» » » » Александр Авенариус - История Словакии


Авторские права

Александр Авенариус - История Словакии

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Авенариус - История Словакии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Институт славяноведения РАН, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Авенариус - История Словакии
Рейтинг:
Название:
История Словакии
Издательство:
Институт славяноведения РАН
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93442-005-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Словакии"

Описание и краткое содержание "История Словакии" читать бесплатно онлайн.



Эта книга, созданная коллективом авторов, сотрудников Института истории Словацкой Академии наук, была издана в Братиславе на английском языке и обращена в первую очередь к зарубежному читателю. Она дает яркое целостное представление о всех основных этапах исторического развития словацкого народа с древнейших времен до наших дней. Словацкие земли на протяжении многих веков входили в состав Венгерского королевства, а после 1918 г. — Чехословацкой республики, поэтому исторические судьбы Словакии рассматриваются в книге в сложном, противоречивом контексте и органической связи с историей соседних народов Центральной Европы.

Перевод книги на русский язык осуществлялся — за исключением одного раздела — с исходной рукописи на словацком языке, любезно предоставленной коллегами из Института истории САН. «Краткая история Словакии», написанная с современных научных позиций, несомненно привлечет внимание не только студентов и преподавателей исторических дисциплин, но и многочисленных российских читателей, живо интересующихся судьбами славянства.






Крестьянское население реагировало на растушую угрозу их жизни и имуществу стихийным созданием вооруженных отрядов по принципу милиции. Они получили широкое распространение в крестьянской среде уже во второй половине XVI в. Хотя закон запрещал крестьянам носить оружие под страхом смертной казни, эта практика была фактически легализована в форме «крестьянских комитатов»[55], которые стали важной составной частью защиты страны от османов и банд разбойников.


4. Школы, образование и художественная культура

В средневековой Венгрии школы и образование находились на низком уровне. Неграмотность была распространенным явлением среди дворянства, и в конце XV в. все еще значительное число низшего духовенства и комитатских служащих было полностью или частично неграмотным. С приходом гуманизма, Ренессанса и Реформации в XVI в. начался новый этап в развитии школ и образования. Если в конце средневековья в Венгрии насчитывалось всего около 100 школ, то к концу XVI в. только в одной Словакии было более ста лютеранских школ. Рост числа школ сопровождался улучшением качества образования, в особенности в больших городах (Бардеёв, Левоча, Кошице, Банска Быстрица). Под воздействием Реформации протестантское дворянство начало основывать свои собственные школы даже в малых городах. Как говорится в «Законах Бардеёвской школы» (Leges Scholae Bartphensis), составленных в 1540 г. Леонардом Штёкелем, основной упор должен делаться не на изучение латыни и риторики, а на практические предметы, при этом в учебной программе значились даже основы юриспруденции. Для школ в Банской Быстрице, Левоче и Банской Штявнице были разработаны новые учебные программы в соответствии с педагогическими принципами гуманизма. Лютеранские школы были одновременно рассадниками реформационных учений и бастионами латинской гуманистической учености. Учебные программы путем наставления, примера и подражания, через основы письма, грамматику, риторику, логику и, наконец, даже теологию должны были воспитывать учеников в набожности и развивать красноречие.

Католическое образование основывалось на постановлениях Тридентского собора. В XVI в. благодаря усилиям архиепископа эстергомского Миклоша Олаха Трнава стала главным учебным центром. Олах объединил городскую школу со школой капитула и ввел в учебную программу философские дисциплины. Трнавская школа стала прототипом для более поздних католических и протестантских коллегиумов. С начала XVII в. наиболее видную роль в развитии католического образования играли иезуиты. Изначально они работали только в Трнаве, Клашторе-под-Зневом и Шале. Позднее орден иезуитов основал гимназии в Братиславе, Комарно, Тренчине, Кошицах. В начале XVIII в. из двадцати католических гимназий на территории Словакии 14 были иезуитскими, остальные принадлежали ордену пиаристов. Для сравнения, в конце XVI в. у лютеран было по крайней мере 16 городских и 8 дворянских школ, которые можно считать гимназиями или высшими латинскими школами, и их число возросло до 70 к 1640 г.

Несмотря на расширение доступа к образованию внутри страны, традиция получения образования в иностранных университетах была жива в словацком обществе даже после открытия католического университета в словацких землях в XVII в. Студенты из Словакии посещали университеты Вены, Кракова и Падуи, а также Страсбурга, Праги и Парижа. Для лютеран единственным путем получения университетского образования и ученой степени была учеба за рубежом, и в XVI—XVII вв. сотни студентов из Словакии посещали лютеранские университеты Германии, в особенности Виттенберг, Тюбинген, Иену, Росток и Лейпциг. В XVI в. примерно из 1000 студентов из Венгрии, зарегистрированных в Виттенбергском университете, 360 были родом с территории современной Словакии.

