Александр Гличев - Качество, эффективность, нравственность

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Качество, эффективность, нравственность"
Описание и краткое содержание "Качество, эффективность, нравственность" читать бесплатно онлайн.
Монография доктора экономических наук, профессора, Академика Академии проблем качества посвящена одной из самых острых и сложных проблем современного производства и экономики. Значение качества продукции особенно возросло в последнее время в связи с финансово-экономическим кризисом и усилением конкурентной борьбы на рынках. Отличительной особенностью книги является то, что автор рассматривает проблемы управления качеством в развитии во времени, т. е. в динамике.
Автор подробно рассматривает роль и возможности факторов нравственности и этики в деятельности по качеству.
Книга написана в форме доступной для понимания проблематики читателями различного уровня: бизнесменам, начинающим предпринимателям, инженерам (менеджерам) по качеству, аспирантам. Книга может быть полезной и для студентов высших учебных заведений.
2. Разработка учебно-методического обеспечения системы непрерывного образования.
3. Организация системы оперативного информационного обеспечения преподавателей и студентов учебной и методической литературой.
4. Разработка системы контрольных мероприятий для проверки усвоения полученных знаний.
5. Разработка нормативно-методического обеспечения системы качества самого вуза.
Опыт МИСиС подтвердил, что по такой схеме возможно существенно усилить подготовку студентов в рамках базового образования практически в любом вузе.
11.3. О подготовке инженеров (менеджеров) — специалистов по управлению качеством
В современных условиях, когда разработка систем управления качеством и интегрированных систем менеджмента в соответствии с международными стандартами ИСО серий 9000 и 14000, OHSAS 18001, SA 8000 и др. стала массовым явлением, возник и постоянно растет спрос на специалистов, профессионально владеющих методами конструирования систем и обеспечения их функционирования. Инженеров и менеджеров по качеству уже готовят в десятках вузов страны. К сожалению, программы подготовки таких специалистов в разных вузах сильно разнятся между собой. Нередко из процесса обучения выпадают дисциплины, без которых молодой специалист не может всесторонне оценить состояние системы качества на предприятии и грамотно подойти к построению недостающих звеньев, даже если он хорошо изучил требования международных стандартов.
Представляется необходимым напомнить о некоторых темах, которые должны, помимо тем, связанных с проектированием и внедрением систем качества и интегральных систем управления, обязательно присутствовать в учебных планах подготовки менеджеров и инженеров по качеству. Это изучение потребностей и запросов потребителей, маркетинг, основы стандартизации и технического регулирования, конструкторская и технологическая подготовка производства новой продукции, координация работы подразделений и отдельных сотрудников в рамках систем качества, подготовка к сертификации продукции и систем качества, обеспечение единства измерений, организация взаимодействия с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. Надеюсь, что при этом не будут забыты такие вопросы, как соблюдение требований законодательства в области качества, защиты прав потребителей и окружающей среды.
Для усиления акцентов на качество в гуманитарных, социальных, математических и естественных дисциплинах при подготовке инженеров по качеству следует использовать подход, изложенный в предшествующем параграфе.
Приведем несколько примеров.
Дисциплина «Основы управления качеством» может содержать тему «эволюция управления качеством продукции». В дисциплину «Основы квалиметрии» следует включать темы «соотношение субъективного и объективного при измерении и оценке качества», «абсолютное и относительное измерение качества продукции» и т. п.
Завершая тему высшего образования в области качества, следует подчеркнуть: создание систем качества для предприятий и организаций — сложная творческая задача, требующая от людей, занятых ее решением широкого кругозора, эрудиции и в то же время знания конкретных условий работы конкретного предприятия. Высшее учебное заведение должно подготовить будущего специалиста к тому, что ему придется шаг за шагом вживаться в среду, где ему предстоит строить систему, что ему придется знакомиться с производством, у которого есть свои законы и своя специфика, что его ждет серьезная работа с людьми, которых предстоит вовлечь в единый процесс управления качеством. От того, насколько творчески будет подходить высшая школа к подготовке таких специалистов, во многом зависит дальнейшая судьба теории и практики управления качеством.
