Александр Широкорад - Поход на Вену

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поход на Вену"
Описание и краткое содержание "Поход на Вену" читать бесплатно онлайн.
В книге историка А.Б. Широкорада рассказывается об участии Дунайской военной флотилии в Великой Отечественной войне. Первая русская флотилия на Дунае была создана в XVIII веке для войны с Турцией. В январе 1918 года флотилия действовала против румынских войск, в феврале того же года она отошла в Oдессу, где в марте была захвачена германскими войсками. В годы Великой Отечественной войны моряки флотилии, вновь созданной в 1940 году, на небольших речных легковооруженных судах героически сражались на Дунае, Черном Азовском морях, участвовали в Ясско-Кишиневской и других операциях. В книге впервые приводятся тактико-технические характеристики кораблей Дунайской военной флотилии.
Бронекатера проекта 1125, вооруженные короткими, в 16,5 калибра, 76-мм пушками образца 1927/32 г., были перечислены в Дунайскую флотилию из шхерного отряда кораблей Балтийского флота. Причем основная часть бронекатеров — 18 единиц — прибыла по железной дороге в Измаил из Ораниенбаума лишь 9 июня 1941 г.
После этого в составе Дунайской флотилии стало 22 бронекатера, вошедших в состав 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го отрядов бронекатеров. 1-й отряд бронекатеров (№№ 111,112,113 и 114) составляли катера, прибывшие ранее и получившие свои номера уже на Дунае, а остальные 18 катеров имели номера еще балтийские. В результате катера 2-го отряда имели №№ 111, 112, 113, 114 и 115, то есть те же, что и катера 1-го отряда.
21 июня, за несколько часов до войны, все катера флотилии получили новые номера. Забегая вперед, скажу, что еще одна смена номеров была произведена 17 июля 1941 г. Эти переименования привели к полнейшей неразберихе в открытых трудах советских историков и мемуаристов. Даже в ранее закрытых источниках бронекатера называли и старыми, и новыми номерами. Вот, к примеру, согласно совершенно секретному «Справочнику потерь военно-морского и торгового флотов Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (М.: Издание Генштаба, 1959), германской авиацией потоплен бронекатер № 401, а по секретной «Хронике боевых действий Дунайской военной флотилии в Великой Отечественной войне Советского Союза в 1941 г. (22 июня — 1 декабря 1941 г.)» — бронекатер № 201. Вот и гадай, кто прав, а, может, утоплены два бронекатера? На самом деле оба источника верны. Это был бронекатер №201, переименованный 17 июля в №401. И командование, и даже штабисты не могли быстро привыкнуть к новым номерам и названиям катеров и кораблей и писали их в служебных документах по-прежнему.
Кстати, это относится и ко многим населенным пунктам СССР, переименованным большевиками в 1930-х годах, а армейские и морские начальники в 1941—1942 гг. их часто называли по-старому.
Для удобства читателя, да и собственного, нумерацию кораблей я оставил по «Хронике…», зато в Приложении читатель может найти все перипетии замены номеров бронекатеров с 1938 по 1945 гг.
По плану наркомата ВМФ во второй половине 1941 г. и первой половине 1942 г. Дунайская флотилия должна была получить от промышленности три монитора типа «Шилка», 35 бронекатеров, пять катеров-тральщиков и двадцать вспомогательных судов.
К 22 июня 1941 г. в составе Дунайской флотилии, кроме пяти мониторов, 22-х бронекатеров и минного заградителя «Колхозник» состояли:
— Дивизион катеров-тральщиков из семи тральщиков постройки 1939—1940 гг. Из них два были деревянные (№ 101 и 102) и пять железных (№ 103, 104, 105, 106 и 107).
— Отряд глиссеров (6 единиц).
— Вспомогательные суда: штабной корабль «Буг» (колесный, два пулемета); речные колесные буксиры ИП-22 и ИП-23; четыре катера КМ; четыре катера типа «Ярославец»; плавучая мастерская ПМ-10; госпитальное судно «Советская Буковина» и водолазный бот.
Помимо вышеперечисленных, в первые дни войны в Дунайскую флотилию влились два дивизиона сторожевых катеров Морской пограничной охраны НКВД, базировавшиеся в городе Новая Килия (Килиа Ноуэ) и в городе Вилково (Вылков), в следующем составе:
а) Вилковский дивизион — четыре сторожевых катера МО-2(№125, 126, 127 и 128), катера ЗК (Золотовские катера) и до 20 катеров К-ЗИС.
б) Килийский дивизион, состоявший из посыльных судов (шхун, катеров) ЗК, КМ и нескольких катеров К-ЗИС и ПС-3.
Таким образом, флотилия в первые дни войны имела около 100 единиц, считая боевые корабли и вспомогательные плавсредства.
Кроме кораблей, в состав флотилии входили:
1. 96-я истребительная эскадрилья (15 истребителей И-16).
2. 46-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион.
3. Отдельная местная стрелковая рота.
4. 17-я пулеметная рота.
5. Дунайский сектор береговой обороны в составе следующих батарей:
№ 725—152-мм (гаубицы-пушки МЛ-20), подвижной, расположенной в г. Измаил.
№ 724—152-мм (гаубицы-пушки МЛ-20), подвижной, расположенной в селении Джуржулешт.
№ 717—130-мм стационарной, расположенной в селении Жебрияны (Жибриени).
