Галина Навлицкая - Осака

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Осака"
Описание и краткое содержание "Осака" читать бесплатно онлайн.
Автор в популярной и живой форме рассказывает о культуре, архитектуре и искусстве города, имеющего удивительно интересную древнюю и средневековую историю. Много страниц книги посвящено прошлому города каналов и мостов, нередко называемого «японской Венецией». В средневековье он — главный национальный рынок, «кухня страны», оплот военно-феодальной диктатуры. В наши дни — крупный город-порт, торгово-промышленный и административно-культурный центр Японии.
Пожалуй, новым стало только то, что теперь под такие кварталы отводят территории не только в центральных районах городов, но и… под землей.
Подземное строительство торгово-зрелищных кварталов позволило найти путь к решению одной из серьезных проблем современного города — омертвления центра. Деловой центр крупного города, такого, как Токио и Осака, обычно вбирающий в течение дня миллионные потоки посетителей, вечером абсолютно пуст. Опустению центральной зоны города содействует также отток жителей, переселение их в окраинные районы. Подземное же строительство торгово-зрелищных кварталов продляет социальную активность района до глубокой ночи. Отменное качество строительства, высокохудожественный уровень проектирования и эстетического оформления не только обеспечивают высокую функциональность подобных комплексов, но и оказывают влияние на развитие наземных кварталов этого района. Так, в Токио создание подземной Гиндзы продлило жизнь наземной, а строительство в Осака огромных подземных торгово-зрелищных кварталов внесло оживление в развитие районов, расположенных на поверхности.
Первая очередь крупномасштабного подземного градостроительства (1964) была запланирована при реконструкции трех районов Токио — Синдзюку, Сибуя, Икэбукуро. Вслед за столицей начал создавать подземные районы и Осака. Два значительных подземных объема построены за эти годы, и расположение их отражает центры притягательности, характерные для городской застройки, — Кита и Минами. Подземный центр в Минами — это торговый подземный город с несколькими улицами, заполненными мелкими и крупными магазинами, работающими допоздна, разветвленной вертикальной структурой — лифты и эскалаторы соединяют подземные кварталы с наземным пространством и даже с внутренними объемами зданий, — холлами универмагов или вестибюлями деловых центров. Подземная Сэннитимаэ, слившая в единую зеркальную полосу десятки витрин, одновременно свидетельствовала и о другом явлении: подобный город — это не только утилитарное использование подземного объема для коммерческих предприятий. Почти нескончаемый поток посетителей, особенно в вечерние часы, течет в подземелье — люди приходят сюда отдохнуть, прогуляться, полюбоваться панорамой сверкающих, искусно украшенных улиц. И это подтверждает ориентацию строителей, социологов, экономистов на более широкий аспект использования подземного пространства, предполагающий рассматривать его как продолжение наземных улиц со значительной долей их социальной нагрузки.
В 1961 г. железнодорожная компания «Ханкю» решила осуществить реконструкцию своего вокзального здания в Умэда. Однако компания, рассчитывая на значительную перестройку, столкнулась с отсутствием для этого реальной базы, с невозможностью осуществить свои планы на незначительной территории. Проектировалось не только расширить здание вокзала, но и создать торговый центр, отель и театр, обширный паркинг и некоторые подсобные утилитарные помещения для функционирования железнодорожных линий. Поэтому наиболее рациональным представилось использовать возможности подземного строительства. Первый этап строительных работ был начат в 1966 г., а в ноябре 1973 г. была завершена четвертая, заключительная фаза.
Объем подземной зоны, включающей торговые центры Умэда, Ханкю Самбангай и Додзима, превышает объем идентичного строительства в Минами примерно в три раза. Кроме того, строительство в Кита имеет эстетически богатое и сложное оформление подземных улиц и площадей. Коммерческий центр Ханкю Самбангай получил сразу же утвердившееся за ним в прессе название «Город у водопада». Действительно, название полностью отражает реальную ситуацию. Существуют и улицы, вдоль которых «шагают» словно выстроившиеся в две шеренги магазины. Здесь течет настоящая река, взятая в гранитные берега, и прямо на залитую ярким светом площадь низвергается настоящий водопад. Возле него — эскалатор, поднимающий посетителей вдоль подсвеченной, словно стеклянной, лавины воды. На площади, над самым водопадом, — кафе с прозрачными стенами и подсвеченный пруд с голубыми и красными бликами. С высокого потолка свисают переливающиеся разными цветами стеклянные «сталактиты». С балконов можно любоваться и огромной водной феерией.
