» » » » Савва Сербский - Хиландарский устав


Авторские права

Савва Сербский - Хиландарский устав

Здесь можно скачать бесплатно "Савва Сербский - Хиландарский устав" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Савва Сербский - Хиландарский устав
Рейтинг:
Название:
Хиландарский устав
Издательство:
Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хиландарский устав"

Описание и краткое содержание "Хиландарский устав" читать бесплатно онлайн.



Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич, серб. Растко Немањић; ок. 1169 — 14 января 1236) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, религиозный, культурный и политический деятель.

Был младшим сыном великого князя Стефана Немани, его светское имя было Растко. Год его рождения точно неизвестен, обычно упоминают 1169 или 1174 (иногда и 1175). Он родился в горах Голии возле современной Подгорицы. В юношестве отправился на гору Афон и стал там монахом, тогда и получил монашеское имя Савва. Сначала он путешествовал в русский монастырь, позже переселился в греческий монастырь Ватопед.

Через несколько лет отец Саввы отрёкся от престола и присоединился к нему, получив имя Симеон. Они вдвоём создали монастырь Хиландар на Афоне. Монастырь, построенный на средства сербских князей в середине XII века, тогда же стал центром сербской монашеской жизни. Он и сейчас остаётся одним из самых известных монастырей Афона и относится к сербской патриархии. После смерти отца Святой Савва вёл аскетический образ жизни, оставался на Афоне до конца 1207 года. В память об отце им написано «Житие Святого Симеона».

В 1208 году Святой Савва возвращается в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между старшими братьями Стефаном II Неманичем и Вуканом Зетским. Создал автокефальную (независимую) Сербскую православную церковь и стал её первым архиепископом в 1219 году.

В 1234 году Святой Савва предпринял повторное паломничество в Иерусалим, оставив перед этим в качестве наместника своего ученика и верного соратника Арсения Сремского (после смерти учителя Арсений вплоть до 1263 года возглавлял СПЦ). В Палестине он основал монастырь Святой Архангел и больницу для православных паломников. Возвращаясь, проезжал через Болгарию. Там и умер 14 января 1236 года и был похоронен в болгарской столице Тырново. Племянник св. Саввы сербский король Владислав (зять болгарского царя Ивана II Асеня), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева.

Мощи Святого Саввы находились в Милешеве пока Синан-паша не унёс их оттуда в Белград, где сжёг на горе Врачар 27 апреля 1594 года. После освобождения от Турции сербский народ и православная церковь решили построить на том месте храм посвящённый Святому Савве в знак благодарности за всё, что он сделал для своего народа и церкви. Однако вероятно, что мощи были сожжены не там где сейчас стоит храм, а на горе Чупина-Умка, которая раньше называлась тоже Врачар. По народным преданиям при сожжении была спасена рука Святого Саввы, и она находится сейчас возле Плеваля.

Память святого Саввы в Русской Православной церкви совершается 12 (25) января. С 1830 года Святой Савва считается покровителем школ.






ГЛАВА 28

О том, как надо наказывать не встающих на церковную службу

Заповедуем братии всегда неослабно быть на каждой церковной службе, молясь за себя, за мир и за служащую братию. Если же кто поленится и не встанет на утреню или на другую церковную службу, кроме тех, кто не придет по какой — либо благословной причине или болезни, то пусть делает земные поклоны перед игуменом и всей братией — 30 посреди трапезной. Если же не покается и опять во второй раз не встанет, пусть делает 60 поклонов. Если же так и не покорится и, снова впав в отчаяние, в третий раз не придет в церковь, пусть сотворит 100 поклонов. Если же опять не покорится и творит соблазн другим братиям, то пусть будет изгнан игуменом и всей братией. Заповедь же эту даю не только церковникам, но и всей братии в монастыре, кроме пребывающих вне монастыря.

Тот, кого экклесиарх пригласит для чтения и канонаршенья, или на пение, или на начинание, пусть не отказывается, за исключением телесной немощи. А на трапезе заповедую держать чтения по неделям. Все это возлагаю на игумена: он должен наказывать того, кто не слушает экклесиарха.

