Александр Гличев - Качество, эффективность, нравственность

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Качество, эффективность, нравственность"
Описание и краткое содержание "Качество, эффективность, нравственность" читать бесплатно онлайн.
Монография доктора экономических наук, профессора, Академика Академии проблем качества посвящена одной из самых острых и сложных проблем современного производства и экономики. Значение качества продукции особенно возросло в последнее время в связи с финансово-экономическим кризисом и усилением конкурентной борьбы на рынках. Отличительной особенностью книги является то, что автор рассматривает проблемы управления качеством в развитии во времени, т. е. в динамике.
Автор подробно рассматривает роль и возможности факторов нравственности и этики в деятельности по качеству.
Книга написана в форме доступной для понимания проблематики читателями различного уровня: бизнесменам, начинающим предпринимателям, инженерам (менеджерам) по качеству, аспирантам. Книга может быть полезной и для студентов высших учебных заведений.
Многие авторы подчеркивают, а мы это ощущаем практически ежедневно, что создание, восприятие и переживание прекрасного вызывают у людей любовь, чувство радости, ощущение свободы. Восприятие прекрасного бескорыстно, ему чужд вульгарный утилитаризм, в нем сливается значимость личных и общественных ценностей.
Николай Рерих придавал решающее значение красоте как фактору прогресса и развития культуры, качественной деятельности и улучшения качества продуктов труда.
Русский мыслитель XIX века Н. Я. Данилевский подчеркивал: «Красота есть единственная духовная сторона материи, следовательно, красота есть единственная связь двух основных начал мира. То есть красота есть единственная сторона, по которой она (материя) имеет цену и значение для духа — единственное свойство, которому она отвечает, соответствует потребностям духа, которое в то же время совершенно безразлично для материи как материи. И наоборот, требование красоты есть единственная потребность духа, которую можно удовлетворить только материей». Эти размышления он образно заканчивает так: «Бог пожелал создать красоту и для этого создал материю» («Россия и Европа». — СПб.: — Глагол ъ. — 1995, XXXII).
В основе прекрасного, красоты лежит множество свойств. Одно из самых существенных — гармония. Известно, что этот термин происходит от греческого harmonia — стройность, связь, соразмерность, и как явление означает соразмерность частей, слияние различных компонентов объектов в единое органическое целое.
В древнегреческой философии гармония виделась противостоящей хаосу, ее проявлением считалась организованность вселенной, космоса. Гераклит углубил понятие гармонии, объясняя ее как единство противоположностей. У Гераклита гармония — это не просто внешнее объединение разрозненных элементов (для нас — свойств качества продукции или блоков систем управления качеством), а их внутреннее единство. Он говорил: «Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9).
Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершенность целого, как единство в многообразии.
Платон придал понятию гармония социально-нравственное значение. Он говорил о гармонии как о совокупности достоинств человека-гражданина, проявляющихся в его физическом облике, поступках, речах, создаваемых им произведениях («Государство», III, 400 Е — 401 А).
Считается, что развернутую теорию гармонии дал Гегель. Он, в частности, сказал: «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи» («Эстетика», т. 1. — М.: Мысль. — 1968, с. 149).
Гармонии противостоит ее антипод — дисгармония как форма выражения нарушенного равновесия, расстройства, разлада, возникновения разного рода неприятных коллизий. То, в чем проявляется дисгармония, уже не воспринимается как качественное.
Гармония, которая воплощается в художественной деятельности, все теснее связывается с улучшением качества продукции. В этой связи к рассматриваемой проблематике качества и духовности прямое отношение имеет деятельность в области дизайна, технической эстетики.
В круг вопросов, связанных с качеством и духовностью, попадают вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения и эстетической профессиональной подготовки производственного персонала. В специальной эстетической подготовке нуждаются и создатели, и производители, и потребители, и пользователи. Одни для того, чтобы желать и уметь заложить в продукцию те свойства, которые смогут вызвать у потребителя положительные, благородные эмоции. Другие — чтобы могли разглядеть, почувствовать, осознать свойства продукции, радующие душу, и получить максимум удовлетворения, удовольствия, наслаждения.
