» » » » Савва Сербский - Хиландарский устав


Авторские права

Савва Сербский - Хиландарский устав

Здесь можно скачать бесплатно "Савва Сербский - Хиландарский устав" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Савва Сербский - Хиландарский устав
Рейтинг:
Название:
Хиландарский устав
Издательство:
Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хиландарский устав"

Описание и краткое содержание "Хиландарский устав" читать бесплатно онлайн.



Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич, серб. Растко Немањић; ок. 1169 — 14 января 1236) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, религиозный, культурный и политический деятель.

Был младшим сыном великого князя Стефана Немани, его светское имя было Растко. Год его рождения точно неизвестен, обычно упоминают 1169 или 1174 (иногда и 1175). Он родился в горах Голии возле современной Подгорицы. В юношестве отправился на гору Афон и стал там монахом, тогда и получил монашеское имя Савва. Сначала он путешествовал в русский монастырь, позже переселился в греческий монастырь Ватопед.

Через несколько лет отец Саввы отрёкся от престола и присоединился к нему, получив имя Симеон. Они вдвоём создали монастырь Хиландар на Афоне. Монастырь, построенный на средства сербских князей в середине XII века, тогда же стал центром сербской монашеской жизни. Он и сейчас остаётся одним из самых известных монастырей Афона и относится к сербской патриархии. После смерти отца Святой Савва вёл аскетический образ жизни, оставался на Афоне до конца 1207 года. В память об отце им написано «Житие Святого Симеона».

В 1208 году Святой Савва возвращается в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между старшими братьями Стефаном II Неманичем и Вуканом Зетским. Создал автокефальную (независимую) Сербскую православную церковь и стал её первым архиепископом в 1219 году.

В 1234 году Святой Савва предпринял повторное паломничество в Иерусалим, оставив перед этим в качестве наместника своего ученика и верного соратника Арсения Сремского (после смерти учителя Арсений вплоть до 1263 года возглавлял СПЦ). В Палестине он основал монастырь Святой Архангел и больницу для православных паломников. Возвращаясь, проезжал через Болгарию. Там и умер 14 января 1236 года и был похоронен в болгарской столице Тырново. Племянник св. Саввы сербский король Владислав (зять болгарского царя Ивана II Асеня), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева.

Мощи Святого Саввы находились в Милешеве пока Синан-паша не унёс их оттуда в Белград, где сжёг на горе Врачар 27 апреля 1594 года. После освобождения от Турции сербский народ и православная церковь решили построить на том месте храм посвящённый Святому Савве в знак благодарности за всё, что он сделал для своего народа и церкви. Однако вероятно, что мощи были сожжены не там где сейчас стоит храм, а на горе Чупина-Умка, которая раньше называлась тоже Врачар. По народным преданиям при сожжении была спасена рука Святого Саввы, и она находится сейчас возле Плеваля.

Память святого Саввы в Русской Православной церкви совершается 12 (25) января. С 1830 года Святой Савва считается покровителем школ.






9. Того-же месяца 12-го числа я заметил, что блаженный старец близок к смерти и сказал ему: о блаженный отче Симеоне! вот уже близок твой благой переход в вечный покой, хотя я уже слышал твое благословение твоему наследию, но теперь дай им свое последнее благословение. Блаженный, подняв руки, со слезами начал говорить: «Троице Святая, Боже наш! славлю Тебя и благословляю Тебя; молю Тебя и представляю себя Тебе. Даю моему наследию третие благословение. Господи Вседержителю, Боже отец наших: Авраама, Исаака, Иакова и праведнаго семени! сохрани и укрепи державу бывшаго моего владычества; на помощь им отныне и до века да будет Пресвятая Богородица и моя хотя и грешная молитва. Даю же им прежнюю заповедь: да будет между вами любовь; кто ее нарушит, да уничтожит его и семя его Божий гневъ». Я же на это сказал «аминь». — После этого, блаженный старец сказал: «чадо мое! принеси мне образ Пресвятой Богородицы, ибо я дал обет пред ним испустить свой духъ». Я исполнил его повеление. Был вечер. Блаженный старец сказал: «чадо мое! будь добр, возложи на меня погребальную рясу и наряди меня точно тем святым образом, как мне лежать во гробе; распростри на земле рогожу и положи меня на ней; под мою голову положи камень, пусть я здесь лежу до тех пор, пока Господь посетит взять меня отсюда». Я исполнил все им заповеданное.

