» » » » Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография


Авторские права

Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография

Здесь можно купить и скачать "Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство ПСТГУ, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография
Рейтинг:
Название:
Богослужебный устав и гимнография
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7429-0858-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Богослужебный устав и гимнография"

Описание и краткое содержание "Богослужебный устав и гимнография" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано на основе курса лекций «Богослужебный Устав и гимнография», предназначенного для слушателей факультета дополнительного образования ПСТГУ. В пособии в доступной форме изложены основные правила совершения богослужения в соответствии с ныне действующим Уставом Православной Церкви.

Курс «Богослужебный Устав и гимнография» не нацелен на обучение практическому совершению служб, его назначение – помочь учащимся более осознанно участвовать в общественном богослужении, способствовать восприятию богослужебной традиции Православия в целом. Поэтому в пособии особое внимание уделено разъяснению смысла совершаемых священнодействий и содержанию церковных песнопений, а уставные правила изложены по возможности кратко. В хрестоматии приведены схемы служб, тексты изучаемых в курсе песнопений, слова на Святую Пасху свт. Григория Богослова, фрагменты работ известных литургистов XX века и другие материалы, необходимые для успешного освоения курса.

Как источник первоначальных, базовых сведений о Богослужебном Уставе, пособие может быть полезным студентам теологических вузов, слушателям богословских курсов, а также всем изучающим православное богослужение самостоятельно.






На Малом входе звучат и другие изменяемые текстытропари и кондаки. Устав их пения очень сложен, поэтому мы рассмотрим только основные правила[79]:

• Сначала поются все тропари, потом все кондаки.

• Тропарей и кондаков, как правило, одинаковое количество.

• Сначала поются тропари Господские, потом Богородичные, потом Ангелам, Предтече и т. д., от более значимого к менее значимому.

• Кондаки поются в том же порядке, за исключением кондака самого важного праздника. Он звучит в заключение всей этой группы песнопений, придавая ей тем самым торжественность и значительность. Обычно это Господское или Богородичное песнопение.

• Цикл тропарей и кондаков завершается песнопениями на «Слава: И ныне». На «И ныне» поется последний, наиболее важный кондак.


К изменяемым частям Литургии относится Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Оно поется с V столетия. По сведениям прп. Иоанна Дамаскина (книга «О вере православной»), при императоре Феодосии II в Константинополе произошло сильное землетрясение. Христиане вместе со своим архиепископом вышли за город и молились. В это время один отрок был поднят в воздух и услышал дивное ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же воспел ангельскую песнь с прибавлением слов: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и вошло в чин божественной Литургии[80].

В богослужебном году есть дни, когда оно не поется. Это песнопение может заменяться двумя другими.

На Рождество и Богоявление, Лазареву и Великую Субботы, в Пасху, Светлую седмицу и Троицу вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Принято считать, что это связано с древней традицией крещения оглашенных по большим праздникам.

В праздник Воздвижения и в Крестопоклонную Неделю Великого поста (когда совершается поклонение Кресту) вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое воскресение Твое славим».

Следующая группа изменяемых текстов Литургии – это молитвословия перед чтением Священного Писания (прокимен и аллилуарий) и само Священное Писание (Апостол и Евангелие).

Прокимен, как уже говорилось, – это стих, предшествующий чтению Священного Писания. Он произносится на Литургии перед чтением Апостола. Перед Евангелием такое же значение имеет пение аллилуария.

Прокимны и аллилуарии бывают воскресные, дней седмицы, праздничные и святых. И прокимен, и аллилуарий произносятся со стихом. Чаще всего они, как уже говорилось, берутся из Псалтири. В древности перед чтением Священного Писания пелся целый псалом, а с V века из каждого псалма стало петься только два стиха, один из которых стал прокимном, а другой стихом к нему[81].

Прокимен и аллилуарий содержат указание на празднуемое событие. Например, прокимен понедельника – дня, посвященного бесплотным Небесным Силам, – звучит так: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный», а аллилуарий – «Хвалите Господа, вси Ангели Его, хвалите Его вся Силы Его». В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы прокимен – это слова из Песни Богородицы: «Величит душа моя Господа», а аллилуарий – «Слыши, дщи и виждь, и приклони ухо твое».

Прокимнов и аллилуариев на Литургии не может быть больше двух, даже в те дни, когда совпадают три или больше праздников. В Уставе содержатся указания относительно соединения прокимнов и вытеснения одних прокимнов другими. В день великого праздника поется только один прокимен, а у более скромного праздника, вероятнее всего, будет два прокимна. Каждое воскресенье поется один из воскресных прокимнов (их всего 8, по числу гласов). Если на воскресение приходится праздник Богородичный или святого, то на втором месте, после воскресного прокимна, будет петься прокимен этого праздника[82].

