» » » » Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения


Авторские права

Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения

Здесь можно скачать бесплатно "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Ладомир, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения
Рейтинг:
Название:
Очерки сравнительного религиоведения
Издательство:
Ладомир
Жанр:
Год:
1999
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки сравнительного религиоведения"

Описание и краткое содержание "Очерки сравнительного религиоведения" читать бесплатно онлайн.



Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.






В этой главе нет необходимости лишний раз подчеркивать ритмический характер этого поглощения всего сущего водой и его периодического возобновления — ритм, лежащий в основании всех географических мифов и апокалипсисов (Атлантида и т. п.). Мы лишь хотели указать на то, насколько широко распространены и согласованы между собой эти океанические мотивы в мифологии. Вода присутствует прежде всякого Творения, и периодически она же поглощает все вновь, чтобы растворить в себе, очистить, обогатить новыми возможностями и возродить. Люди периодически погибают от потопа из‑за своих грехов (в большинстве мифов Тихоокеанского региона катастрофа вызывается каким‑либо нарушением в исполнении ритуала). Они никогда не исчезают окончательно, но возрождаются в новом образе, возвращаются на тот же предустановленный путь и ждут повторения той же катастрофы, которая вновь «растворит их в воде».

Я не уверен, что это представление о жизни можно назвать пессимистическим. Скорее, это отстраненный взгляд, сформированный наблюдением совокупного действия Воды и Луны. Миф о потопе, со всем, что подразумевается этим мифом, показывает, чего стоит человеческая жизнь с точки зрения «сознания», иного, чем человеческое. «С точки зрения» воды человеческая жизнь есть нечто хрупкое, чему суждено быть периодически поглощаемым, поскольку такова судьба всех форм — раствориться, чтобы возродиться вновь. Если «формы» не восстанавливаются через периодическое растворение в воде, они истощаются, исчерпывают свои творческие ресурсы и в конечном счете отмирают. «Зло» и «грех» в конце концов полностью испортили бы человечество; лишенное семян жизни и творческих сил, оно бы угасло, ослабленное и бесплодное. Вместо того чтобы допустить эту медленную деградацию к низшим состояниям, потоп осуществляет мгновенное растворение в воде, в котором происходит очищение от грехов и появление нового, возрожденного человечества.

73. ВЫВОДЫ

Таким образом, все метафизические и религиозные потенции воды прекрасно согласуются между собой, образуя единое целое. Сотворению Космоса из воды соответствует — на антропологическом уровне — представление о происхождении людей из воды. Потопу или исчезновению в воде континентов (прекрасный пример — Атлантида) — космическому феномену, который по необходимости должен периодически повторяться, — на человеческом уровне соответствует «вторая смерть» души (погребальные возлияния, «влага» и leimon в аду и т. д.) и ритуальная смерть в крещении (как в инициации). Но будь то на космическом или антропологическом уровне, погружение в воду не означает конечного уничтожения, но представляет собой временное поглощение бесформенным, за которым следуют новое Творение, новая жизнь или новый человек — в зависимости от того, идет ли речь о космическом, биологическом или искупительном восстановлении. По форме «потоп» сопоставим с «крещением»; погребальное возлияние или нимфолептическое исступление — с ритуальным омовением новорожденного или с ритуальным весенним купанием, обеспечивающим здоровье и плодовитость. В любом религиозном контексте вода выступает в одной и той же функции: она разрушает, растворяет формы, «омывает от греха», одновременно очищая и давая новую жизнь. Ее «труд» состоит в том, чтобы предшествовать Творению и вновь поглощать его результаты; она никогда не может выйти за пределы своего способа существования — никогда не может выразить себя в формах. Вода никогда не выходит из состояния потенциальности, семенности и латентности. Все имеющее форму являет себя над водами, отделено от них. С другой стороны, сразу же после отделения от воды всякая «форма» теряет свою потенциальность, подпадает под действие законов Времени и Жизни; она ограничивается, вступает в историю, соучаствует в универсальном законе изменения, увядает и совсем перестала бы быть собой, если бы не возрождалась через периодическое погружение в воды, если бы вновь и вновь не переживала «потоп» с последующим «сотворением мира». Ритуальные очищения водой совершаются с целью мгновенной актуализации «того времени», того illud tempus, когда происходило Творение; они суть символические воплощения рождения мира или «нового человека». Всякое использование воды в религиозных целях есть возобновление двух фундаментальных моментов космического ритма: реинтеграции в воде — и Творения.

