» » » » Ольга Семенова-Тян-Шанская - Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний


Авторские права

Ольга Семенова-Тян-Шанская - Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Семенова-Тян-Шанская - Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Семенова-Тян-Шанская - Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний
Рейтинг:
Название:
Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-91678-028-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний"

Описание и краткое содержание "Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний" читать бесплатно онлайн.



Быт дореволюционной русской деревни в наше время зачастую излишне омрачается или напротив, поэтизируется. Тем большее значение приобретает беспристрастный взгляд очевидца. Ольга Семенова-Тян-Шанская (1863 1906) — дочь знаменитого географа и путешественника и сама этнограф — на протяжении многих лет, взяв за объект исследования село в Рязанской губернии, добросовестно записывала все, что имело отношение к быту тамошних крестьян. В результате получилась удивительная книга, насыщенная фактами из жизни наших предков, книга о самобытной культуре, исчезнувшей во времени.






Александра: «У мине одна песня».

Девки хихикают в рукав.

Александра: «Кабы были крылушки, полетела бы к нему».

Девки опять хихикают.

Одна из них: «А он бы тебе в горб наклал!»

Александра (обращаясь к Анисье): «Нет, он мне намедни письмо прислал: “Кабы у меня восемь Крылов, так кажный день бы к тебе летал”, так и пишет…»


Письмо Паньки

Письмо на родину. От сына вашего. Первым долгом я вас спешу уведомить, что я внастоящее время жив и здоров затем ниско кланяюсь дорогой мамаши Марфе Васильевне и желаю вам от Бога добраго здоровья и в делах рук ваших скораго и счастливаго успеха, затем прошу мира и благословения, которое может существовать как на военной так и на часной службе по гроб моей жизни. Еще ниско кланяюсь братцу Демьяну Иванычу и желаю вам от Господа Бога добраго здоровия и всего лучшаго. Еще ниско кланяюсь любезной своей супруге Александре Артемовне целую тебя как все равно с тобою в сахарные уста нещетно раз и посылаю я тебе свое супружеское глубочайшее почтение и желаю я тебе от Господа Бога добраго здравия и вделах рук ваших скораго и счасли-ваго успеха и всегда быть весело настроеннаго расположеннаго духа. Еще низехонко кланяюсь своим любезным незабвенным деткам Владимиру Павловичу и Авдотий Павловне. Посылаю я вам свое родительское мир и благословение, которое может существовать погроб вашей жизни. Дорогая мамушка извините меня натом, что я долго неслал вам ответа и сам незнал, что мне были вами посланы деньги я недавно только получил зачто вас душой благодарю за ваши дорогие для меня гостинцы. Вы думаете дорогая мамушка что я на вас обижаюсь, нет не обижаюсь, только радуюсь, но дело состоит в том — я очинно о вас сильно скучаю кабы были у меня 4 великих крыла, тады я наверно летал к вам и к любезной хозяйке своей кажный день. Еще ниско кланяюсь богоданным родителям во первых Артему Кузьмичу а во вторых Авдотий Ильинишной сдетками вашими и желаю от Господа Бога здравия и всего хорошаго на свете. Еще ниско кланяюсь матери кресной с супругом вашим Ильей Андреевичем и желаю от Господа Бога добраго здравия и в делах рук ваших скораго и счасливаго успеха. Еще кланяюсь тетеньке Анисье Степановой еще кланяюсь братцу Петру Николаевичу с супругой издетками вашими и желаю вам от Господа Бога добраго здоровья и всего хорошаго. Еще кланяюсь Егору Терентиевичу с супругой вашей Любовью Николаевною и здетками вашими желаю вам от Бога добраго здравия и всего хорошаго еще поклонитеся там всем родным и знакомым братцам и сестрам и желаю вам всем вообще от Бога здравия и вделах рук ваших скораго успеха. Затем прощайте остаюсь я жив и здоров слава Богу. Павел Иванов Опенкин.

Приложение.

Программа сообщения сведений о быте крестьян (наброски)

I

Имущественное состояние должно быть взято среднее (описать его инвентарь: живой и мертвый; при описании его надо быть особенно осторожным).

Имущественное состояние Степана (что у него было: изба, скот и проч.) в общих чертах.

Иван был третий сын Степана и Лукерьи (взято наиболее встречающееся женское имя). Когда бывает наибольшее число рождений (какой месяц года), справиться у священника одного или больше. Если наибольшее число зачатий падает на осенние месяцы, то есть на холодные, то объяснений можно не искать, но если большинство их бывает в другое время, то расспросить объяснения у крестьян. Какое влияние на зачатие имеет пьянство.

Приблизительно среднее число лет (возраст) выхода замуж женщин и женитьба мужчин. Насколько развиты физически будущие жены (невесты) и мужья. Наиболее часто выходят девушки замуж по любви или расчету. Чем выражается такая любовь, чем вызывается, насколько продолжительна и интенсивна. Бывают ли несчастные случаи от неудачной любви (по вине обстоятельств несчастные случаи частного характера и друг.). Каким расчетом руководятся при женитьбе.

Какое приданое взял Степан за Лукерьей. Из кого состояла семья Степана в то время, как в нее входила Лукерья. Насколько дружна была их совместная жизнь (в общих чертах — дальше по этому поводу будет подробнее), как часто бил муж жену и как бил.

