» » » » Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли


Авторские права

Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли
Рейтинг:
Название:
Африка: четыре столетия работорговли
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-02-017493-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Африка: четыре столетия работорговли"

Описание и краткое содержание "Африка: четыре столетия работорговли" читать бесплатно онлайн.



В книге исследуется история трансатлантической европейско-американской работорговли — насильственного вывоза невольников-африканцев на плантации и рудники Америки и Вест-Индии, начавшегося в 1442 г. и продолжавшегося почти до конца XIX в. Рассказывается о развитии работорговли и способах захвата африканцев в рабство, о продаже их европейцам, выявляются причины запрещения работорговли в начале XIX в.






И тогда португальцы обратились к Конго, а затем к Анголе, как к возможным источникам невольников для Бразилии [245].

До начала ввоза африканцев в Бразилию, т. е. в течение нескольких первых десятилетий контактов с государством Конго, работорговля не была определяющим мотивом действий португальцев в этом районе Африки. Но затем постепенно поиски серебряных рудников и покупка различных местных товаров отошли на задний план. Португальцы стали требовать только рабов. По-прежнему в Конго отправлялись миссионеры, которые должны были распространять в стране христианство, читать проповеди и т. д. Но теперь, как говорил впоследствии один из руководителей христианской церкви в Конго, Антонио да Соуза, рядом с миссионером стоял работорговец. Была создана монопольная компания по делам работорговли во главе с королем Португалии. Населенные пункты на океанском побережье стали превращаться в места скупки рабов. Полученных невольников на небольших кораблях свозили на остров Сан-Томе. Там после обряда крещения рабов грузили на большие невольничьи суда и отправляли в Бразилию. Нередко крестили не отдельных африканцев, а сразу большую группу или невольничий корабль, уже наполненный рабами. Священник иногда даже не поднимался на палубу. Стоя на причале, он произносил слова молитвы и обряда, поднимал крест и благословлял корабль.

Прибыли, получаемые от работорговли, в Португалии, как и в Других странах Европы, были огромны, и за право заниматься торговлей людьми боролись купцы и колониальные чиновники. Не будет преувеличением сказать, что каждый португалец, приехавший в Конго, стремился стать и становился работорговцем.

Однако организованная система португальской работорговли в этом регионе Африки ведет свое начало все же только с того времени, когда в круг колониальных интересов Португалии была включена Ангола.

В 1560 г., выполняя просьбу правителя Анголы о помощи против государства Конго (с правителем которого португальцы усердно декларировали дружеские отношения!), португальцы высадились в Анголе. Через несколько лет началось завоевание страны. И в это же время, приблизительно с 1570 г., в Бразилии начинается широкое и быстрое распространение культуры сахарного тростника. С этих лет и до середины XIX в. прочно определилось место Конго и особенно Анголы в системе португальских колоний. Мало сказать, что они стали сырьевым придатком Бразилии, без которого она не могла существовать. Бразилия, Конго и Ангола превратились в единое хозяйственное целое.

Миллионы африканцев, вывезенные из Анголы и Конго, создали ту процветающую, сказочно богатую Бразилию, которая затем столетия поддерживала свою дряхлеющую и слабеющую метрополию и много лет имела главное значение в колониальной системе Португалии.

В 1575–1576 гг. на побережье Конго был построен форт Св. Мигуэля — будущая Сан-Паулу-ди-Луанда, будущая работорговая столица Анголы и Конго.

Конго, хотя и ослабевшее к этому времени, оставалось централизованным государством. Здесь, как в любом государстве, было много правительственных чиновников, которые привыкли претворять в жизнь предписания правителя и умели это делать. Буквально в несколько лет португальцы заставили государственную машину Конго работать на нужды работорговли.

Соглашаясь на деятельность португальских работорговцев, правитель Конго рассчитывал на получение больших прибылей от продажи невольников. Но португальцы хотели обойтись без такого влиятельного посредника. В прибрежных населенных пунктах, ставших невольничьими рынками, появились фактории, где размещались купленные рабы. И скоро от правителя Конго стала поступать лишь незначительная часть невольников, большую часть поставляли служащие факторий. Эти официальные представители торговых компаний вставали во главе небольших вооруженных отрядов, забирали с собой товары для обмена, отправлялись в глубь страны и заключали сделки о доставке рабов с правителями отдельных областей.

Со своей стороны, африканские вожди вскоре также начали приводить группы невольников на побережье. Так, например, был основан невольничий рынок в Мпинди, все больше продавали рабов в Луанде, затем крупными пунктами сбора, покупки и вывоза невольников стали Кабинда, Лоанго, Малембо и другие селения.

