Аркадий Крупняков - Марш Акпарса

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Марш Акпарса"
Описание и краткое содержание "Марш Акпарса" читать бесплатно онлайн.
Исторический роман о легендарном герое марийского народа Аказе Тугаеве, прозванном Акпарсом. "Марш Акпарса" - третья книга трилогии "Гусляры". В ней рассказывается о завершающем этапе борьбы Московского государства за свою независимость и о присоединении Марийского края к Руси. У каждого памятника свой век. Проходит время, и памятники исчезают с лица земли. Ни мрамор, ни бронза не могут бесконечно сопротивляться времени. Но есть памятники вечные - они в сердце народа. Пока жив хоть один человек - жива память. Такой памятник воздвиг в своих сердцах марийский народ Аказу Тугаеву, прозванному Акпарсом.
— И делу коней? — Иван расхохотался.
— Да!
— И еще спрошу... Донесли мне, что в послах твоих черемисских татарин есть.
— Есть, государь. Мамлей из соседнего улуса.
— С какой он стати?
— Скажи, Мамлей, — Аказ кивнул другу.
— Мы с людьми Аказа заодно живем, — ответил Мамлей, шагнув вперед.— Наравне с ними притеснения мурз терпим. Нам отдельно от соседей идти нельзя. Куда они, туда и мы... У нас судьба общая...
— Ну, поезжайте с богом.— Иван сел в кресло и махнул рукой, давая знать, что разговор окончен. Ратники, гремя доспехами, стали выходить из палаты.
— Все сделаем, как ты велел,— сказал Аказ, и все трое, поклонившись, пошли за ратниками.
— Аказ, вернись! — окликнул царь,—Мне донесли, будто на Москве ты не впервые?
— Да, государь. Я малость отцу твоему служил.
— Саньку, постельничего, ты знаешь?
— Знаю. Мы вместе из Москвы бежали.
— Я думал, ты скроешь это.
— Я в жизни никому не лгал,— ответил Аказ, искоса поглядывая на Горбатого-Шуйского.
— А где сейчас тот беглец Санька живет, не знаешь?
— Был у нас, теперь, однако, в другом месте.
— И там не был, не знаю.
— Ты можешь его при случае изловить и царю передать?
— Желанным гостем он бывает у моих людей, а гость у нас— священный человек. Его не выдадут.
— Чем он так желанен черемисам?
— Он правду любит, он вере вашей, государству радеет, жизни не щадя. В самую глубь лесов к луговым черемисам ходил, жил там долго.
— Зачем?
— Своим горячим словом склонял народ наш к Москве. Я сюда пришел — в этом его заслуга есть.
— Князь Александр, прознай об этом. А вы ступайте с богом.
Когда Аказ и его товарищи вышли, воевода спросил:
— Беглого изловить прикажешь?
— Узнай, что делает он там, что говорит — и только. Быть может, и верно — большое дело человек делает. Аказу в мысли проникнуть постарайся. Ты знаешь: словам я не верю. Он дал слово когда-то батюшке моему служить, а сам сбежал. Быть может, и ноне в душе у него совсем иное. Язычники—они коварны. К народу ихнему приглядывайся, тут тоже не верь словам. Что не так— секи головы нещадно.
— Исполню, государь.
— А что касаемо ратных дел, все остается как решили в прошлый вечер. Ну, будь счастлив.
Когда князь Александр вышел, Иван перекрестился и сказал про себя:
— Ну, слава богу, ворота в землю казанскую открыты!
Сперва Санька думал, что в Москву пришел зря. Но вышло, что тяжелый путь совершил он недаром. Приютил его Шигоня как старого друга в своем доме, тайно водил к митрополиту Макарию, потом к молодой царице. И все обещали помочь, выпросить у царя прощение. Такой случай представился, когда царь после свадьбы поехал к троице в Сергиев монастырь молиться. После обедни в приятной беседе Макарий как бы случайно промолвил:
— Молясь ныне за благо людей, отчизне нашей полезных, вспомнил я про раба Александра. Гонимый всеми, нашел он приют у недругов наших и много лет жил там с думой и любовью к родине. И недругов тех сделал нашими доброхотами...
— Ты о ком это, святой отец? — Иван взглянул на владыку искоса.
— Единожды я уже просил гебя простить его.
— Саньку Кубаря?
— Ты, государь, и правду пожаловал бы несчастного,— сказала царица.
--Да ты-то отколь его знаешь?
-- На смотрины едучи встретила. Недужен был, в бреду все
прощения у тебя просил. Много хорошего рассказали мне о нем.
— Как же он на пути твоем попался?
— Не хотели мы тебе, государь, говорить, да, видно, надо,— сказал митрополит.— Ведь это он черемисских послов в Москву привел.
— Отчего же он сам прощения не попросил у меня, если был здесь?
— Не корысти ради и не ради прощения своей вины уж много
лет он подвигами живет, а во славу державы нашей и на пользу
вере православной. Таких людей, сын мой, в опале держать грех.
