Сима Чиркович - История сербов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История сербов"
Описание и краткое содержание "История сербов" читать бесплатно онлайн.
Известный сербский историк, С.М. Чиркович посвятил свою книгу истории сербского народа. Конечно, сербская государственность и ее исторические перипетии (подробно рассматриваемые в работе) не отделимы от этнической истории сербов, однако первична именно последняя. Автор подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают точку зрения автора и придают неоценимое значение его книге, впервые вышедшей в свет в 2004 г. на сербском и английском языках.
Османским властям удалось восстановить добычу в не до конца еще разработанных крупных рудниках — Ново-Брдо, Трепче, Сре-брнице, Руднике и копаоницком комплексе: в Плане, Запланине, Беласице, Копориче. Им удалось начать разработку ряда новых, нередко весьма прибыльных рудников — в Сасе близ Сребреницы и в восстановленной Сидерокапсе близ Афона. При турках начали работу рудники в Восточной Сербии — Кучайна и Майданпек, а рудники Подринья утратили свое значение. При султане Сулеймане горное дело переживало подъем наподобие того, который произошел в первой половине XV в. Вмешательство турецких властей в организацию производства доходило до того, что даже назначались села, обязанные снабжать рудники древесным углем. Иногда администрация осуществляла переселение рудокопов в целях открытия и развития производства в местах, где были обнаружены залежи руды. Так, из шумадийского рудника рудокопов переселяли в Каменград в Боснийской Крайне. Большая потребность османской армии в металле вызвала переориентацию части бывших серебряных рудников на производство металла. Наблюдалось также открытие многочисленных мелких рудников и строительство самоковов, где перерабатывался добытый металл. Некоторые горно-добывающие центры, как, например, Рудник, снабжали османскую армию пушечными ядрами.
Горняцкие поселения в основном не подверглись исламизации. В связи с тем что такие города гарантировали стабильный доход, занятость и относительную безопасность, в них искали убежища и архиереи православной Церкви, игнорировавшие их при христианских властях. В качестве резиденций владык или глав некоторых епархий в турецких переписях упоминаются следующие города: Ново-Брдо, Янево, Рудник, Беласица, Кратово, Сребрница, Заплана, Майданпек, Самоков (в Болгарии). В горнодобывающих центрах существовали и небольшие католические общины, находившиеся в ведении Барских архиепископов. Последние посещали свою паству, они оставили записки о том состоянии, в каком она находилась во время их посещения.
Преемственность в экономике. Изображения старейшин рудников в миниатюре на копии Закона о рудниках 1412 г., датируемой XVI в. Архив Сербской академии наук и искусств, БелградВ конце XVI в. горно-добывающие центры охватил сильный кризис, потрясший всю Империю. Одним из ярких проявлений кризиса стала высокая инфляция. В XVII в. изменился статус отдельных рудников: некогда малоприбыльные шахты стали давать наибольший доход, а старые и знаменитые, такие, как Ново-Брдо и Трепча, утратили былое значение. Горняцкие города не справились с разорением, нанесенным Венской войной 1683–1699 гг.
В целом при турках возникает значительная дистанция между городом и селом. К различиям в производственной деятельности, в статусе жителей добавился и религиозный компонент: города стали очагом исламизации, что оказало непосредственное влияние на общую культурную обстановку. Есть основания полагать, что к концу турецкого правления во всех городах христиане составляли треть населения. Сложился стереотип, согласно которому считалось, что они «одеваются по-турецки и по турецким обычаям живут» и что «не принадлежат к сербскому народу» (Вук Караджич).
Еще решительнее отвергались люди, принявшие ислам. Их попросту считали турками, и до XIX в. господствовало мнение, что не может быть сербов «мусульманской веры». Причина отождествления принявших ислам с турками лежала в культурных различиях, которые привносились с переменой веры. С рождения и наречения имени до похорон жизнь отличалась всем своим содержанием, одеждой, регламентацией питания, нравственными принципами, положением в обществе. Эти различия также трагически обостряли отношение к государству и исторической традиции. Принявшие ислам должны были оставаться верными султану и не могли следовать воспринятым от предков антитурецким традициям.
