Александр Авенариус - История Словакии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Словакии"
Описание и краткое содержание "История Словакии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга, созданная коллективом авторов, сотрудников Института истории Словацкой Академии наук, была издана в Братиславе на английском языке и обращена в первую очередь к зарубежному читателю. Она дает яркое целостное представление о всех основных этапах исторического развития словацкого народа с древнейших времен до наших дней. Словацкие земли на протяжении многих веков входили в состав Венгерского королевства, а после 1918 г. — Чехословацкой республики, поэтому исторические судьбы Словакии рассматриваются в книге в сложном, противоречивом контексте и органической связи с историей соседних народов Центральной Европы.
Перевод книги на русский язык осуществлялся — за исключением одного раздела — с исходной рукописи на словацком языке, любезно предоставленной коллегами из Института истории САН. «Краткая история Словакии», написанная с современных научных позиций, несомненно привлечет внимание не только студентов и преподавателей исторических дисциплин, но и многочисленных российских читателей, живо интересующихся судьбами славянства.
Реформация также способствовала более широкому употреблению чешского языка в Словакии. Этот более развитый язык в силу того, что был понятен словакам, отчасти заменил собой латынь, овладеть которой можно было лишь после многих лет учебы. В XVI—XVII вв. чешский стал дипломатическим языком дворянства (в особенности мелкопоместного) и все более широко использовался в словацких городах. После поражения чешских сословий поток эмигрантов, который включал многих представителей чешской интеллигенции, привел к еще более широкому использованию чешского языка среди словацких лютеран. Чешский стал литургическим и литературным языком словацких лютеран, хотя и с некоторой долей словакизации, прежде всего потому, что сборник духовных песен Юрая Трановского «Цитара святых» («Citara Sanctorum»), «Кралицкая Библия» чешских братьев и другая религиозная литература, использовавшаяся словацкими лютеранами, была на чешском языке.
В среде католического словацкого населения, которое до середины XVII в. составляло меньшинство, тенденция к использованию чешского языка была гораздо менее очевидной. В соответствии с предписаниями Римской конгрегации для распространения веры (основана в 1622 г.) местный язык, в данном случае словацкий, должен был использоваться миссиями по обращению в католичество. Даже архиепископ Петер Пазмань, сам венгр, рекомендовал священникам эстергомского архиепископства использовать народный язык в проповедях, церковных обрядах и катехизации. Это могло оградить словаков от влияния «еретической литературы» и многих чешских протестантских проповедников, которые переселились в Словакию после битвы при Белой Горе. Согласно Пазманю, использование словацкого начнет возвращать все больше и больше словаков в католические храмы. Постепенно говорить на родном языке стало обычным явлением в широких кругах населения, в том числе в среде мелкого дворянства.
В контексте культурного и социального развития словацкого национального самосознания все более частым становится использование словацкого в письменной форме, в особенности в частной переписке, в протоколах городских и сословных собраний и комитатской документации. Тем не менее в полиэтничнои Венгрии латинский язык по-прежнему господствовал, в особенности в кругах интеллигенции, получившей образование в гуманистических традициях, которые сохраняли свое влияние и в XVIII в. Уже в 1603 г. предпочтение, отдаваемое латыни в ущерб развитию национального языка, становилось предметом критики.
В первой половине XVII в. на территории Словакии сложилась относительно благоприятная демографическая ситуация, что вело к миграции из словакоязычной сельской местности во многие, изначально немецкие города, в особенности в средне- и западнословацких землях. К середине XVII в. словацкое население доминировало в большинстве королевских городов.
3.3. Социальная структура населения
3.3.1. Дворянство
Ведущей социальной группой было дворянство, которое в раннее Новое время постепенно дифференцировалось. Наиболее влиятельная часть дворянского сословия состояла из высшего дворянства, магнатов — социальной группы, которая обрела законченный вид только в XVII в. Несмотря на малочисленность, всего не более дюжины семейств, эта группа доминировала политически и экономически, поскольку владела почти всей землей в Венгрии. Собственность более многочисленного среднего дворянства постепенно уменьшалась, хотя его представители продолжали влиять на политическую жизнь комитатов. Мелкое дворянство (так называемые армалисты[53] и куриалисты[54]) часто обладали только дворянским титулом, который отличал их от зависимого или крепостного населения. Число дворян собственно в Венгрии по сравнению с другими европейскими странами было непривычно высоким. В годы турецкой агрессии оно продолжало расти, и в Словакии достигло уровня 4—5% населения.