Наряду с рациональностью и высокой комфортабельностью, которыми отличается последняя очередь осакского подземного строительства, Самбангай примечателен еще и тем, что здесь попытались разрешить одну из очень серьезных проблем подобных сооружений — приблизить, сделать психологически приемлемыми для человека подземные объемы. Именно на это рассчитано создание искусственного сада с цветущими растениями, увитые зеленью лестницы, вольеры с порхающими птицами, расцвеченная неоновыми сполохами река.
Зеленая зона Осака
В использовании подземного пространства, которое является как бы продолжением наземных улиц, японские архитекторы пытаются сохранить в разнообразии новых объемов старый и для архитектуры, и для японца принцип единства человека и природы.
Однако на земле осуществлять это древнее установление становится с каждым годом все труднее. В крупных городах, где работают тысячи промышленных предприятий, засоренность воздуха давно превысила допустимую норму. Жизнь человека безмерно ухудшается. Непоправимый урон наносится природе. Зеленые «островки» природы в каменных лабиринтах, отравленных отходами транспорта и промышленности, чахнут и засыхают. На улицах городов Японии ежегодно высаживают миллионы саженцев.
Осака — центр огромного индустриального района Хансин (Осака — Кобе) — не только сосредоточивает в пределах застройки тысячи промышленных предприятий, но и к тому же постоянно отравляется ядовитыми выбросами расположенного рядом промышленного города Амагасаки (там самая высокая загрязненность воздуха в стране). Вот почему проблема «зеленых легких» и, следовательно, жизни и отдыха горожан одна из самых актуальных.
Норма «зеленой» площади на каждого жителя Осака гораздо ниже, чем по стране, однако ситуация несколько смягчается из-за близости гор и лесных массивов, подступающих к городу с севера, востока и юга, и моря — с запада. В результате житель Осака за довольно короткий промежуток времени может оказаться на природе. В пределах же городской черты одетые в камень улицы оживляет зелень двадцати парков. Самые крупные среди них — парк Осакского замка, парк Тэннодзи, Нагаи парк. Наибольшей любовью пользуется призамковый густой массив, превращенный в городской парк во время реконструкции замка в 1931 г., а также Кэйтакуэн, часть бывшего паркового окружения особняка Сумитомо, ставший с 1895 г. городским парком. Кэйтакуэн — типичный традиционный японский сад с павильонами возле заросших прудов, каменными дорожками поверх воды, деревьями и скалами, привезенными из разных частей Японии. Есть в городе и небольшие, но обладающие значительной для осакцев притягательной силой парки. Это Наканосима парк и Сакураномия парк. Последний тянется далеко на север вдоль берега ЁДО. Зеленая прибрежная зона вдоль противоположного берега Ёдо — территория старого монетного двора, которую специально открывают на неделю для любования цветущей сакурой. Так же как и в парке Осакского замка, тысячи горожан могут здесь восторгаться недолговечной прелестью розовых лепестков.
В центре города на небольшом, вытянутом узенькой полоской островке, образованном притоками Ёдо — Додзима и Тосабори, расположен Наканосима парк. Несмотря на то что парк и негустой, и небольшой, он кажется на редкость уместным и даже более необходимым, чем в каком-либо другом районе города, так много здесь официальных зданий, и зелень возле строгих сооружений как бы смягчает многоэтажный облик этого островка. Рядом с зелеными лужайками серые здания мэрии, фондовой биржи и Японского банка и тяжелые монолиты «Асахи» и «Фестивал холла» кажутся легче.
Мидосудзи — гордость каждого осакца. Это красивейшая магистраль города. Она проходит через весь центр и соединяет северную его часть с южной. С обеих сторон Мидосудзи засажена в два ряда деревьями гинко.
С ранней весны и до поздней осени нежная зелень превращает сорокачетырехметровую улицу в тенистый, прохладный коридор. Однако в последние годы много деревьев на Мидосудзи погибло из-за сильной загрязненности воздуха. Муниципальные власти, обеспокоенные этим фактом, ищут способы как-то сохранить зеленое убранство улицы. Специалисты экспериментируют — ищут такие кустарники и деревья, которые смогли бы существовать при все возрастающем засорении окружающей среды[48].
В начале 70-х годов в Осака началась кампания «Зелень и цветы». В городе стали создаваться новые островки зелени (прежде всего в районах со значительным числом промышленных предприятий). Была предпринята попытка восстановить прилегающие к городу леса. Лесной массив площадью в пятьсот шестьдесят гектаров вблизи вершины Икома был объявлен заповедным. Отдельные части его получили поэтические названия: «Лес дружбы», «Лес будущего», «Лес приключений и сказок» и пр.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Осака"
Книги похожие на "Осака" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Навлицкая - Осака"
Отзывы читателей о книге "Осака", комментарии и мнения людей о произведении.