» » » » Ганс Дамм - Канака — люди южных морей


Авторские права

Ганс Дамм - Канака — люди южных морей

Здесь можно скачать бесплатно "Ганс Дамм - Канака — люди южных морей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Наука, год 1964. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ганс Дамм - Канака — люди южных морей
Рейтинг:
Название:
Канака — люди южных морей
Автор:
Издательство:
Наука
Год:
1964
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Канака — люди южных морей"

Описание и краткое содержание "Канака — люди южных морей" читать бесплатно онлайн.



Книга дает общее представление обо всем коренном населении как Австралии, так и Океании, материальной культуре, земледельческом хозяйстве, быте населения.






23

Не надо смешивать австралийские мифические фигуры «предков» с настоящими предками (умершими людьми), культ которых на этой ранней ступени развития еще не мог сложиться; он свойствен более высокому уровню исторического развития и распространен у народов Океании, Африки.

24

Так назывался ранее Сидней; ныне так называется залив у Сиднея.

25

У большинства австралийских племен вера в насылание «порчи» не связывалась с деятельностью особых специалистов, колдунов или знахарей: считалось, что «порчу» или смерть может магически причинить любой человек из враждебного племени.

26

Хотя межплеменные столкновения у австралийцев были часты, но, судя по наиболее достоверным сообщениям, у них все же преобладали мирные отношения между племенами.

27

Согласно свидетельству многих наблюдателей, тасманийцы не употребляли в пищу рыбу. Мотивы этого запрета или отвращения к рыбной пище остаются неясными.

28

Мнение о том, что тасманийцы стояли на уровне развития нижнего палеолита, было довольно распространено. Но современные исследователи склоняются к мысли, что тасманийцы лишь ненамного уступали по уровню своего развития австралийцам, которые стояли на грани перехода от палеолита к неолиту.

29

Диффузионистская концепция «культурных кругов» Гребнера — Шмидта, которой придерживается автор, ныне оставлена почти всеми этнографами. Даже бывшие ее приверженцы — В. Копперс, И. Гекель и другие — фактически от нее отказались. Вносимый этой концепцией «порядок» основан скорее на кабинетных домыслах, чем на реальных фактах.

30

См. Ю. Липс, Происхождение вещей, М., 1954, стр. 103–109 и др.

31

Хотя вопрос о происхождении негроидной (или негро-австралоидной, экваториальной) «большой расы» очень сложен, но советские антропологи все же предполагают исконное родство народов этой расы и, следовательно, общее происхождение не только негров Африки и островитян Меланезии, но и аборигенов Австралии. С другой стороны, единство аустрических языков (т. е. группы мунда Индии, мон-хмер Индокитая и малайско-полинезийских языков) остается еще не вполне доказанным.

32

В настоящее время Западный Ириан после длительной борьбы освободился от власти нидерландского колониализма и воссоединился с Республикой Индонезией.

33

Это наблюдение автора очень верно. Интересно, что Миклухо-Маклай, проживший около трех лет бок о бок с папуасами залива Астролябия, ни разу не видел, чтобы они добывали огонь, и убедился в том, что они не умеют этого делать. Причина утраты этой техники правильно указана автором. Подобное же неумение добывать огонь отмечалось у жителей Андаманских островов.

34

Это объяснение отсутствия тотемического пищевого запрета у папуасов не очень убедительно: известны случаи (например, на островах Торресова пролива), когда тотемический пищевой запрет отпадает именно вследствие скудости пищевых ресурсов. Вопрос более сложен, и наука еще не может указать точные причины, почему у одних народов сохраняются пищевые запреты, а у других они исчезают.

35

Кожно-венерическая болезнь, похожая на сифилис. Имеет распространение в тропических странах.

36

Н. Н. Миклухо-Маклай провел в своих путешествиях и исследованиях в Океании и Юго-Восточной Азии более 15 лет (1871–1886 гг.), но среди папуасов Берега Маклая он прожил всего около трех лет (1871–1872 и 1876–1877 гг.).

37

Островитяне с законным недоверием относятся к приказам и действиям колониальной администрации, которая преследует в первую очередь собственные цели — укрепление своей власти над населением. Естественно, что они далеко не всегда соглашаются жить в новых, непривычных для них домах.

38

Ныне освобождение Западного Ириана от колониализма достигнуто. По соглашению между Индонезией и Нидерландами от 1 октября 1962 г. управление Западным Ирианом перешло в руки администрации ООН, а с 1 мая 1963 г. Западный Ириан окончательно воссоединился с Республикой Индонезией.