Постепенно складывалась система помбейруш, получившая впоследствии распространение не только в Конго и Анголе, но и в другой португальской колонии — в Мозамбике. «Помбейруш, первоначально португальцы — агенты постоянных резидентов в крупных торговых центрах, затем доверенные рабы-африканцы или мулаты, которых португальцы специально обучали торговать рабами и вести караваны рабов. Название “помбейруш” происходит от слова Пумбо, испорченное Мпумбу, т. е. страна бавумбу, одного из подразделений народа батеке.

Путь помбейруш в XVII в. лежал из столицы Анголы Сан-Паулу-Ди-Луанда в столицу Конго Сан-Сальвадор, а оттуда через провинцию Мбатта в область Окаяга и Пумбо. По этому пути шли бесчисленные караваны рабов, несших к тому же ценные товары глубинных районов — слоновую кость, дорогие ткани местного ремесленного производства и пр…

Обязанность постоянных резидентов в Мбанза-Конго, в Мпппди и других городах заключалась в том, что они принимали рабов, которых им приводили помбейруш» [229, с. 173; 312, с. 739]. Эти же резиденты, впрочем, как и остальные португальцы, покупали рабов и для себя, с тем чтобы потом их выгодно перепродать на невольничьи корабли.

Очень скоро португальские власти отказались от посылки, в глубь Африки служащих торговых компаний. Они приводили на побережье недостаточное число невольников и много рабов присваивали себе, получая от их продажи непосредственно капитанам невольничьих кораблей большую прибыль.

Теперь от побережья в различные районы, например через страну батеке, которые стали крупнейшими посредниками в работорговле, португальцы отправлялись в длительные работорговые экспедиции во главе небольших групп африканцев, затем португальцев сменили мулаты. Из Анголы они шли через Конго в глубинные районы континента, скупая по дороге рабов, и возвращались обратно во главе больших невольничьих караванов.

Вскоре после того, как португальцы начали вывоз африканцев из Анголы, они стали провоцировать столкновения между последней и государством Конго. Основная цель была получение большего числа невольников, ибо почти всех военнопленных продавали португальцам. Но португальцам важно было так же ослабить и тех и других, чтобы уменьшилась опасность сопротивления африканцев европейцам.

Первый завоеватель Анголы, Д. Новаиш, использовал войска правителя Конго против племен Анголы. Затем, захватив часть Анголы, он стал «добывать» невольников не только в этих областях, но и систематически совершая работорговые налеты на провинции Конго. Подобным образом поступали все последующие колониальные деятели.

Начиная с последней четверти XVI в. в Анголе и Конго идет бурное развитие работорговли. В покупке и перепродаже невольников принимали участие фактически все португальцы, жившие в колониях, — от губернатора до самых низших колониальных, чиновников. Активно торговало рабами духовенство. Духовенство и работорговля — это особая, очень важная тема в истории Анголы и Конго. Стяжательство служителей церкви, тайное и явное участие их в работорговле доказывается многочисленными документами и свидетельствами современников. Венец всех этих «деяний» отцов церкви — процесс по обвинению в работорговле епископа Конго и Анголы Мануэла Баптисты в первой половине XVII в. [312, с. 335–339].

Как развивалась трансатлантическая работорговля в других областях Африки? Напомним коротко главные этапы ее развития. Европейцы застали сравнительно небольшое развитие рабства в Тропической Африке. Оно существовало, но рабовладельческий уклад не играл большой роли в жизни общества. Рабов было немного, основным источником их пополнения были межплеменные войны. Но никогда в рассматриваемых нами частях континента войны не велись специально ради захвата рабов. Распространено было долговое рабство, обращали также в рабство за определенные обычным правом преступления. В целом обращение с рабами не было жестоким, и зависимость невольников уменьшалась от поколения к поколению. Работорговля, хотя и была распространена повсеместно, нигде, за исключением районов, связанных с транссахарской или арабской работорговлей, не имела большого значения.

На всем западном побережье Африки процесс постепенного, расширения работорговли, «втягивания» в нее африканцев, приспособления обычного права к запросам работорговцев растянул я на три века.

От межплеменных войн к войнам ради захвата невольников, затем к разбойничьим набегам, внезапным нападениям на селения с целью захвата рабов, к продаже в рабство людей своего родного племени и приспособлению норм обычного права к требованиям работорговцев и, наконец, к повсеместному развитию «киднэппинга» — воровства, похищения и продажи любого человека, которого ты в состоянии захватить, пока он не захватил тебя, — вот путь развития работорговли в Тропической Африке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Африка: четыре столетия работорговли"

Книги похожие на "Африка: четыре столетия работорговли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Абрамова

Светлана Абрамова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли"

Отзывы читателей о книге "Африка: четыре столетия работорговли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.