Что делала Лукерья во время беременности Иваном, то есть какую работу несла в последний месяц беременности и последние дни. Были ли разговоры об ожидаемом ребенке между родными (в своей семье и между Степаном и Лукерьей: если мальчик, то… если девочка, то…).

Как родился ребенок (в законное время, или рождение его было ускорено дракой, поднятием тяжести, на тряской телеге и проч.), где родился (в избе, поле). Кто принимал ребенка, успели ли вовремя сбегать за повитухой. Как происходили роды. Тянули ли роженицу через хомут или другим способом. Обращались ли к попу, служил ли он молебен, отворял ли царские врата и проч.

Где был отец, как он отнесся к рождению мальчика. Чем выразил свое удовольствие или недовольство. Как отнеслась к ребенку мать. Первые ее заботы о ребенке. Послеродовое время (сколько мать лежала в постели, кто обмывал ребенка, как он кормился).

Крещение ребенка, обряд, кум, кума, обряды суеверия, сколько дали попу, имя, по чьей инициативе дают имя и проч. У матери не было молока, какую жвачку давали ребенку, как долго и как он плакал, не болел ли пупик от крика и чем, кто и при каких условиях лечил эту болезнь, плата и проч.; как часто ребенок лежал мокрый. Как долго оставался ребенок без присмотра матери, старших братьев, сестер или других лиц. Засыпание младенца. Поносы, лечение, как относилась к этому мать, главнейшие ее заботы в это время по дому, или она работала на полях; отношение отца.

Первые проблески сознания Ивана. Первые слова, которые он произнес. Когда он начал лазить и где лазил. Была ли опасность, что его объедят свиньи или разорвут собаки. Описать все случаи подобного рода, о которых рассказывают крестьяне своей деревни и соседних деревень. Чем питался в это время ребенок, ел ли нечистоты, землю и проч. Вообще повседневная пища крестьянской семьи (в общих чертах, дальше будет подробнее). Кто и как заботился о его чистоте в это время. Как часто его била мать или отец.

Как ребенок встал на ноги (внешность ребенка и его привычки), его костюм, занятия, сверстники, игры (описать все игры детей такого возраста своей и соседней деревни), подчеркнув связь игр с домашним и общественным строем деревни; подражательность ребят, их наблюдательность и живость воображения. Чем питался в это время ребенок и кто и как заботился об его еде (о времени ее), питье, костюме и общей внешности его.

Чему научился ребенок от сверстников, его проказы; когда научился лгать. Наказания за проказы (какие проказы, кто им научил и какие, со стороны кого наказания). Первые бранные слова, какие, кто им научил и по какому поводу мальчик стал их употреблять. Что думает ребенок о старших (об их труде, драках, пьянстве, сожительстве отца и матери), о сельском начальстве, о земском начальнике, фельдшере, знахарке и проч.

Было бы хорошо составить такое описание с большим тщанием и всесторонностью. Первые обязанности и поручения, даваемые Ивану. Он пастух. Кого, когда и где пасет или занимается чем другим. Занятия Ивана во время пастьбы. Пасут ли мальчики или также девочки. Сходятся ли пастухи вместе для общих игр или разговоров.

Отношения мальчиков и девочек. Как рано они понимают различие полов и в чем это понимание выражается. Игры между ребятами каждого возраста (описание их возможно обстоятельное). Проказы, наказания.

Как часто и за что Степан бьет Ивана. Только ли тогда, когда Степан пьян, или и в другое время. Вообще отношение ребенка к отцу (пьяному и трезвому) и к матери, к своим сестрам и братьям (младшим и старшим).

Когда и от кого ребенок услышал о Боге, святых и проч. и что, по его представлению, они значат: добры, злы, страшны и всегда вмешиваются ли в людские дела. Какое отношение они имеют лично к нему.

Поступил ли Иван в школу. Почему его отдали туда. Нужна ли школа по понятиям Степана и почему он отдал Ивана. Кто, как и чему учил Ивана и что он приносил домой из школы. Насколько изменился мальчик в своих представлениях об окружающей крестьянской жизни. (Школа, насколько мне известно, дает представление детям о русской грамматике, счислении, некоторых явлениях природы, о Боге, истории, но ничего не дает об условиях крестьянской жизни: гражданских и экономических.) Школа для описания должна быть взята церковно-приходская, среднего разбора, преподавание ее, то есть то, что она дает, должно быть изображено с возможной точностью.

Сколько времени пробыл Иван в школе (чем занимался каникулами, пока был в школе), что вынес, что сейчас же забыл и что из вынесенного сейчас же пригодилось. Какую роль и обязанности стал Иван нести дома по выходе из школы.

Работник, новая среда, заработки поблизости (фабрик и заработков в больших городах не нужно) как пособие для ведения хозяйства дома. Истощение и преждевременная старость и дряхлость матери, отец — пьянство и лень или усталость к тяжелой работе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний"

Книги похожие на "Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Семенова-Тян-Шанская

Ольга Семенова-Тян-Шанская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Семенова-Тян-Шанская - Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний"

Отзывы читателей о книге "Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.