Все мы смотрели и горько плакали, видя таковое неизреченное Божие смотрение на сем блаженном старце: ибо как и здесь он просил у Бога и Бог дал ему в державе, так и до сей минуты не лишил его ни единой духовной вещи, но все ему исполнил. Поистине, возлюбленные мои братия и отцы, чудно было видеть того, коего боялись и трепетали все страны, подобным одному из странных, нищим, обвитым мантией, лежащим на рогоже на земле, с камнем под головою; ему все кланялись, а он умиленно у всех просил прощения и благословения. Была ночь, когда все, простившись и благословивши друг друга, разошлись по келлиям читать правило и за тем несколько отдохнуть. Я же с одним иереем, мною оставленным, всю эту ночь остались при блаженном старце. В полночь умолк блаженный старец и больше не говорил ко мне. Когда настало время утрени и началось пение в церкви, опять просветилось лице блаженнаго старца и, обратившись к небу, он сказал: «хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его». Я же сказал ему: отче! кого ты видишь и кому говоришь? Он же, посмотрев на меня, сказал: «хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его». И сказав эти слова, он тотчас испустил свой пребожественный дух и умер о Господе. Я же припал к его лицу и долгое время горько плакал; поднявшись же, я благодарил Бога, что Он сподобил меня видеть таковую кончину сего преподобнаго мужа[12].

10. Когда вся братия узнала об его смерти, стали навещать его, дивились светлости его лица и говорили: «о блаженный Симеоне, удостоившийся при кончине видеть таковое видение, что Владыка Господь благоизволил воздать тебе за подвиги твоих трудов, и потому при исходе своей души, ты с веселостию произнес сладостныя слова: хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его; хвалите Его по множеству величествия Его. Блажен ты будешь везде, и потому произнес ты сей блаженный гласъ». После этого, взяв с честию его преподобное тело, мы, по обычаю, поставили его на средине церкви. По окончании утрени, при безчисленном собрании монахов, начали петь обычныя песни над телом преподобнаго и тем исполнили сказанное: боящиися Господа славят. Точно также тогда монахи других народностей пришли поклониться ему и отпеть с великою честию панихиду: прежде всего пели Греки, затем Иверы, Русские и Болгаре, и потом опять мы (т.-е. Сербы), — его собранное стадо. По окончании литургии и всей обычной службы, все целовали преподобное тело, и я грешный, во исполнение его завещания, обвил его и положил его в новом гробе. Собравшееся множество монахов я не отпустил до девятаго дня, но всякий день творили о нем святую службу.