ГЛАВА 29

О том, чтобы никто не готовил отдельно и не ел в келье

Затем заповедую вам перед Богом и Самой Владычицей нашей Пресвятой Богородицей Наставницей следущее. Пусть у всех вас будет одинаковая еда и питие. Заповедую вам не стряпать отдельно — ни самому игумену, ни эконому, ни экклесиарху — никому из братии, пребывающей в нашем стаде. В случае, если в монастырь придет гость, то пусть игумен или, если нет игумена, эконом или кто — либо из старших приготовит все, как нужно. Единственно ради этого пусть у игумена бывают различные блюда.

Заболевшим и потому нуждающимся в лучшей пище и питии, отвечающих состоянию их больного тела, нужно давать ее. Это мне кажется разумным, да и братия не соблазняется.

ГЛАВА 30

О том, как подобает поставлять на служения

Хиротонии служителей должно совершать после того, как возведут эконома. Ключарей поставляем так: берем ключи и полагаем перед Пресвятой Богородицей или перед Христом. И после того, как будет сказано «Трисвятое», пусть тот, кого поставляют, как подобает, смиренно сотворит три земных поклона перед Пресвятой Богородицей. Затем пусть возьмет своими руками ключи и преклонит выю игумену, и целует икону. Для их поставления достаточно игуменского назнаменования [7].

ГЛАВА 31

Об обязанности игумена поучать братию благочинию после трапезы

Также пусть игумен присматривает за пением в церкви, вхождением в трапезную и пусть блюдет, братию на всяком месте. Сидящих вместе без причины и ведущих праздные беседы пусть по — братски поучает и исправляет, уговаривая их идти в свои кельи и творить молитву и рукоделие.

И трапезник должен внимательно смотреть, чтобы по своей лености не поставить на трапезу что — либо непригодное из еды и не вызвать этим роптания братии. Не должно быть немытой посуды, или чего — либо гнилого, или делить пищу неодинаково. А если это случится, пусть игумен назначит для него епитимью.

ГЛАВА 32

Об исполняющих монастырские послушания

Поставленных на какое — либо служение: эконома, экклесиарха, подэконома и многих других, исполняющих монастырские послушания, и внимательно, хорошо и честно совершающих их, справедливо будет не менять.

А тех из них, которые ленятся и нисколько не заботятся о деле, а также бесчестны, надо менять и ставить других. А если кто — то из них что — то крадет, хотя бы и не много, будет виновен перед Господом нашим Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, от Которой они приняли ключи, обещая честно и всеусердно Ей служить.

ГЛАВА 33

О ключарях, хлебопеках, рыбаках, о конюхе и об экономах на метохах

Умоляю ключарей, хлебопеков, рыбаков и заботящихся о лошадях, т. е. конюхов и экономов монастырского имения на метохах, посылаемых вне монастыря или куда — то отправляющихся по заповеди игумена, и просто всех, несущих служение — исполнять свое служение всеусердно, как надеющихся извлечь из этого немалую пользу.

Неграмотным будет достаточно для оправдания и перед Богом, и перед нами внимание и попечение о служении. А грамотных, которые, находясь на послушании, не могут совершать свою молитвенную службу и быть с братией на богослужебных собраниях, поучаем не быть малодушными и не впадать в отчаяние от помыслов, что они теряют свою пользу, но пусть прежде будут благодушными и радостными оттого, что Господь укрепил их послужить своей братии по подобию Сказавшего: «Не пришел, чтобы Мне послужили, но послужить и положить душу Мою ради избавления многих» (Мф.20,28;Мк.10,45).

Видите, братия моя, какое дело вы совершаете; видите, Кому вы уподобились? Видите, что с любовью прибегаете к началу всякого блага? Почему же тогда печалитесь и пребываете удрученными, оставшись без богослужения? Разве не понимаете, что полагаете душу свою за многих, как мой Владыка Христос, чтобы упокоить братию вашу? Следовательно, надо радоваться и веселиться, ибо едва ли вы смогли бы, занимаясь молитвой, достигнуть больше того, что вы исполняете делом.