12.3. О нравственности
В деятельности по улучшению качества, повышению эффективности систем качества возникает множество недоразумений, конфликтов, столкновений между людьми, в которых стороны защищают свои, во многих случаях противоречивые интересы. Это естественно, поскольку даже восприятие качества продукции всегда неоднозначно: одни люди усматривают в изделии, товаре, услуге одни стороны, другие люди — совсем иные. То же можно сказать и о восприятии действий партнеров по трудовой деятельности, торговле, организации всевозможных процессов.
Для разрешения всех этих противоречий привлекаются государственные законодательные акты, стандарты, договорные обязательства, сертификация, службы государственного контроля и надзора за соблюдением стандартов и правил, гарантирующих безопасность и доброкачественность товаров и услуг, арбитражное и судебное разбирательство. Многие недоразумения и конфликты возникают по причинам нарушения или незнания установленных норм и правил, на основе которых осуществляется деятельность по качеству.
Однако чаще отношения между людьми в экономических процессах строятся на обычных человеческих контактах. Люди стараются действовать уважительно по отношению друг к другу, объединяясь на профессиональных, нравственных основах. Но будем откровенны — так бывает далеко не всегда.
Поскольку мы обсуждаем проблематику качества и духовности, давайте заглянем внутрь субъектов производственно-рыночных ситуаций, рассмотрим побудительные причины их отношений с позиций нравственности, с позиций человеческой природы. Может быть, именно здесь кроется немалая часть резервов улучшения качества, повышения эффективности, снятия противоречий сторон, устранения причин фальсификации продукции и обмана потребителей?
В каждом участнике процесса создания продукции, ее продажи и использования, будь то конструктор, рабочий, руководитель производства, работник сферы обслуживания, потребитель или любой другой человек, действующий на любом этапе жизненного цикла продукции, неразрывно соединены и, дополняя друг друга, борются две сущности: функциональная (профессиональная) и личностная. Содержание каждой из них, а также их сочетания, соотношения определяют эффективность решений и взаимодействий в работе по качеству.
Функциональная сущность определяется местом человека в процессе создания, реализации и использования продукции и уровнем его профессиональной подготовки.
Личностная сущность зависит от физических, психофизиологических особенностей каждого человека, от его воспитания, морально-нравственных принципов и идеалов, которые он исповедует.
Итак, «нравственность»! Нужно отметить, что изданные в последние десятилетия словари русского языка не жалуют это слово. Не удостаивает его вниманием и Большая советская энциклопедия.
Следует отметить, что нравственность является основой многих религий. Но мы не станем обращаться в данном случае к духовным книгам, в частности к христианским заповедям, а рассмотрим «светские» взгляды на это понятие.
Исторически сложившееся в России отношение к слову нравственность отразил «Толковый словарь живого великорусского языка» Вл. Даля. Понятиям нрав и нравственность В. И. Даль посвящает большую словарную статью. Приведем из нее выдержки, сохраняя шрифтовые выделения оригинала.
«Нрав м., вообще одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют дух (душу, в высш. знач.); ко нраву относятся как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку… Нравственный, противоположный телесному, плотскому; духовный, душевный…Относящийся к одной половине духовного быта, противоположен умственному, но составляющий с ним общее духовное начало; к умственному относится истина и ложь; к нравственному — добро и зло…».
Таким образом, В. И. Даль (и как с этим не согласиться!) выводит понятие нравственности из противоречивости человеческой природы, из естественно присущих человеку чувств: сострадания, сочувствия и противоположного им — эгоизма. Обе эти стороны человека проявляются в разной степени, сливаясь воедино в сложную «композицию» — сущность личности человека, которая определяет вектор принимаемых им решений — положительных (добрых по отношению к окружающим), в нашем случае повышающих качество и направленных на удовлетворение потребителя, или отрицательных (недобрых, недружелюбных) соответственно с противоположной направленностью.
В деятельности по качеству, как и в любой другой области, ситуация осложняется еще двумя объективными противоборствующими свойствами человеческой натуры: с одной стороны, бескорыстием, альтруизмом и, с другой, — корыстью и ее крайней формой — алчностью. Причем и то, и другое имеет множество проявлений, приводящих к противоположным социальным и экономическим последствиям.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Качество, эффективность, нравственность"
Книги похожие на "Качество, эффективность, нравственность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Гличев - Качество, эффективность, нравственность"
Отзывы читателей о книге "Качество, эффективность, нравственность", комментарии и мнения людей о произведении.