» » » » Николай Манвелов - Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству


Авторские права

Николай Манвелов - Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству

Здесь можно купить и скачать "Николай Манвелов - Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Морские приключения, издательство Вече, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Манвелов - Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству
Рейтинг:
Название:
Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-9533-5602-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству"

Описание и краткое содержание "Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству" читать бесплатно онлайн.



В дальних походах и кровопролитных сражениях зарождались боевые традиции российских офицеров. Под гордым Андреевским флагом они бесстрашно шли навстречу врагу, подставляли свою грудь под вражеские пули и снаряды. В тяжелейших испытаниях они создавали престиж России как Великой морской державы.

Каковы же были морские традиции Российского Императорского флота, как они складывались, как и в каких условиях формировался знаменитый русский морской характер? Какой была повседневная жизнь русских военных моряков? Об этом и многом другом рассказывает очередная книга историка Н. Манвелова.






Бриги обычно называли в честь греческих героев.

Вспомогательные суда нарекали обычно по названиям припортовых местностей, либо больших рек. Так, при Архангельском порте «работал» баркас «Кузнечиха», была серия «речных» транспортов, а в Черном море ходили шхуны «Ингул», «Псезуапе», «Туабсе», «Новороссийск» и другие. Ледоколы и буксиры могли носить имя «Силач» либо «Надежный». А суда, предназначенные для доставки питьевой и котельной воды на рейд, назывались, естественно, «Водолей». Минные заградители носили имена рек.

Могли быть и исключения из правил. Так, в списках флота могли обнаружиться корабли с названиями, сравнимыми с «Бедой» легендарного капитана дальнего плавания Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Чего, например, стоят шхуны «Скучная» и «Унылая», галеры «Анчоус» и «Веселая», бот «Битюг» и флашхоут «Жаба».

Особый разговор о мобилизованных судах из состава черноморского Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Среди них можно было встретить такие «перлы» (кстати, такие корабли обычно почему–то не переименовывали), как «Батюшка», «Матушка», «Братец», «Крикун», «Болтун», «Дочка», «Брат» и т. д.

Заметим, кстати, что известнейшее детище вице–адмирала Степана Осиповича Макарова – ледокол «Ермак» – никогда не состояло в списках Российского Императорского флота. Его владельцем было Министерство финансов, хотя во время похода под руководством Макарова к Северному полюсу командование судна и было укомплектовано, главным образом морскими офицерами. В этой связи не лишним будет вспомнить одно не слишком известное высказывание Степана Осиповича:


«Дело командира составить имя своему судну и заставить всех офицеров полюбить его и считать несравненно выше других судов, даже и по качествам».


Выбор названий для боевых судов 1–го и 2–го ранга был исключительной прерогативой императора. Впрочем, и цари принимали решение о названиях кораблей вовсе не на пустом месте. С давних пор существовала традиция подготовки для монарха материалов, на основе которых он и выносил свой вердикт.

К примеру, 21 декабря 1898 г. императору Николаю Второму было предложено выбрать названия для пяти новых крейсеров и четырех эскадренных броненосцев, которые предстояло построить для Российского Императорского флота. Названия «Северный Орел», «Илья Муромец», «Кастор», «Полкан»[16], «Олаф» и «Оливуца»[17] внимания царя не привлекли. Сразу скажем, что корабли с такими именами в царском флоте так впоследствии и не появились.

Своей рукой он вписал имена Суворова (позже в Русском флоте появится эскадренный броненосец «Князь Суворов»), Кутузова, Румянцева и Мстислава Удалого (таких кораблей в Русском флоте построено не будет). Затем, простым карандашом, выбрал названия: для броненосцев – «Цесаревич», «Победа», «Бородино» и «Ретвизан»; для крейсеров – «Баян», «Аскольд», «Богатырь», «Варяг» и «Новик».

Заметим, что предыдущий, «Цесаревич», был парусно–винтовым линейным кораблем, «Победа» – парусным линейным кораблем, «Бородино» – парусным линейным кораблем, позже переделанным во фрегат, «Ретвизан» – парусно–винтовым линкором, «Баян» – парусно–винтовым корветом, «Аскольд» – парусно–винтовым корветом, «Богатырь» – парусно–винтовым корветом, «Варяг» – парусно–винтовым корветом, «Новик» – парусно–винтовым корветом.

А более чем за полтора года до описываемых событий – в апреле 1897 г. – точно так же получил название будущий крейсер «Аврора». Императору было предложено 11 вариантов, из которых шесть – «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Псиея», «Полкан» (как видим, Морское ведомство отличалось настойчивостью) и «Нептун» – так и не появились в списках флота.

Выбор названия корабля зачастую требовал от Морского министерства и серьезных лингвистических усилий.

Так, при наименовании крейсера «Баян» в 1898 г. возникла проблема – предыдущие суда писались как через «а», так и через «о» («Боян»). В Морском ведомстве на всякий случай составили специальную справку (возможно – единственную в своем роде), в которой писали, что «баян» происходит от древнерусского «баяти» (рассказывать). «Боян» же происходит от слова «боятися», что для военного судна было абсолютно неприемлемо. В итоге в Главном морском штабе приняли соломоново решение – «не вдаваясь в ученые изыскания, сохранить то же название и с тем же правописанием, которое носил его предшественник». А «предшественник» как раз был «Баяном».

