» » » » Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография


Авторские права

Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография

Здесь можно купить и скачать "Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство ПСТГУ, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография
Рейтинг:
Название:
Богослужебный устав и гимнография
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7429-0858-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Богослужебный устав и гимнография"

Описание и краткое содержание "Богослужебный устав и гимнография" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано на основе курса лекций «Богослужебный Устав и гимнография», предназначенного для слушателей факультета дополнительного образования ПСТГУ. В пособии в доступной форме изложены основные правила совершения богослужения в соответствии с ныне действующим Уставом Православной Церкви.

Курс «Богослужебный Устав и гимнография» не нацелен на обучение практическому совершению служб, его назначение – помочь учащимся более осознанно участвовать в общественном богослужении, способствовать восприятию богослужебной традиции Православия в целом. Поэтому в пособии особое внимание уделено разъяснению смысла совершаемых священнодействий и содержанию церковных песнопений, а уставные правила изложены по возможности кратко. В хрестоматии приведены схемы служб, тексты изучаемых в курсе песнопений, слова на Святую Пасху свт. Григория Богослова, фрагменты работ известных литургистов XX века и другие материалы, необходимые для успешного освоения курса.

Как источник первоначальных, базовых сведений о Богослужебном Уставе, пособие может быть полезным студентам теологических вузов, слушателям богословских курсов, а также всем изучающим православное богослужение самостоятельно.






Рассматривая последование воскресной утрени нельзя не сказать и о положенных на ней назидательных чтениях. Они должны звучать после седальна каждой кафизмы, после тропарей «Ангельский собор», после 3-й и 6-й песен канона и перед 1-м часом. Устав предписывает читать толкования на Новый Завет свт. Иоанна Златоуста или блаж. Феофилакта, сочинения св. Ефрема Сирина, «Лествицу», «Лавсаик», житие празднуемого святого и др. Сейчас назидательные чтения практически вышли из употребления. Отголосок этой традиции можно увидеть в четверг Великого поста («Мариино стояние»), когда на утрене читается житие прп. Марии Египетской.

2.1.4. Признаки праздничного богослужения

Итак, всенощное бдение представляет собой самый торжественный вариант богослужения. По ходу объяснения мы уже упоминали о его отличиях от будничных служб. Повторим еще раз, каким же образом будничное богослужение «превращается» в праздничное.

Прежде всего, как мы видели, может меняться способ исполнения текста. Например, на будничной вечерне 103-й псалом и рядовая кафизма читаются, а на великой вечерне 103-й псалом и «Блажен муж», 1-й антифон первой кафизмы, – поются. Еще пример – славословие «Слава в вышних Богу» на вседневной утрене читается, а на праздничной – поется.

Текст может менять свое место на службе: на вседневной вечерне сугубая ектенья произносится в самом конце, а на великой – в середине, перед «Сподоби, Господи» и просительной ектеньей. Эта на первый взгляд незначительная перестановка считается главным признаком великой вечерни. Сугубая ектенья меняет свое место и на праздничной утрене. Как и на вечерне, она становится перед просительной.

Может изменяться форма текста. Сугубая ектенья на вседневной вечерне неполная (начинается с 3-го прошения «Помилуй нас, Боже»), а на великой – полная, начинается со слов «Рцем вси». Слова Великого и вседневного славословия тоже несколько отличаются друг от друга.

Могут появляться новые тексты, например, паремии на вечерне.

Могут появляться новые части служб: вход с кадилом и лития на вечерне, полиелей и праздничное окончание на утрене.

Наконец, признаком праздничного богослужения является появление новой службымалой вечерни. Ее положено совершать в те дни, когда всенощное бдение начинается великой вечерней[75]. Каков смысл введения этой службы? Дело в том, что всенощное бдение должно начинаться достаточно поздно, чтобы слова «Слава Тебе, показавшему нам свет» в конце утрени произносились при первых лучах солнца. И вот, для того, чтобы время до заката не оставалось без молитвы, в эти часы положено совершать малую вечерню. Она представляет собой сокращенный вариант вседневной вечерни. На ней нет светильничных молитв, великой и просительной ектении, кафизмы. В приходском богослужении эта служба, как правило, опускается.

В заключение следует отметить, что все эти признаки, «превращающие» будничное богослужение в праздничное различными «добавлениями», выделяют только в учебных целях, для лучшего понимания принципов построения служб. Исторически все было наоборот: сначала появились праздничные службы, и лишь позднее выработались их будничные варианты.