№ 65—45-мм (пушки 21К) противокатерной, подвижной, расположенной в г. Новая Килия.
№ 7—75/50-мм стационарной, расположенной в г. Вилково.
Дунайская флотилия оперативно подчинялась 14-му стрелковому корпусу со штабом в городе Болград. Границы дислокации корпуса простирались от селения Жебрияны вверх по Дунаю до устья реки Прут, затем вверх по Пруту до селения Фельчиул, и далее по параллели Фельчиула до Черного моря.
К 20 июня 1941 г. части 14-го стрелкового корпуса дислоцировались следующим образом:
в г. Новая Килия — 23-й стрелковый полк и артиллерийский полк 25-й стрелковой дивизии;
в г. Измаил — 287-й стрелковый полк, 218-й артиллерийский полк 51-й стрелковой дивизии и 1-й дивизион 265-го конного артиллерийского полка;
в г. Рени — 31-й стрелковый полк и гаубичный артиллерийский полк 25-й стрелковой дивизии.
Остальные части 25-й и 51-й стрелковых дивизий располагались по реке Прут от города Рени до селения Фельчуил и в резерве в городе Болград.
Кроме 14-го стрелкового корпуса на границе находились: 79-й пограничный отряд — на участке от устья Дуная до города Рени; 25-й погранотряд — на участке от города Рени и выше на север по реке Прут; 4-й погранотряд, оперативно подчиненный командиру 79-го пограничного отряда.
Части 14-го стрелкового корпуса имели большой некомплект: до 30% рядового и до 50% командного состава. Мобилизация местного населения в первые дни войны не смогла восполнить этого пробела.
Оперативные задачи Дунайской флотилии были поставлены командованием Одесского военного округа чрез штаб 14-го стрелкового корпуса и сводились к следующему:
1) не допустить прорыва противника ниже города Рени;
2) не допустить форсирования противником реки Дунай на участке от устья реки до города Галац;
3) отразить совместно с частями Красной Армии попытку удара противника со стороны Галац — Джуржулешт.
Для решения этих задач оперативным планом Дунайской флотилии предусматривалось создание трех групп кораблей.
1. Ренинская группа кораблей в составе: мониторы «Железняков», «Жемчужин» и «Ростовцев» и один отряд бронекатеров. С объявлением оперативной готовности № 2 эта группа должна была сосредоточиться в районе города Рени, имея следующие задачи:
а) совместно с батареей флотилии № 724 и 31-м стрелковым полком не допустить прорыва флотилии противника ниже города Рени; для этой цели отряд бронекатеров с началом войны сразу же должен выставить заграждение из мин типа «Р» («Рыбка»);
б) не допустить переправ противника на участке Рени — Исакча;
в) содействовать сухопутным частям в отражении наступления противника со стороны города Галац.
2. Измаильская группа кораблей под командованием командующего Дунайской флотилией в составе: мониторы «Ударный» и «Мартынов», отряд катеров-тральщиков, три отряда бронекатеров и минный заградитель «Колхозник». По оперативной готовности № 2 эта группа должна была сосредоточиться в районе Кислицкой протоки, выставляя корабельный дозор в районе кордона Раздельный и устья реки Репида. Перед группой стояли задачи:
а) не допустить форсирования противником реки Дунай на участке селение Исакча — город Килия;
б) оказать содействие в зависимости от обстановки Ренинской и Килийской группам;
в) с началом военных действий одному отряду бронекатеров выставить минное заграждение в верхнем устье Тульчинского гирла, чтобы не допустить прохода кораблей противника из района Сулина — Тульча на Дунай. Выставленное минное заграждение должно было прикрываться артиллерийским огнем бронекатеров, вводимых для этой цели в озеро Ялпух.
Действия Измаильской группы должны были поддерживать батареи флотилии № 725 и 726 и батареи 46-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, расположенные в городе Измаил.
3. Килийская группа кораблей под командованием командира 4-го погранотряда в составе: четыре катера МО-4, катера типа ПК, ЗК, МКМ, КМ и КЗПС и один отряд бронекатеров.
Задача этой группы состояла в том, чтобы не допустить форсирования противником реки Дунай на участке Килия — устье и оказать содействие сухопутным частям Красной армии при поддержке береговых батарей № 65, 7 и 717.
По оперативной готовности группа должна была сосредоточиться в районе города Новая Килия, имея дозор в устье Дуная и в районе Вилково.
Нашим силам на Дунае противостояла большая речная румынская флотилия, ядро которой составляли семь мониторов.
Монитор «Ион К. Братиану» (1939 г.) Монитор «Буковина» (1939 г.)Четыре монитора — «Александу Лаховари», «Михаил Когальничеану», «Ласкор Катараджиу», «Ион К. Братиану» — были заложены в Триесте в 1906 г. по заказу Румынии и спущены на воду в 1907 г. в Галаце (Румыния). В 1937— 1938 гг. они прошли модернизацию. Их полное водоизмещение 750 т, скорость 13 узлов, вооружение: три 120/50-мм пушки. К 1941 г. их зенитное вооружение состояло из одного 37-мм автомата «Рейнметалл» и трех 13,2-мм пулеметов Гочкиса, а к 1943 г. — из четырех-пяти 37-мм и четырех 20-мм автоматов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поход на Вену"
Книги похожие на "Поход на Вену" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Поход на Вену"
Отзывы читателей о книге "Поход на Вену", комментарии и мнения людей о произведении.