Иван долю молчал, о чем-то думая, потом произнес:
— Истинно ты сказал — грех.
А на следующий день вослед вышедшей рати помчался конник. В его суме лежала грамота воеводе Александру Горбатому-Шуйскому. А в той грамоте было сказано:
«...Вдет с твоей ратью в послах черемисских монах Санька прозвищем Кубарь. Государь того монаха Саньку пожаловал и все вины ему отпустил. И повелел государь тебе, князь-воевода, взять того монаха в войско, и пусть он ныне не токмо словом, но и мечом державе и государю служит...»
[1] Все указанные воеводы позднее казнены Иваном IV. (Примечание автора.)
[2] Юмын комбо корно (мар.) —дорога божьих гусей. Так марийцы называли Млечный Путь.
[3] Идите сюда! Здесь кто-то живет.
О ГРАДЕ СВИЯЖСКЕ
к
И
з Москвы выехали в пятницу сырной недели, а к берегу Волги пришли только в субботу великого поста. Воевода князь Александр Горбатый-Шуйский рать вел не спеша. Впереди шла ертаульная1 сотня, за ней сам воевода, а потом вся рать. За ратью в возке — послы.
Царская грамота о Санькином помиловании догнала воеводу на третьем дне пути. Она очень обрадовала князя. Еще в пору пострижения Соломонии Горбатый-Шуйский восхищался смелостью Саньки и с тех пор все время помнил правдивого постельничего.
Прочитав грамоту, он сразу отъехал в сторону и дождался посольского возка. Только сейчас князь понял, почему там сидят пятеро, а на приеме у царя было четыре посла.
— Аказ, жив ли ты? — спросил князь, следуя рядом с возком.
— Жив!—Дверца открылась, и Аказ выглянул наружу.
— Все целы?
— Все, князь.
— И беглый постельник Санька тоже цел?.. Молчите?
— Здесь я! — раздался голос Саньки.
— Остановись! — приказал князь вознице.— А ну-ка, Саня, вылезай, дай я посмотрю на тебя.
Из повозки выскочили Аказ, Мамлей, Янгин и Тоиейка и, схватившись за сабли, встали у дверцы.
— Его ты не смеешь трогать, он посол,— сказал Аказ.
— Тронешь его — делу конец! — крикнул Янгин.
— Ну и молодцы!—восхищенно сказал воевода и, вынув из рукава грамоту, подал Аказу.— Передай Саньке — пусть прочтет. А прочитавши, пусть садится на коня и догоняет меня. Поговорить надо.
И ускакал вперед.
Через час Санька верхом догнал князя и уж более до самого конца пути в возок не садился. Когда подошли к Волге, Аказ, Янгин и Топейка тоже вскочили на подаренных им коней и до самого Нуженала ехали верхом.
Дорога по Волге совсем не та, что по лесу. Ветры-ветрогоны свистят меж берегов, словно по трубе. Только пурга утихнет, начинается метель. Не успела метель отшуметь, как начался буран. Вот так, воюя со снегами да ветрами, подошли ратники к Нуженалу.
1 Ертаульная (тат.) — сторожевая, в данном случае разведочная сотня, авангард.
Аказ думал, погостит у него князь неделю-две, время метелей переждет. Сказал ему об этом.
— Я и раньше по гостям сидеть не охотник был, а ныне и подавно,— ответил князь.— Подумай сам: рати со мной три тысячи человек. Они за неделю не токмо твое сельбище, но и тебя вместе с онучами сожрут. Ведь без кормов приехали — сам знаешь.— И, помолчав, добавил: — Рать расколем на четыре части: здесь, у тебя, оставлю всего одну сотню с новым сотенным Санькой Кубарем во главе, а остальные по другим землям рассыплем. Пусть там живут и казанцев в твои земли ни на шаг не пускают. А я по Луговой стороне до весны погуляю. Топейку со мной отпустишь?
— Он сам царю на Ветлугу сходить обещал.
— Ну вот и хорошо. Завтра с богом в путь.
Через день опустел двор Аказа. Топейка ушел с князем на другую сторону Волги, а Янгин и Ковяж были посланы сопровождать ратников до своих лужаев и распределять их по илемам.
Санька свою сотню ратников растолкал по домам в Нуженале, велел им жить вместе с черемисами, помогать им в работе, ходить в лес на всякие промыслы — словом, не дармоедничать. И еще повелел постоянно приобщать местное население к православной вере.
До весны много людей научить можно. А весной, как сказал князь, будет дело под Казанью...
На третьей неделе петрова поста стало известно: царь повелел собирать поход на Казань.
Сборы шли до глубокой осени. В ноябре войска вышли в сторону Владимира. Во главе встал верховным воеводой сам царь. Шигоньку взял с собой, дабы великие победы и подвиги царские было кому в летописи заносить.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Марш Акпарса"
Книги похожие на "Марш Акпарса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Аркадий Крупняков - Марш Акпарса"
Отзывы читателей о книге "Марш Акпарса", комментарии и мнения людей о произведении.