Во второй половине XVI в. старая земельная аристократия, чье богатство было накоплено до и во время правления Ягеллонов в XV в., постепенно вымерла. Собственность Запольского и других дворянских семей перешла к членам нового магнатского класса, прежде всего к Палфи, Эстерхази, Иллешхази, Надашди, Тёкёли, Турзо, Ракоци, Форгачам, Реваи и др. Основатели мощи и славы этих семей начинали как бюрократы, мелкие чиновники или предприниматели. Большинство членов этих магнатских родов использовали военные конфликты для обогащения, осуществляя поставки армиям, сражавшимся с османами. Часть денег, выделявшихся для укрепления границ против османских набегов и поступавшие в Венгрию из других земель монархии Габсбургов, из Германии, от папы римского, неизменно оседали в сундуках этих военных поставщиков. Используя финансовые затруднения государей и родовитых дворянских семей, они преумножали свои богатства, приобретая обширные владения за символическую цену.
Дворянство было освобождено от уплаты регулярных государственных налогов. Однако в обмен на эту привилегию они должны были в случае необходимости нести военную службу в отрядах дворянского ополчения, созываемых в комитатах. Дворянство обязано было за свой счет приобретать и хранить оружие и содержать лошадей. Однако если по той или иной причине они были не в состоянии нести военную службу, дворяне могли послать замену или внести за себя немалую плату.
Быстрая дифференциация дворянства проявилась в реорганизации венгерского сейма в 1608 г., когда была создана верхняя палата (tabula superior, tabula magnatum). В ней заседали магнаты, высшие должностные лица страны, жупаны комитатов (comes), несколько наследственных баронов и высшие иерархи церкви. Нижняя палата состояла из представителей комитатского дворянства, послов от королевских городов и церковных капитулов.
В условиях хаоса XVI—XVII вв. органы местного управления находились в руках комитатского дворянства, которое охраняло автономное положение этих административно-территориальных образований. В XV в. мелкое дворянство постепенно усиливало свое влияние в комитатской администрации. В1548 г. комитатское дворянство добилось права выбирать поджупанов (vicecomes), и в XVII в. эта должность стала самой важной на комитатском уровне. Должность жупана, которая по традиции наследовалась наиболее знатными дворянскими семьями, превратилась в формальную, церемониальную, и ее носители не оказывали существенного влияния на повседневные дела в комитатах.
Помимо того, что дворянство постоянно росло численно, венгерский господствующий класс при содействии османов и с помощью Трансильвании успешно противостоял габсбургскому абсолютизму. В то время как в других землях монархии абсолютизм ограничивал и сдерживал сословия, в Венгрии дворянство оказалось способно защитить свои позиции как перед лицом государя, так и против зависимого населения. Идеологическим обоснованием в борьбе с габсбургским абсолютизмом и действенным оружием для защиты своих прав и привилегий им служила доктрина, сформулированная в фундаментальном законе страны, «Трипартитуме», согласно которой дворяне были единственными представителями нации, обладавшими правом вводить и применять законы в стране. Однако теория Святой короны и дворянского суверенитета в конце концов превратилась в главное препятствие на пути экономического и социального развития.
3.3.2. Зависимое население
Крестьянство были самой многочисленной группой населения в словацких землях и в Венгерском королевстве в целом. Положение крестьянина и условия его жизни никогда не были легкими, но в XVI в. они существенно ухудшились. Важной вехой стало подавление крестьянской войны под предводительством Дёрдя Дожи (1514) и принятые после этого законы, которые стали по сути коллективным наказанием для всего класса крестьянства. Законы, включенные в свод, известный как «Трипартитум» («Opus Tripartitum», 1517 г.), отменяли и без того ограниченное право перехода и прикрепляли крестьян к земле. Держателями и собственниками земли могли быть только дворяне. Они могли сдавать ее в аренду крестьянам за плату и несение повинностей. Дворянам полагалась компенсация за ущерб, причиненный крестьянской войной в форме неоплачиваемых крестьянских работ, поначалу по одному дню в неделю от каждого поселения, денежный оброк в размере 1 флорина, добровольные выплаты и «подношения» или приработки. В период борьбы за венгерскую корону крестьянам несколько раз было разрешено воспользоваться правом перехода, но законы, принятые с 1548 по 1608 гг., усилили власть комитатов. Таким образом, реализация права перехода стала практически невозможной. Законы 1514 г. и «Трипартитум» заложили основы для сельскохозяйственной системы, которая сохранялась с незначительными изменениями вплоть до 1848 г. Они замедлили естественное экономическое, социальное и культурное развитие страны более чем на три столетия, поскольку наиболее многочисленная категория населения была низведена до бесправного положения, оказавшись в полной зависимости от помещиков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Словакии"
Книги похожие на "История Словакии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Авенариус - История Словакии"
Отзывы читателей о книге "История Словакии", комментарии и мнения людей о произведении.