» » » » Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»


Авторские права

Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»
Рейтинг:
Название:
Символ «мертвая голова»
Издательство:
Вече
Год:
2014
ISBN:
978-5-4444-1405-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Символ «мертвая голова»"

Описание и краткое содержание "Символ «мертвая голова»" читать бесплатно онлайн.



Череп в массовом сознании прочно ассоциируются с чем-то жутким, рождая в душах первобытный страх смерти. Сегодня его символическое значение в основном сводится к употреблению в качестве элемента декоративного украшения или маргинального эпатажа. Между тем глубокое метафизическое содержание символа «мертвой головы» для многих по-прежнему остается загадкой.

В этой работе делается попытка разобраться в сакральном значении черепа на примере его использования в мировых религиях и воинских формированиях.

Книга рекомендована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами истории, культурологи и религиоведения.






О. Вовк утверждает, что жрецы майя с помощью хрустальных черепов запугивали и удерживали в повиновении простых индейцев, которые считали их материализованным воплощением зла за счет огромной магической силы{131}.


ГЛАВА ВТОРАЯ.

САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ ПРАВОСЛАВИЯ

Наряду с главным символом христианства, крестом, важнейшую роль в качестве символа смерти и воскрешения играет череп.

Так, Голгофа, еврейское название площади в Иерусалиме, по евангельскому толкованию означает «место лба» («лобное место»). (Мф. 27, 33; II 19, 17.) Такое объяснение давало основание предполагать, что здесь в большом количестве лежали черепа казненных{132}. Согласно другой версии, здесь идет указание на форму холма, своим видом напоминавшего человеческий череп, и основанием для них может служить то, что евангелист Лука называет это место просто «череп», «лоб» (Лк. 23, 33.). Наконец, существует древняя легенда, делающая этот холм местом погребения Адама и находившая здесь череп нашего праотца, о которой упоминали в своих трудах Ориген, Тертуллиан, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский и др. Отметим, что Афанасий Великий, приводя се, ссылается на еврейских раввинов{133}.

Между тем Священное Писание не говорит о том, где именно похоронен Адам. Основанное на средневековых талмудических представлениях иудейское предание говорит о его могиле в Хевроне, там же, где и захоронения ветхозаветных пророков Авраама, Исаака и Иакова. Согласно христианскому преданию, основанному на богословских умозаключениях, могила праотца находится где-то в районе Иерусалима — особого города, которому отведена исключительная роль в плане Божественного домостроительства. В нем даны были обетования царю Давиду о рождении из его потомства Мессии, в нем пострадал и воскрес Господь Иисус Христос, смыв Своей кровью грех Адама. Отсюда и возникает мнение, что Адам тоже похоронен именно здесь{134}.

Согласно толкованиям блаж. Иеронима Стридонского, «голгофа именуется “Краниевским” (в переводе с греческого “черепным”), или “Лобным” местом. Вместе с тем еврейское “Голголеф”, сиро-халдейское “Голгофа” означает лоб, череп головной (4 Цар. 9, 35) и присвоено земной возвышенности, расположенной за стенами Иерусалима, где совершалась смертная казнь над преступниками. Не станем настаивать на том, что не это название места сообщило месту название Голгофы, а будто погребенная тут голова Адамова оставила за местом такое имя» (толкование блаж. Иеронима Стридонского на Евангелие от Матфея). Святитель Филарет говорит: «Обратимся лучше за наставлениями о Голгофе к откровению Божию. — Надобно быть тому, говорил Спаситель Иудеям, чтобы делатели виноградника убили наследника вне виноградника (Мф. 21, 38—39)»{135}.

А вот выводы зарубежных исследователей Ф. Ринекера и Г. Майера: «Голгофа: согласно пояснениям евангелистов{136}, слово “Голгофа” произошло от арамейского “гулгулта” (“череп”). Ориген связывает это название с черепом Адама, якобы погребенного на этом месте. Иероним же считает, что своим возникновением оно обязано тому обстоятельству, что здесь находили черепа казненных людей»{137}.

По мнению Николая Маккавейского, вполне вероятно, что Голгофа представляла собой скалистый холм, подобно человеческому черепу, возвышавшийся на восточной стороне той площадки, которая была расположена на расстоянии 100 локтей от западной стороны Иерусалима{138}. Трупы казненных могли быть относимы в пещеру, которую имела в себе Голгофа, подобно почти всем холмам в окрестностях Иерусалима. Таким образом, весьма естественно представлять и обилие черепов на лобном месте. Наконец, что касается легенды о черепе Адама, то она прежде всего имеет аналогию для себя в сказаниях других народов. Уже Древний Вавилон хотел видеть у себя место гробницы того Бела или Арбела, который, сам обезглавив себя, из своей крови, смешанной с землею, создал первого человека. Также и римские сказания знали caput Oli Regis, голову одного славного царя-предсказателя, которую нашли в глубине скалы Капитолия и которая дала сивиллам повод предсказать будущее величие Капитолия как главы (caput) государства и целого мира{139}. С одной стороны, пример этих и других аналогичных им{140} легенд различных народов, с другой — величайшая важность совершившегося на Голгофе события, стоявшего притом в глубокой внутренней связи с грехопадением праотца рода человеческого, Адама, служат достаточным объяснением легенды о голове и черепе Адама в пещере голгофской. Именно на эту связь указывали и Отцы Церкви, когда приводили сказание о гробнице Адама на Голгофе.