БИБЛИОГРАФИЯ

Водные космогонии

Wensinck A. J. The Ocean in the Literature of the Western Semites. Amsterdam, 1919. Особенно P. 1–15, 40–56; Dähnhardt О. Natursagen. Leipzig, 1909. Vol. I. S. 1–89; Thompson S. Motif‑Index of Folk literature. Helsinki, 1932. Vol. I. P. 121 и сл.; Coomaraswamy A. K. Yaksas. Washington, 1928–1931. Vol. Ι, II; Hentze C. Mythes et Symboles Lunaires. Antwerpen, 1932; Krappe Α.Η. La Genèse des Mythes. P., 1938. P. 197 и сл.

О магическом и религиозном значении воды

Ninсk М. Die Bedeutung des Wassers im Kult und Leben der Alten // PS. 1921. Suppl. Vol. XTV; Scheftelowitz J. Die Sündentilgung durch Wasser // AFRW. 1914. S. 353–412.

О ритуальном очищении водой

Pettazzoni R. La Confessione dei peccati. Bologna, 1929. Vol. I. P. 2, 3 (the Ewe and Bashilange); P. 18 (Sulka); Hartze K. Zum semitischen Wasser‑Kultus. Halle, 1912; Smith R. Lectures on the Religion of the Semites. 3rd ed. L, 1927. P. 166 и сл., 557 и сл. (священные воды); Lagrange P. Etudes sur les religions sémitiques. P., 1905. P. 158, 169; Hopkins E. W. The Fountain of Youth // JAOS. 1905. Vol. XXVI. P. 1–67; Barnett E. D. Yama, Gandharva and Glaucus // BSOAS. 1926–1928. Vol. IV. P. 703–716; Rönnow K. Trita Aptya, eine vedisene Gottheit. Uppsala, 1927. S. 6 и сл. (водные демоны), S. 14 и сл. (Варуна, Бог Воды), S. 36 и сл. (болезни, изгоняемые из людей в воду с помощью магии), S. 64 и сл. («вода жизни») и т. д.; Bouche‑Leclerco A. Histoire de la divination dans l’antiquité. P., 1879–1882. Vol. II P. 261–266 (оракулы, управляемые водными божествами), P. 363–369 (оракул Посейдона); Glotz G. L’Ordalie dans la Grece primitive. P., 1904. P. 11–69 (испытания морем), P. 69–79 (источниками, реками и колодцами); Frazer J. Folklore in the Old Testament L, 1918. Vol. III. P. 304–306 (испытания у израильтян); Saintyves P. Les Vierges‑mères et les naissances miraculeuses. P., 1908. P. 39–53 (водные теогонии и водные культы), P. 87–109 (чудесные рождения с помощью священных вод); Nyberg В. Kind und Erde. Helsinki, 1931. S. 55 и сл. (рождение детей или мифических предков из воды); Pestalozzi U. Pagine di religione mediterranea. Milan; Messina, 1945. Vol. 2. P. 253 и сл. (ритуальный союз у реки); Laoust E. Mots et choses berberes. Notes de linguistique et d’ethnographie. P., 1920. P. 202–253 (ритуалы, связанные с дождем); Benoit F. Le Rite de l’eau dans la fête du solstice d’été en Provence et en Afrique // RAN. Vol. LXV, n. 1–3; Brunot L. La Mer dans les traditions et les industries indigènes a Rabat et Sale. P., 1920. P. 3–25 (морская демонология; море в медицине и магии); Joleaud L. Gravures rupestres et rites de l’eau en Afrique du nord //JSA. 1933. Vol. III. P. 197–222; Goldzieher J. Wasser als Dämonen‑abwerhrendes Mittel // AFRW. 1910. Vol. ХIII, n. 1; Wesendonck O. von. Das Weltbild der Iranien. 1933. S. 102 и сл. (об иранском водном культе); Eliade M. Notes sur le symbolisme aquatique // CZ. 1939. Vol. II P. 131–152; Bachelard G. L’Eau et les rèves. P., 1942.

О символизме крещения

Lundberg P. La Typologie baptismale dans l’ancienne Eglise. Uppsala; Leipzig, 1942; Danielou J. Bible et Liturgie. P., 1951. P. 29–173; Beirnaert L. S. J. La Dimension mystique du sacrémentalisme chrétien // EJ. 1950. Vol. XVIII. P. 255–286; Eliade M. Images et symboles. P., 1952. P. 199 и сл.

О водном символизме спирали

Siret L Origine et signification du décor spirale. Report of the 15th International Congress of Anthropology. Portugal, 1930. Published in Paris, 1931. P. 465–482.