Блаженны вы, печалясь и ревнуя об этом! Ибо блага молитва, и весьма блага. Она делает нас беседующими с Богом и возносит нас от земли на небо. А лучше ее и больше ее — любовь. Ибо молитва есть часть добродетели и совершеннее всего самого совершенного в теле, как некий отрезок и член, а любовь есть глава и совершенство.

Она показывает соединенное с собой смирение, которое возносит, и милостыню, и человеколюбие, ради которых Бог стал Человеком и зовется Бог, и ради чего человек оказывается богом, подобным Отцу Небесному. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго ecu (Пс. 81, 6).

Следовательно, ради чего, оставив сокровищницу всех благ и главу, бежите к низшему и к одному достижению? Вовремя подоспевшие к главе должны держаться твердо и все делать для того, чтобы не отпасть от нее. Скажут: «боимся по причине того, что оставляем правило». Но не бойтесь, ибо чистая совесть восполнит этот недостаток и справедливо совершит молитву.

Только пусть не будет ни лености, ни упущения — этого бойтесь, в этом будьте внимательны! Если же этого нет, то радуйтесь, всеусердно держась служения. Те, кто так служит, достаточно научены и в служении будут как добротворящие.

А я к слову изложу то, что немного у меня накопилось.

ГЛАВА 34

О посылании для того чтобы смотреть за имением

Ходя в своей немощи, мы стяжали и некоторое небольшое имение. Игумен и эконом должны о нем заботиться и следить, насколько возможно, каковы те, кого посылают смотреть за этим имением, а именно: благоговейны ли они, мудры ли и старцы ли. Это желательно по возможности, из — за нападения стрел лукавого (Пс. 90, 5).

ГЛАВА 35

Как подобает петь панихиды по ктиторам [8]

Однако достаточно дано заповедей о монастырских нуждах, сказано достаточно и то, что подобает.

А о поминовении умерших отцов наших и братии заповедуем следущее. Светло и со всенощным бдением подобает вам праздновать память святейшего и приснопоминаемого отца нашего и ктитора господина Симеона — монаха, которая бывает в феврале месяце в 13 день. Должно праздновать светло, с пением и свечами и с праздничной пищей и питием. При этом подайте хлеб и вино на врата тому, кто случайно окажется гостем в этот день. Надо также знать, что часто это поминовение случается во время Великого поста. Вы же пойте до поста, а вечером на панихиде надо раздавать всей братии по свече, чтобы пели, держа ее над гробом.

О панихиде по Анастасии. Таким же образом вы должны петь и в день поминовения блаженнопочившей Анастасии монахини, некогда бывшей супругой отца Симеона, месяца июня в 21 день.

ГЛАВА 36

Как надо петь панихиды и совершать поминания по святым отцам и братиям нашим, почившим на этом месте прежде, и по только xто почившим

По тем, кто будет после меня и сделает что — либо достойное, и узаконят это, пусть бывают годовые поминания, а также и по братии, чьи имена написаны в помянниках. И не только по ним, но и по новопреставленным, всегда, на каждом богослужении утрени, Литургии и вечерни пусть бывает поминание в прошениях — ектеньях, т. е. пусть поминаются до сорокового дня, а каждый день пусть за него приносится просфора. Пусть экклесиарх вписывает на поминании каждого из умерших, чтобы имели вы их незабвенно и совершали поминовение неопустительно. Но об этом надо сказать более подробно, ибо, поскольку умножилась умершая братия, часто случается, что на одной неделе набирается три или четыре поминания или больше. По этой причине в любом случае получится так, что желающие совершать поминание на панихидах по каждому из них, будут опускать определенные заповеди в отношении панихид, обязательных во все дни ради того, чтобы петь панихиду по новопреставленному. Чтобы этого не было, заповедуем: те из братии, которые хотели бы петь панихиду по новопреставленным, пусть идут и делают это, а другие пусть поют в параклисе [9] предписанную панихиду.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хиландарский устав"

Книги похожие на "Хиландарский устав" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Савва Сербский

Савва Сербский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Савва Сербский - Хиландарский устав"

Отзывы читателей о книге "Хиландарский устав", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.