Апостол и Евангелие на Литургии бывают рядовые и особые. Отсчет рядовых апостольских и евангельских чтений начинается с Литургии первого дня Пасхи, когда читается 1-е зачало Евангелия от Иоанна и 1-е зачало книги Деяний Апостольских.

Особые зачала предназначены для праздничных дней. Они повествуют о праздничном событии или содержат какие-либо указания на него. Например, в праздник Рождества Христова читается отрывок из послания св. ап. Павла к Галатам, в котором говорится о родившемся от жены Сыне Божием, Которого Бог послал в мир для искупления и усыновления людей (Гал. 4:4–7). Евангельское чтение в этот день повествует о рождении Спасителя и поклонении волхвов (Мф. 2:1–12).

Есть зачала для каждого лика святых.

При совпадении нескольких празднеств читается несколько Апостольских и Евангельских зачал, но не больше трех, причем два из них читаются под зачало, то есть как единое целое, без вступительной фразы перед вторым зачалом («Во время оно» и пр.), без повышения голоса, без паузы между зачалами. К Апостольским и Евангельским чтениям тоже относится правило: чем важнее праздник, тем меньше зачал[83].

В великие праздники рядовые Апостол и Евангелие оставляются, читают только зачала данному празднику или святому. Но рядовые Апостол и Евангелие не отменяются совсем, они прочитываются накануне великого праздника «под зачало», поскольку необходимо, чтобы в году были прочитаны весь Апостол и все Евангелие, без всяких опущений. А если великий праздник (Богородичный или святого) случится в воскресенье, тогда читаются сначала воскресные рядовые Апостол и Евангелие, а потом уже Апостол и Евангелие праздника или святого[84].

Еще одно песнопение, которое можно отнести к изменяемым, – это песнопение Великого входа, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Большую часть года в это время звучит Херувимская песнь: «Иже херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима[85] чинми, аллилуйа (трижды)».

Херувимская песнь составлена в VI веке и введена в употребление для того, чтобы во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол наполнять души молящихся самыми благоговейными чувствами. Она призывает нас уподобиться херувимам, предстоящим престолу Господа славы и непрестанно славословящим Его трисвятым пением: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф», призывает оставить все мысли и заботы о земном, ибо в это время Сын Божий торжественно сопровождаемый ангелами, грядет невидимо во святой алтарь, чтобы принести Себя в Жертву за грехи мира и предложить Свое Тело и Кровь в снедь верным[86].

Херувимская песнь, по сути, является сокращением древнего песнопения, которое в первые века христианства всегда исполнялось на литургии св. апостола Иакова, Брата Господня[87], а теперь поется только один раз в год, в Великую Субботу на Литургии св. Василия Великого: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися, и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию: многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

В Великий Четверг на Литургии св. Василия Великого вместо Херувимской поется «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагам Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем; Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Это песнопение раскрывает тему Великого Четверга – Тайную Вечерю и установление Господом Таинства Причащения. На Литургии им заменяются еще несколько текстов. Подробнее об этом мы поговорим в дальнейшем.

На Литургии Преждеосвященных Даров вместо Херувимской поется особое песнопение: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится, верою и любовию приступим, да причастницы жизни ввчныя будем: Аллилуйа, Аллилуйа, Аллилуйа».

Таким образом, Херувимская песнь может заменяться тремя другими текстами. Все они есть в Служебнике, поскольку их не только поет хор, но и произносит священник в алтаре.

Следующее изменяемое песнопение посвящено Пресвятой Богородице. На Литургии свт. Иоанна Златоуста – это «Достойно есть», на Литургии свт. Василия Великого – «О Тебе радуется». В дни Господских и Богородичных двунадесятых праздников и их попразднества вместо «Достойно есть» поется песнопение, называемое «задостойник», то есть «вместо Достойно». Задостойник состоит из припева и ирмоса 9-й песни праздничного канона. Например, от дня Святой Пасхи до ее отдания (перед Вознесением) задостойник – это припев Пасхального канона «Ангел вопияше благдатней…» и ирмос «Светися, светися, Новый Иерусалиме…»


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Богослужебный устав и гимнография"

Книги похожие на "Богослужебный устав и гимнография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Никулина

Елена Никулина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография"

Отзывы читателей о книге "Богослужебный устав и гимнография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.