О почитании источников, ручьев и рек

Pettazzoni R. La Religione primitiva in Sardegna. Piacenza, 1912 — по всей работе; Dechelette J. Manuel d’archéologie préhistorique, celtique et gallo‑romaine. P., 1908–1914. Vol. II, a. P. 166 и сл. (вотивные топоры, находимые у источников), P. 444–453 (культ горячих источников); Jullian С. Histoire de la Gaule. 5th ed. P., 1924–1926. Vol. II. P. 129–137 (местные божества). Vol. VIII. P. 313–331 (преемственность водных культов); Toutain J. Les Cultes païens dans l’empire romain. P., 1907–1920. Vol. I. P. 372–384 (водные божества, официальные культы); Vol. III. P. 193–467 (коренные культы в романской Галлии); Vaillat С. Le Culte des sources dans la Gaule antique. P., 1934; богатая библиография о галльских и галло–романских культах приводится в кн.: Saintyves P. Corpus du folklore des eaux en France et dans les colonies françaises. P., 1934. P. 24–35; Vasconcellos L de. Religioes da Lusitania. Vol. II. Lisbon, 1905. P. 198 и сл. (речные боги в ранней кельто–лузитанской истории); Vol. III. Lisbon, 1913. P. 249 и сл. (в римские времена); Jeremias Α. Handbuch der altorientalischen Geisteskultur. 2nd ed. В., 1929. S. 39, 40; Reinach S. Cultes, mythes et religions. P., 1923. Vol. V. P. 250–254 (лошади, нимфы, источники); Toutain J. Le Culte des eaux (sources, fleuves, lacs) dans la Grèce antique (in the volume Nouvelles études de mythologie et d’histore des religions antiques). P., 1935. P. 268–294; Grimm J. Teutonic Mythology. English ed. L, 1888. P. 583–601; Holmberg‑Harva U. Die Wassergottheiten der finnish‑ugrischen Völker. Helsinki, 1913; Nippgen J. Les Divinités des eaux chez les peuples finno‑ougriens. Ostiaques et Vogoules // RETP. 1925. P. 207–216.

О погребальном использовании воды

Parrot A. Le «Refrigerium» dans l’au‑dela. P., 1937; Eliade M. Locum Refrigerii… Zürich, 1938. Vol. I. P. 303–306.

О водном культе в христианстве

Saintyves P. Corpus du folklore des eaux… P. 20, 21; тексты, P. 139–196; ср.: Saintyves P. De l’immersion des idoles antiques au baignades des statues saintes dans le christianisme // RHR. CVIII. 1933. P. 135–183; reprinted in Corpus. P. 197 и сл.

Водный фольклор

Норе С. The Legendary Lore Of the Holy Wells of England, including Rivers, Lakes, Fountains and Springs. L, 1893; Gregor W. Guardian Spirits of Wells and Lochs // FRE. 1892. Vol. III. P. 67–73; Berenger‑Feraud L. J. B. Superstitions et survivances étudiées au point de vue de leur origine et de leurs transformations. P., 1895. 5 vols. Vol. I. P. 207–304 (мифические драконы и змеи вблизи источников, озер и т. п.); Vol. II. P. 1–58 («силы» и духи вод); Vol. Ш. P. 167–214 (движения в ритуалах вызова дождя); Vol. IV. P. 291–360 (чудесные силы, заключенные в источниках); Sebillot P. Le Folklore de France. P., 1905. Vol. II. P. 175–303; Lawson J.С. Modern Greek Folklore and Ancient Greek Religion. Cambridge, 1910. P. 130–173 (сохранение нимф в современном греческом фольклоре); Rhys J. Celtic Folk‑Lore. Oxford, 1901. P. 354–400 (фольклор об источниках); Weinhold К. Die Verehrung der Quellen in Deuschland. В., 1898; Manninen I. Die dämonistischen Krankheiten im finnishen Volksaberglauben. Helsinki, 1922. S. 81–106; McKenzie D. Infancy of Medicine. L., 1927. P. 238 и сл.; Massani R. P. Le Folklore des puits dans l’Inde et spécialement à Bombay // RHR. 1931. Vol. CIV. P. 221 — 271; см. также библиографию, следующую за главой о растительности («ключ молодости» и Дерево Жизни).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки сравнительного религиоведения"

Книги похожие на "Очерки сравнительного религиоведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирча Элиаде

Мирча Элиаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения"

Отзывы читателей о книге "Очерки сравнительного религиоведения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.