Наследованное и приобретенное в хозяйственной жизни
Изменения в праве собственности на землю, привнесенные турецкой властью, непосредственно не влияли на сельское хозяйство — ни в отношении аграрной техники, ни в отношении выбора культур для выращивания. Однако по истечении определенного периода времени эти перемены стали заметны: прежде всего они проявились в изменении роли скотоводства, в частичном запустении возделываемых площадей и превращении их в пастбища. Этому, в частности, способствовало переселение скотоводов в земледельческие районы, которые в результате миграций претерпели серьезные изменения. Эта общая тенденция гораздо больше влияла на сокращение площадей, занятых виноградниками, чем отрицательное отношение исламских властей к вину и алкогольным напиткам.
Войдя в обширную Османскую империю, населенные сербами земли сильнее, чем когда-либо, оказались подвержены восточному влиянию, что, в частности, проявилось в проникновении на их территорию ранее неизвестных сельскохозяйственных культур. Пришельцы-завоеватели принесли с собой и свои кулинарные пристрастия, в том числе широкое употребление риса. Для довольствия армии и пропитания городского населения это зерно требовалось в большом количестве, но его не хватало. Культура выращивания риса прижилась в Македонии, завоеванной ранее, и оттуда распространилась на север, дойдя до Нишской области и Поморавья, а позднее и до Баната, в то время весьма болотистого и благоприятного для его производства. Культуру риса распространяли оризары, квалифицированные земледельцы, пользовавшиеся привилегиями. Однако за пределами Македонии выращивание риса надолго не прижилось. Из-за малых объемов производства возникала необходимость в расширении импорта. Во второй половине XVI в. рис стал важной статьей товарооборота между Белградом и Будой. В то время в торговом обороте появляется и суррогат, так называемый «рис для бедняков» — тарана, продукт из пшеничной муки, который при обработке и соответствующем приготовлении заменял рис.
В это время с Востока в Сербию попадают и весьма важные, учитывая их хозяйственное значение, растения, завезенные с Запада, из Нового Света. Новшества приходили не непосредственно с Запада, как это стало обычным в дальнейшем, в XVTII в. и позже, а из портовых городов и приморских областей Османской империи, поддерживавших связи со средиземноморскими гаванями, в которые прибывали корабли из Америки.
Овощные культуры, такие, как фасоль, томат и перец, впоследствии ставшие чрезвычайно популярными, в рассматриваемый период не имели большого хозяйственного значения и оставались огородными культурами, использовавшимися в семейном рационе. Возможно, лишь выращивание «турецкого» перца, название которого — «папар» (паприка) — вошло в сербский язык, имело большие масштабы на равнинах Южной Венгрии, где в XVIII в. эта культура приобрела важное значение и, откуда она распространилась по Европе.
Подобный путь — с Запада через Восток — прошло и «турецкое зерно» — кукуруза, новое растение, которое поначалу выращивалось в садах с декоративными целями или ради его лекарственных свойств и которое впоследствии произвело революцию в традиционной кулинарии. Это легко понять, если учесть, что, согласно народному опыту, одно зерно пшеницы в среднем дает четыре зерна. Документы позднего Средневековья свидетельствуют о том, что урожай в 10–12 зерен считался чрезвычайно богатым. При этом только один початок кукурузы содержал более сотни зерен, а растение могло дать и несколько початков. Турецкие власти освободили население от уплаты десятой части урожая новой культуры, что, тем не менее, не способствовало быстрому распространению кукурузы и приобретению ею важной роли в рационе при росте народонаселения. Это обстоятельство стало очевидным в XVIII в., когда власти начали прилагать значительные усилия для ее широкого внедрения. В сербские земли был завезен также хлопок (бамбак) — древнее культурное растение, некогда выращивавшееся в Византии. В качестве сырья его стали использовать в домашних ремеслах, однако культивирование этого растения в европейской Турции началось сравнительно поздно и не распространилось севернее Македонии.
Области, в которых проживали сербы, занимали в Османской империи периферийное положение, но сохраняли прежние торговые связи с регионами, находившимися за пределами турецких границ. В некоторые периоды, когда турецкая экспансия еще не достигла своего апогея, сохранению этих связей способствовали сербы, оказавшиеся вследствие миграций по ту сторону турецкой границы.
В Средние века сложились два основных пути, по которым шел торговый обмен. Первый соединял внутренние балканские области с приморскими городами и Средиземноморьем, второй проходил через Венгрию в Центральную Европу. Эти пути продолжали функционировать и после вхождения всего полуострова в состав Османской империи. Сначала более активным было средиземноморское направление, при турках же этот путь постепенно уступал первенство паннонскому, который вел в Европу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История сербов"
Книги похожие на "История сербов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сима Чиркович - История сербов"
Отзывы читателей о книге "История сербов", комментарии и мнения людей о произведении.