2.2. Изменяемые части Литургии

Литургия является вершиной и целью всего православного богослужения. Ее нельзя ставить в один ряд со службами суточного круга, которые и по названию, и по содержанию гораздо теснее связаны со временем суток, с днем седмицы и праздниками богослужебного года. Литургия же, более чем любая другая служба обращена к вечности. Величие совершаемого на ней Таинства Евхаристии нисколько не зависит от того, в праздник или в будни она служится. Тем не менее, Литургия не абсолютно оторвана от времени. Она представляет собой явление вечного во временном, и поэтому некоторым образом все же сопряжена с богослужением суточного круга.

Неизменяемая основа, ядро Литургии – это Евхаристический канон (он начинается после Символа веры со слов иерея «Благодарим Господа» и заканчивается незадолго до просительной ектеньи возгласом «И даждь нам едиными усты…») Разница в текстах молитв Евхаристического канона Литургии Василия Великого и Литургии Иоанна Златоуста не касается сущности таинства Евхаристии. По какому бы чину не служилась Литургия, в любом случае во время Евхаристического канона будет происходить освящение Святых Даров.

Изменяемые части Литургии, свидетельствующие о ее связи со временем, не вторгаются в Евхаристический канон, хотя и подходят к нему максимально близко[76].

Рассмотрим, на каких конкретно текстах Литургии отражается тематика различных кругов богослужебного времени.

К изменяемым текстам Литургии относятся, во-первых, антифоны – песнопения, исполняющиеся попеременно двумя хорами. Выше мы говорили, что они использовались еще в ветхозаветном богослужении. Церковное предание гласит, что во II веке по Р. Х. св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохии, будучи восхищен на небо, видел ангельские хоры, попеременно славословящие Бога. В подражание им он ввел антифонное пение в своей Церкви.

Антифонов Литургии три, и они бывают трех видов: вседневные (будничные), изобразительные и праздничные. Между антифонами произносятся малые ектении.

Вседневные антифоны исполняются крайне редко. Устав предписывает петь их в те седмичные дни, когда не случится никакого праздника. Вседневные антифоны начинаются словами:

1. Благо есть исповедатися Господеви… Припев: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

2. Господь воцарися, в лепоту облечеся… Припев: Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.

3. Приидите, возрадуемся Господеви… Припев: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, Аллилуия.

Наиболее известны изобразительные антифоны, они исполняются практически ежедневно:

1. Псалом 102: Благослови, душе моя, Господа.

2. Псалом 145: Хвали, душе моя, Господа.

3. Заповеди Блаженства, или Блаженны, начинаемые молитвою благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» (см. Лк. 23:42).

Блаженны исполняются с тропарями. Эти тропари тоже носят название «Блаженны», хотя правильнее их называть «тропари на Блаженнах». Тропари начинают петь с определенного стиха антифона. Тексты тропарей на Блаженнах берутся из Октоиха и из 3-й и 6-й песен канона святому в Минее.

В Господские двунадесятые праздники положено петь праздничные антифоны. По структуре они напоминают будничные. Это тоже стихи из псалмов с припевами. Стихи содержат ветхозаветные указания на празднуемое событие.

Припев первого антифона: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Припев второго антифона напоминает о теме праздника: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы… или: Преобразивыйся на горе… или: Плотию распныйся… и т. п. поющия Ти: Аллилуиа».

В качестве припева третьего антифона используется тропарь праздника. Как уже говорилось, слово «тропарь» происходит от глагола «обращать, вращать». Тропарь должен хорошо чередоваться с другими текстами. Третий из праздничных антифонов дает нам яркий пример этого[77].

После второго антифона всегда поется торжественный гимн «Единородный Сыне». Считается, что это тропарь храма Святой Софии в Константинополе, написанный византийским императором Юстинианом (VI век).

Еще один изменяемый текст Литургии – это песнопения Малого входа. Малый вход совершается при пении третьего антифона. Чаще всего при входе в алтарь после слов диакона «Премудрость прости» хор поет входное песнопение, называемое просто входное: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий*, поющия Ти: Аллилуйя». После знака* произносится праздничная вставка. В воскресенье – «воскресый из мертвых», в Богородичные праздники «молитвами Богородицы», когда нет Господского или Богородичного праздника – «во святых дивен сый» и пр.

В Господские двунадесятые праздники, Духов день, Пасху и Светлую седмицу на Малом входе «Приидите, поклонимся» не поется. Вместо него произносится соответствующий теме Праздника входный стих, обычно из Псалтири. Например, на литургии в день Святой Пасхи вместо «Приидите, поклонимся» произносится «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых», в праздник Рождества Христова «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей еси во век по чину Мелхиседекову», в праздник Преображения Господня «Господи, посли свет Твой, и истину Твою, та мя настависта, и введоста мя в гору святую твою»[78].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Богослужебный устав и гимнография"

Книги похожие на "Богослужебный устав и гимнография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Никулина

Елена Никулина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография"

Отзывы читателей о книге "Богослужебный устав и гимнография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.