39

Французский мореплаватель (1790–1842). Известен как открыватель многих островов Океании и исследователь Антарктики.

40

По-гречески μελας — черный, νεσος — остров.

41

Это не совсем точно. Различия между отдельными меланезийскими наречиями довольно велики, и говорить о едином меланезийском языке никак нельзя.

42

О происхождении меланезийцев см. «Народы Австралии и Океании», под ред. С. А. Токарева и С. П. Толстова, М., 1956, стр. 349–354.

43

Автор здесь лишь вскользь касается очень важного факта, им же самим подробно изученного в специальных работах. На островах Океании можно обнаружить два типа, или две стадии, развития ручного земледелия — Дамм назвал их Pflanzstockbau и Grabstockbau; при первом типе почва не подвергается обработке, а просто заостренной палкой (Pflanzstock) проделывается ямка, в которую сажается растение; при втором почва предварительно разрыхляется землекопалкой (Grabstock).

44

Это диффузионистское объяснение смены материнского рода отцовским неубедительно; факты показывают, напротив, что эта смена происходила и происходит на месте в связи с развитием материального производства, ростом частной собственности, вытесняющей общинную форму собственности.

45

Нет никаких оснований приписывать «солярное» или «лунарное» значение элементам ритуала мужских союзов. Это стремление находить повсюду астрально-мифологические мотивы очень характерно для гребнеровской школы «культурных кругов».

46

Вопреки проводимой здесь опять диффузионистской точке зрения власть вождей в Меланезии появилась вовсе не в связи с какой-то особой этнической волной, а в связи с внутренним экономическим развитием.

47

Явления шаманизма все же отмечены в Меланезии, например на Соломоновых и Банксовых островах.

48

Формы погребения или, точнее, способы обращения с телом умершего в Меланезии необычайно разнообразны, и едва ли можно это разнообразие объяснить миграционными волнами: например, на одном маленьком островке Сан-Кристобаль обнаружено не менее 25 различных способов обращения с трупами.

49

Автор совершенно прав, усматривая под религиозной оболочкой новейших массовых движений в Меланезии («культ карго» и т. п.), или, как их теперь называют, «милленаристских» движений, их вполне материальную основу: это лишь неразвитая, затемненная религиозной идеологией форма национально-освободительных движений. См. П. Уорсли, Когда вострубит труба, М., 1963.

50

О концепции Гребнера см. выше, предисловие, стр. 6.

51

Хейердалу, конечно, хорошо известно родство полинезийских языков с индонезийскими, так же как и наличие черт культурной общности между Полинезией и Юго-Восточной Азией. Но он пытается объяснить эти факты исходя из своей теории — движением миграционной волны из Юго-Восточной Азии через северную часть Тихого океана и северо-западное побережье Америки.

52

В оригинале сказано «отличались от перуанских», но это явно типографская погрешность: описанная форма океанийского плота в точности совпадает с перуанской.

53

О Фиджи см. прим. к стр. 13.

54

Настоящего ткачества на большинстве островов Океании не было. Исключение составляют лишь острова западной Микронезии (индонезийское влияние) и Новая Зеландия, где у маори был известен примитивный вертикальный ткацкий стан.

55

О примитивных государствах Полинезии см., например, «Народы Австралии и Океании», под ред. С. А. Токарева и С. П. Толстова, М., 1956, стр. 653–658, 670–676 и др.

56

Более правдоподобно, что тайный жреческий культ верховного бога Ио сложился лишь в новейшее время под влиянием христианских миссионеров.

57

Полуостров на Таити.

58

Письменность острова Пасхи еще очень недостаточно изучена, поэтому трудно судить о содержании отдельных надписей. Но, по-видимому, в числе их есть и генеалогические записи. См. об этом Н. А. Бутинов и Ю. В. Кнорозов, Предварительное сообщение об изучении письменности о-ва Пасхи, — «Советская этнография», 1956, № 4; Н. А. Бутинов, Короткоухие и длинноухие на о-ве Пасхи, — «Советская этнография», 1960, № 1.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Канака — люди южных морей"

Книги похожие на "Канака — люди южных морей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ганс Дамм

Ганс Дамм - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ганс Дамм - Канака — люди южных морей"

Отзывы читателей о книге "Канака — люди южных морей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.