11. Сей блаженный наш отец своим завещанием поручил, по преставлении в вечный покой, монастырь (Хиландарь) мне грешному; не задолго перед тем, по какому-то случаю, преподобный муж по имени монах Мефодий с пятнадцатью другими иноками ушел из монастыря; я же сильно безпокоился и боялся с одной стороны вследствие пустынности места, а с другой вследствие страха от безбожных разбойников[13]; но, святыми молитвами Богоматери и нашей Наставницы и отца Симеона, храм из невзрачнаго и маленькаго сделался великолепным; после некотораго времени, я собрал 90 человек братии и устроил все необходимое для монастыря. После восьмилетняго моего пребывания там, поднялись в той стране смуты: пришли латины, взяли Царьград, всю греческую землю до нашей границы и ворвались и в то святое место; было великое замешательство. По прекращении этой суматохи, я получил послание от христолюбиваго, благочестиваго и Богом изволеннаго и благословеннаго блаженным отцем Симеоном, управляющаго владением сего Стефана Немани и брата его великаго князя Волкана с следующею просьбою: «Вот в стране той возмутились народы, а блаженный наш отец Симеон, наш владыка и учитель покоится там; поэтому молим твое преподобие, ради Господа, не презри нас, возьми честныя мощи нашего господина Симеона и принеси их нам сюда, чтобы его полное благословение явилось на насъ». Видя, что искреннее прошение подобает исполнить, я немощный принялся за его исполнение. Улучив удобную минуту, я пришел, открыл гроб блаженнаго старца и нашел его честное тело целым и невредимым, хотя оно в гробе пролежало восемь лет: ибо так подобает угодившим Богу, что, и по их смерти, Он услышит их, сохранит все их кости и ни одна из них не сокрушится. Взяв честныя мощи его, я отправился в путь и, не смотря на страшный мятеж в тех странах, с помощию Бога и Пресвятой Владычицы Богородицы и молитвами блаженнаго преподобнаго и честнаго нашего господина и отца Симеона прошел, по глаголу, через огонь и воду целым, сохранным и ничем невредимым. Когда властвующий Стефан Неманя и брат его князь Волкан узнали о моем прибытии с честными мощами в местность Хвостно[14], собрали епископов, иереев, игуменов со множеством монахов, со всеми боярами, с великою радостию и веселием пришли и с великою честию взяли мощи господаря Симеона, возсылая Богу благодарственныя духовныя песни; ибо как прекрасный Иосиф, взяв тело своего отца Иакова из Египта, принес в землю обетованную, так и эти боголюбивые и благообразные сыновья его со всею державою, приняв с великою радостию и веселием пречистое тело своего отца, сами несли его и положили с великою почестию в святой сей церкви, в обетованном ему гробе, который сначала был устроен самим блаженным для себя. Это было 19-го числа месяца февраля.

Мы же, возлюбленные мои братия, взирая на подвиги и жизнь сего преблаженнаго отца нашего, в которых есть радость и веселие, находясь в этой жизни как бы вне мира и живя как бы уже на небесах, озаботимся последовать ему в делании всего угоднаго Богу, дабы быть в надежде на получение будущих вечных благ о Христе Иисусе Господе нашем, ходатайством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Благодетельницы и молитвами преподобнаго и блаженнаго отца нашего Симеона. Аминь.


Источник: Слово св. Саввы Сербскаго Архиепископа о наследовании сего святаго монастыря Студеницы преподобным нашим отцем и ктитором господарем Симеоном и о его жизни. // Афонский петерик или жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. Часть И-я. — Издание седьмое, исправленное и переработанное, иждимением Русскаго Пантелеимонова монастыря на Афоне. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. — С. 230–249.

Примечания

1

Святитель Савва Сербский (1169–1237) — основатель Хиландарского монастыря на Афоне (XII в.); младший сын сербского государя Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного Сербского. В 17 лет удалился на Афон, отказавшись от княжества, принял там монашество; возобновил Хиландарский монастырь, пришедший к тому времени в разорение; написал для него устав и ввел там строгое общежитие. По возвращении в Сербию был настоятелем Студенецкого и др. монастырей. Когда, благодаря его ходатайствам, Сербская Церковь получила самостоятельность, стал первым архиепископом Сербским.

2

Прежде он был царем Сербии и носил имя Стефан.

3

Хрисовул — царская и патриаршая грамота с золотой печатью.

4

Вероятно, омовение уст (Прим. переводчика).

5

Вероятно, чин о панагии (Прим. переводчика).

6

Чаша, вместимостью полфунта и более.

7

Иерейское именословное благословение (Прим. переводчика).

8

Ктитор — создатель, вкладчик, попечитель храма или обители.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хиландарский устав"

Книги похожие на "Хиландарский устав" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Савва Сербский

Савва Сербский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Савва Сербский - Хиландарский устав"

Отзывы читателей о книге "Хиландарский устав", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.