Петер Пазмань при поддержке императора Фердинанда II в 1635 г. в Трнаве основал университет — иезуитский studium generate. Позднее, в 1657 г. эгерский епископ Бенедикт Кшпди основал иезуитский studium generate в Кошицах. Оба учебных заведения начинали с основания философского и теологического факультетов, юридический факультет в Трнаве был создан только в 1667 г. (к ним в 1769 г. добавился медицинский факультет). Уже в конце XVII в. число студентов в Трнаве перевалило за 1000 человек, в то время как в Кошицах число студентов в среднем равнялось 400—500 человек.

В первой половине XVII в. лютеранские сословия рассматривали возможность основания лютеранского университета в Венгрии или Трансильвании. План Гашпара Иллешхази открыть лютеранский университет в Тренчине, в котором преподавали бы профессора, приглашенные из Германии, так и остался на бумаге из-за нехватки финансов и сопротивления как со стороны католического духовенства, так и императора. Под давлением рекатолизации лютеранское или протестантское образование в Словакии в первой половине XVII в. стало приходить в упадок. Из-за обращения магнатов в католическую веру многие евангелические школы были закрыты или потеряли свой статус гимназии из-за прекращения финансовой поддержки. Несмотря на это, по инициативе ректора прешовской лютеранской гимназии Яна Байера в 1667 г. в Прешове был основан лютеранский коллегиум, который de facto был университетом. Непростая судьба коллегиума в годы религиозных волнений и антигабсбургских восстаний не позволила реализовать заложенный в этом учебном заведении потенциал. После 1711 г. Прешовский коллегиум и его собственность на более, чем 60 лет перешли в руки иезуитов.

С развитием школ и образования было связано распространение книгопечатания, которое появилось в Словакии только во второй половине XVI в. Это было результатом как социально-политической нестабильности в стране, так и оживленных торговых связей с Германией, поскольку ввозить книги из-за границы было дешевле, чем печатать их дома. К тому же законы против религиозных нововведений, запрещавшие публикацию или продажу «еретических книг», и необходимость получения королевской лицензии существенно замедлили развитие отечественного книгопечатания. Петер Борнемиса и Валентин Манчкович непродолжительное время на переносном станке печатали прежде всего венгерские произведения в нескольких местах в Словакии, и первые постоянные типографии были открыты лютеранином Давидом Гутгезелем в Бардеёве (1577) и католиком Миклошем Телегди в Трнаве (1578). В 1581 г. в Бардеёве Гутгезель напечатал первую в Словакии книгу на словакизованном чешском — перевод «Малого катехизиса» Мартина Лютера, за которой последовали многочисленные полемические теологические труды и разнообразные тематические публикации. Когда в XVII в. число книг, напечатанных в Бардеёве, сократилось, инициативу в восточной Словакии перехватили типографии Кошиц и особенно Левочи. В XVII в. типографии Левочи напечатали около 900 книг. В западной Словакии, в Трнаве к университетской типографии добавились типография в Братиславе, а также Тренчине и Жилине. Типографии католических университетов в Трнаве и Кошицах, а также типография, открытая чешскими изгнанниками-лютеранами (в 1637 г. в Тренчине, позднее в Жилине) печатала книги на чешском языке. Однако объем печатной продукции в Словакии оставался относительно невелик по сравнению с Трансильванией. Прежде всего это были издания по тому или иному конкретному поводу (проповеди, стихи и календари) для внутреннего рынка и школьная литература (катехизисы, грамматики), а также литургическая (сборники духовных песнопений), благочестивая и полемическая литература. В конце XVI — XVII вв. около половины напечатанных книг имело религиозный характер и отражало теологические противоречия и процессы в стране.

Хотя Словакия в результате османского завоевания ощущала себя практически на периферии христианской Европы, словацкие земли не оставались в стороне от европейских интеллектуальных течений. Идеи ренессансного гуманизма проникали в регион прежде всего через королевский двор в Буде, где библиотека Матяша Корвина привлекала многих ученых вплоть до начала XVI в. Гуманизм и акцент гуманистического образования на латинский язык и ученость были восприняты наиболее состоятельными слоями населения в городах и поддержаны духовенством и школьными учителями. Гуманизм и ренессансные художественные ценности получили широкое распространение при дворах многих магнатов и прелатов. Их резиденции стали важными культурными центрами, обладавшими более чем местным значением. В Венгрии приход Реформации и в особенности влияние Филиппа Меланхтона поддержали и обогатили влияние гуманизма с акцентом на благочестие и красноречие, прежде всего латинское. Влияние гуманизма способствовало распространению интереса к античной культуре и стимулировало интерес к изучению философии, что нашло свое отражение в публикации работ на национальных языках народов полиэтничной Венгрии, в особенности венгерском и немецком.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Словакии"

Книги похожие на "История Словакии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Авенариус

Александр Авенариус - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Авенариус - История Словакии"

Отзывы читателей о книге "История Словакии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.