем финикийские традиции плотницкого ремесла. В распоряжении карфагенских столяров находились огромные лесные массивы Хрумирии, древесина которого, хотя и не такая ценная, как древесина ливанского кедра, с лихвой удовлетворяла потребности карфагенской экономики. Дерево шло на изготовление транспортных средств (кораблей, повозок, колесниц). По словам Плиния, в нем нуждалась архитектура, а также многие другие отрасли ремесленничества (изготовление мебели, скульптур и т.д.). В эпиграфике сохранилось немало упоминаний о столярах и плотниках — наггарах на пуническом языке (в надписи, обнаруженной в мавзолее в Дугге (Тунис) и датируемой II веком, они называются Hršm š yr или «мастерами по дереву»).

Они изготавливали деревянные колесницы (или повозки) (Р'l’ git ‘s), ящики, гробы или саркофаги (Hrš 'rnt), деревянные инструменты (P'l Hšhm), о чем свидетельствует надпись из Лептис-Магны в Ливии.

К сожалению, климат и геологические условия в местах проживания пунийцев мало способствуют сохранности органических материалов. Так, за исключением надписей, отдельных обломков и нескольких редчайших находок, только некрополи, благодаря уникальной атмосфере склепов, являются единственными свидетельствами мастерства «ремесленников по дереву» в пуническом мире.

Как нам кажется, дерево использовалось при строительстве усыпальниц в Карфагене, Бизацене (тунисский Сахель), на Мальте или на Сардинии. Судя по многим из них, при их возведении использовались деревянные балки и консоли, а стены были облицованы деревянными панно. В могилах Бизацены были обнаружены сундуки, служившие когда-то мебелью, а впоследствии использовавшиеся в качестве саркофагов. Они были выполнены с особой тщательностью: все элементы на углах вставлялись в пазы и были скреплены при помощи шипов, заливавшихся расплавленным свинцом, что придавало изделию прочность. Они часто украшались накладными деталями, выполненными из слоновой кости или из металла. Но в захоронениях иногда встречались и настоящие саркофаги, изготовленные из резного дерева. Так называемая усыпальница принцессы из Керкуана, обнаруженная в 1970 году М.-А. Фантаром, является замечательным тому подтверждением (см. рисунок). Крышка саркофага украшена горельефом в виде женской фигуры около двух метров в длину. Изображение представляет собой даму с цилиндрической тиарой на голове и одетую в тонкую тунику, подчеркивающую формы ее тела. Левая рука с браслетом из драгоценного металла была изготовлена отдельно и впоследствии прикреплялась к «статуе». Весь рельеф состоял из нескольких тщательно подогнанных элементов, покрытых тонким слоем мастики, чтобы сгладить шероховатости дерева. Этот саркофаг в виде статуи, напоминающий его мраморные аналоги из Карфагена и Тарквинии (см. Скульптура и рельефы из камня, гл. VIII), был покрашен, что подтверждается следами красной, желтой и голубой краски, обнаруженными его первооткрывателем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Карфаген и Пунический мир"

Книги похожие на "Карфаген и Пунический мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эди Дриди

Эди Дриди - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир"

Отзывы читателей о книге "Карфаген и Пунический мир", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.