11.4. Как повышать квалификацию действующего персонала
Однако как бы хорошо ни был подготовлен специалист, со временем знания устаревают и теряются. Кроме того, основная масса людей трудоспособного возраста, работающих сегодня во всех отраслях экономики, не получила серьезной подготовки в области качества. Система непрерывного образования в области качества, о которой шла речь выше, пока существует в основном умозрительно и лишь в небольших фрагментах реализована в некоторых учебных заведениях. Необходимо дополнительное обучение.
Но не каждый специалист может самостоятельно восполнять отсутствие или относительную потерю знаний.
На помощь приходит система повышения квалификации. Прогресс и освоение методов рыночной экономики заставляют особенно серьезно отнестись к этому виду обучения.
Попробуем сформулировать некоторые требования к системе повышения квалификации.
Представляется очень важным, чтобы обучение было дифференцированным и проводилось с учетом профессиональных обязанностей в системах качества. Свои программы нужны:
— для руководителей и работников высших уровней управления экономикой;
— для руководителей предприятий и организаций;
— для руководителей функциональных органов управления, а также менеджеров по качеству;
— для руководителей производственных подразделений;
— для рабочих.
Причем для системы повышения квалификации важно, в какой последовательности обучать каждую из указанных категорий. Опыт свидетельствует, что наибольший эффект достигается, если обучение проходит сверху вниз по такой схеме: «руководители высшего звена → руководители, предприятия → руководители производственных подразделений → рабочие».
Никто не должен проходить обучение по программе качества ранее своего непосредственного начальника. Думается, что это разумно и правильно.
И еще одно принципиальное положение. Подготовка персонала в области качества должна обязательно включать три направления:
— обучение профессиональным навыкам и эффективным действиям, умению решать задачи, связанные с созданием высококачественной, конкурентоспособной продукции, соответствующей характеру потребностей и платежеспособному спросу;
— обучение навыкам взаимодействия в коллективе и воспитание корпоративного духа;
— воспитание духовно-нравственного отношения к своим служебным обязанностям и деятельности в области качества, обучение правилам этики.
Подготовка руководящего персонала. О том, какую роль играет руководитель предприятия, в системе качества, написаны десятки статей и прочитаны сотни лекций. Суть сводится к тому, что владелец предприятия, директор, ведущий менеджер, руководитель крупного подразделения — главное действующее лицо в системе качества. Он принимает решение о внедрении системы, он выбирает способ ее разработки и внедрения либо привлекая консалтинговую фирму, либо осуществляя разработку силами своей команды. Он должен сформировать политику в области качества, он же отвечает за реализацию этой политики. К сожалению, большинство современных руководителей не получили соответствующей специальной подготовки, а потому обучение основам управления качеством имеет для них особое значение. Программы для лидеров должны быть построены таким образом, чтобы в первую очередь продемонстрировать выгоду от внедрения системы, ее влияние на экономику предприятия. С первых шагов руководитель должен убедиться, что внедрение системы — профессиональная и организационная работа с коллективом, а не написание необходимых бумаг для получения сертификата. Руководители должны получить дополнительные знания, помогающие определять политику качества, хорошо организовать и стимулировать высококачественный труд по изготовлению продукции, и употребить свое влияние на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Подготовка среднего управленческого персонала. Средний управленческий персонал — это ретранслятор посыла, который должен исходить от высшего руководства. Известно, что особую роль в управлении качеством продукции играют функциональные органы управления предприятиями, такие отделы как планово-экономический, труда и заработной платы, финансовый и бухгалтерия. На эти службы возлагаются функции изучения рынков, запросов потребителей, оценки экономических возможностей и последствий обновления продукции и улучшения качества, установления цены на продукцию, определения издержек производства, размеров ожидаемой прибыли и пополнения фондов предприятия в зависимости от качества продукции. Надо помогать им осваивать новые знания и приобретать нужные навыки с позиций новой философии качества и методов его обеспечения и управления им.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Качество, эффективность, нравственность"
Книги похожие на "Качество, эффективность, нравственность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Гличев - Качество, эффективность, нравственность"
Отзывы читателей о книге "Качество, эффективность, нравственность", комментарии и мнения людей о произведении.