Переименования кораблей (если не говорить о массовой смене названий судов флота после Февральской революции 1917 г.) случались чаще всего в трех случаях. Так, номера вместо первоначальных названий присваивались миноноскам и небольшим миноносцам. Причем зачастую дело доходило до абсурда – некоторые кораблики меняли название по несколько раз.

Так, 23–тонная миноноска «Жаворонок» постройки 1878 г. в 1885 г. стала «миноноской № 76», спустя год – «миноноской № 143», а в 1895 г. – «миноноской № 98».

100–тонный малый мореходный миноносец «Даго» в 1895 г. превратился в «миноносец № 118», а в 1909 г. – в посыльное судно «Перископ». В следующий, и уже последний, раз его переименуют в 1921 г., уже при советской власти – на этот раз в «тральщик № 15».

Другая возможная причина для смены имени корабля – переименование в честь некоей высокопоставленной особы. Про вице–адмирала Попова (в его честь был «перекрещен» круглый броненосец «Киев») мы уже говорили. Но Андрей Александрович был не одинок (отметим, между прочим, наличие поверий, в соответствии с которыми судно, сменившее название, будут преследовать неудачи).

В январе 1874 г. в списках Российского Императорского флота появился броненосный фрегат «Герцог Эдинбургский». Его назвали в честь британского принца, сына королевы Виктории Альфреда Эдинбургского, мужа дочери императора Александра Второго Марии. В 1893–1900 гг. Альфред был герцогом Саксен—Кобург—Готским. Стоит заметить, что первоначальное название фрегата было… «Александр Невский» (заложен он был, кстати, как броненосный корвет). Чего не сделаешь ради дружбы между монархиями! А кораблей с названием «Александр Невский» в списках Российского Императорского флота больше уже не было…

Отметим, что «конъюнктурные» переименования корабля на этом не закончились. В 1918 г. давно стоявший на приколе бывший «герцог» – блокшив № 9 (успевший побывать минным заградителем «Онега») был переименован в «Баррикаду». А еще через 13 лет ветеран снова сменит название – на сей раз на «Блокшив № 5». На слом он пойдет только в середине 1930–х гг.

Естественно, бывали случаи, когда корабль менял название по итогам бунта на его борту. Наиболее знамениты в этом отношении броненосец «Потемкин» и крейсер «Очаков».

Эскадренный броненосец «Князь Потемкин Таврический», названный в честь фаворита императрицы Екатерины Второй, в октябре 1905 г. был переименован в «Пантелеймон». Название было глубоко символичным для русского флота – именно в день почитания святого целителя Пантелеймона (27 августа) произошли первые победы русских моряков над шведами – при Гангуте (1714 г.) и Гренгаме (1719 г.).

31 марта 1917 г. корабль был переименован в «Потемкина—Таврического», однако название не прижилось – возможно, сыграло роль свержение монархии в России. Уже 28 апреля 1917 в списках появился «Борец за свободу», после чего бывший броненосец, переквалифицированный в 1907 г. в линейный корабль, более не переименовывался. Разобрали его в 1920–х гг.

Похожая судьба ждала и крейсер «Очаков». В 1905 г. его переименовали в «Кагул» (в честь победы русских войск под командованием фельдмаршала Румянцева в 1770 г. над турками). В 1917 г. крейсер снова стал «Очаковым».

Куда менее известно восстание на учебном крейсере «Память Азова», после которого в 1906 г. корабль был переименован в «Двину». В 1917 г. ему вернули старое название. Спустя два года старый фрегат был потоплен в Кронштадте британскими торпедными катерами.

Но случалось, что по итогам бунта «оргвыводов» и не следовало. Так, после мятежа 1915 г. сохранил свое имя линкор «Гангут». Возможно, сыграл роль тот факт, что выступление было нейтрализовано уже через два часа. Впрочем, в 1925 г. «Гангут» все равно был переименован – в «Октябрьскую Революцию».

Не было забыто и название «Пластун», несмотря на то, что 18 августа 1860 г. клипер с таким названием погиб в результате диверсии экипажа. Взбунтовавшая команда взорвала крюйт–камеру[18], и корабль затонул у шведского острова Готланд на обратном пути с Дальнего Востока в Кронштадт. В апреле 1878 г. в списках флота появился новый клипер (с 1892 г. – крейсер 2–го ранга) «Пластун», благополучно списанный в 1907 г.

В том случае, если корабль сдавали неприятелю (что до Русско–японской войны было делом экстраординарным), его имя обычно навсегда пропадало из списков Российского флота. Примером может служить история фрегата «Рафаил». Дело было во время Русско–турецкой войны 1828–1829 гг., в ходе которой корабль стал печально известен в отечественной военно–морской истории как первое российское боевое судно, спустившее свой флаг перед неприятелем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству"

Книги похожие на "Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Манвелов

Николай Манвелов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Манвелов - Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству"

Отзывы читателей о книге "Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.