Итак, христиане полагают, что Голгофа находилась в центре мира, представляя собой вершину мировой горы и то место, где Адам был не только похоронен, но и сотворен изначально{141}. «Первый человек Адам стал душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор 15,45).

Между тем специалист по библейской археологии священник Александр Тимофеев подвергает критике распространенную в церковной среде уверенность, что могила Адама находится непосредственно под Голгофой. Голгофа — это скала. В ее глубине никаких погребений нет. Часовня Адама, которая сейчас находится в храме Гроба Господня, имеет скорее символическое, богословское значение. Само имя Адам восходит к слову «адама», означающему землю. Адам умер, и земля вернулась в землю, вновь превратилась в прах, а Господь Своею кровью с креста омыл эту землю, очистил, возродил{142}.

Библейское изречение гласит: «Все идет в одно место. Все произошло из праха, и все обратится в прах». (Екк. 3,20).

На Руси череп в качестве религиозного символа появился после распространения христианства, что было напрямую связано с его изображением под Распятием. Согласно Священному Преданию, место для казни Спасителя промыслом Божьим было выбрано как раз там, где покоились останки праотца Адама. Кровь и вода, чудесным образом истекшие из ребер распятого Христа — «нового Адама», пролившись на кости «ветхого Адама», чудесным образом омыли его от греха, что явилось символическим прообразом сошествия Сына Божьего в ад и победы над смертью. По словам П. Евдокимова, «жало смерти может быть обезврежено лишь собственным отрицанием-умерщвлением, поэтому в центре земли возвышается Крест, и жизнь добровольно соглашается пройти через смерть, дабы заставить ее расколоться и сойти в небытие: «Смертию смерть поправ», — поет Церковь в пасхальную ночь… Икона Распятия представляет череп Адама у подножия Креста. В приделе Адама в храме Гроба Господня в Иерусалиме есть надпись: «Место черепа стало раем»{143}.

Череп также весьма частая деталь на иконах и портретах христианских святых и кающихся грешников, к примеру, на полотнах, изображающих Марию Магдалину, апостола Павла, св. Иеронима{144}.

Отечественный исследователь О. Вовк упоминает об иконописной традиции изображения адамовой головы в перевернутом виде как своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. По его мнению, в этом случае она фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов{145}.

Христианству присуще особое отношение к телу усопшего: «Святая Церковь воздает подобающую честь и уважение самому праху умершего как освященному благодатию Божиею храму Св. Духа, имеющему некогда восстать из могилы по звуку трубы архангельской и разделять участь души в будущей вечной жизни. Тело покойника православная Христова Церковь выразительно именует мощами, указывая при этом на присущию в нем святыню, залог нетления, как в причастие животворящих Тела и Крови Христовых, и повелевает, поэтому, живым чадам своим благоговейно преклоняться перед останками всякого скончавшегося христианина»{146}.[1]

Учение о сообществе святых является фундаментальной истиной христианской веры{147}. В первые века христианской эры живое осознание этого факта проявило себя в феномене почитания христианского мученичества. По мнению Николая Летуновского, можно с уверенностью говорить о том, что культ мучеников — один из корней, из которых развилось почитание святых. Как писал по этому поводу архим. Киприан (Керн), мученические памяти, как дни их «рождения» в вечную жизнь, востекают к мученическим актам. Ближайшее окружение мученика берегло его останки, ходило на место его погребения или место мучения, совершались и воспоминания о нем. Ранние христианские писатели говорят о поминальных трапезах. Возможно, что в это время уже закрепились памяти св. ап. Иакова, св. архид. Стефана, муч. Поликарпа, Игнатия Богоносца и др.{148}

С распространением христианства утверждается почитание святых реликвий, связанных со Страстями Христовыми, жизнью Богородицы и праведников, которым верующие приписывает чудесные способности и вокруг которых формируются особые культы{149}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Символ «мертвая голова»"

Книги похожие на "Символ «мертвая голова»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Неподкосов

Сергей Неподкосов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»"

Отзывы читателей о книге "Символ «мертвая голова»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.