Сима Чиркович - История сербов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История сербов"
Описание и краткое содержание "История сербов" читать бесплатно онлайн.
Известный сербский историк, С.М. Чиркович посвятил свою книгу истории сербского народа. Конечно, сербская государственность и ее исторические перипетии (подробно рассматриваемые в работе) не отделимы от этнической истории сербов, однако первична именно последняя. Автор подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают точку зрения автора и придают неоценимое значение его книге, впервые вышедшей в свет в 2004 г. на сербском и английском языках.
Если восставшие в Банате опирались на Трансильванию и Габсбургов, то предводители племен в Герцеговине сотрудничали с итальянскими князьями, особенно с испанским вице-королем, который пребывал в Неаполе. В качестве посредников выступали граждане приморских городов, военные и даже священники.
Сохранилось большое количество свидетельств о переговорах, встречах, поездках и планах, хотя о конкретных действиях свидетельств осталось крайне мало.
Сохранившиеся документы сообщают о главных действующих лицах этого движения, которое возглавлял воевода Грдан из Никшича. Вокруг него, как предполагалось, должны были сплотиться старейшины из Черногории и Дукаджина (Скадарский санджак, который простирался в глубь полуострова до границы с Метохией). Также сохранились свидетельства о предполагавшемся ходе операции против Турции и дальнейших действиях в случае освобождения от турецкой власти. На протяжении многих лет участники движения упорно возвращались к одному и тому же плану: христианская армия должна была высадиться близ городов Нови и Рисан и вести наступление на Оногошт. Предполагалось, что к ней присоединятся 100 тысяч воинов из местного населения.
Народные вожди требовали для народа освобождения от всех налогов и податей в течение трех лет, для монастырей — сохранения доходов, возвращения отнятого турками имущества и невмешательства в дела веры. Но больше всего требований касалось самих вождей, которые считали себя дворянами (condes, voeuodas, barones). В первую очередь они желали возвращения владений, а затем сохранения привилегий и иммунитета, получения титулов и, согласно способностям, назначений в армию и администрацию. Предполагалось, что кроме губернатора, назначавшегося вице-королем, вся власть будет в руках местного населения. Весьма необычным было условие, изложенное в докладной записке 1602 г. и никогда более не повторявшееся, — чтобы туркам, добровольно принявшим испанскую власть, была предоставлена свобода и сохранены их владения.
Насколько известно, начало осуществлению этих планов так и не было положено. И только венециано-турецкая война, разразившаяся из-за Крита (Кандийская война 1645–1669 гг.), вовлекла в боевые действия сербское население, проживавшее вдоль длинной венициано-турецкой границы от северной Далмации до Боки. Кроме переселенцев, осевших на венецианской территории, на стороне Венеции в тылу у турок сражались ускоки и многочисленные отряды гайдуков. Черногорские племена приходили на помощь Котору. В это время граница впервые была изменена в ущерб туркам, и под власть христиан перешла узкая полоса земли в средней Далмации и Черногорском Приморье.
С точки зрения массовости участия сербов в военных действиях и последствий для их дальнейшего развития наиболее значимой явилась война, начавшаяся в 1683 г. с турецкой осады Вены. После того как турки были разбиты и отброшены от австрийской столицы, началась долгая и упорная борьба за вытеснение их с занятой территории. В 1686 г. была взята Буда, а в следующем году боевые действия сместились к югу, охватив области, населенные сербами. Уже в 1687 г. к императорской армии присоединяются отряды «рацкой милиции». Турок к тому времени вытеснили из Славонии, и в 1688 г. бои шли уже на Саве. Важным событием стало взятие в 1688 г. Белграда.
После падения Белграда в турецкой армии начался хаос. Армия императора двумя колоннами быстро продвигалась через Западную Сербию и Моравскую долину к югу, и вскоре были взяты города Чачак, Ужице, Ниш, Скопле. Численность ее значительно выросла, благодаря тому, что по мере продвижении на юг к ней присоединялись сербы. После вступления в войну Венеции в 1684 г. начали меняться границы в приморских областях. Тогдашний сербский патриарх Арсений III Чарноевич открыто сотрудничал и встречался с командованием габбсбургских и венецианских войск. Однако после занятия Косово и Северной Македонии в армии началась чума, а далее последовало нападение французов на земли Габсбургов в Германии и турецкое контрнаступление, что в короткое время изменило ситуацию.
После поражения под Качаником (3 января 1690 г.) началось отступление императорской армии на север, предварившее бегство местного населения, опасавшегося мести турок. На протяжении недель и месяцев длинная вереница людей двигалась к Белграду, все время разрастаясь за счет притока новых беженцев. Пытаясь остановить столь неблагоприятное развитие событий, император в июне 1690 г., выступая как венгерский король, обратился к балканским христианам с манифестом, призывая их не покидать своих домов, взяться за оружие и присоединиться к армии. Он обещал сохранение всех старых привилегий, прежде всего права избрания воеводы, освобождение от податей и прочих повинностей, кроме действовавших до турецкого завоевания. Это касалось освобожденной Сербии, которую в тот момент турки вновь покоряли, а население готовилось ее покинуть.
Решение было очевидным, и в июне 1690 г. собрание виднейших сербских лидеров во главе с патриархом направило из Белграда владыку Исайю Джаковича в Вену просить церковной автономии и юрисдикции патриарха, аналогичной той, что утвердилась при турках. В августе, когда началась переправа сербов через Саву, император даровал первую из тех привилегий, которые в следующем столетии окажут значительное влияние на положение сербского народа в монархии Габсбургов. Сербам гарантировались свобода вероисповедания, применение старого календаря, свободное избрание архиепископа, управлявшего церковью и рукополагавшего епископов и священников. Очевидными были отличия от тех требований, которые в начале века выдвигал воевода Грдан. Светская часть сербского общества в тот момент никак о себе не заявляла, хотя миряне активно участвовали в войне и переселениях. Этому, разумеется, способствовало отсутствие правящего слоя, подобного тому, который существовал в областях с племенной организацией общества, а также стремление габбсбургских властей предотвратить возможное появление конкурентов в управлении сербами.
Об этом красноречиво говорит эпизод с самозваным деспотом Джордже II Бранковичем, провозгласившим себя потомком средневековой династии. Серб из Трансильвании, служивший в качестве дипломата и царедворца при трансильванском и валахском дворах, а позднее и при габбсбургском дворе, добился высоких титулов барона и графа (он даже утверждал, что был миропомазан патриархом при принятии титула деспота). В военных действиях он не участвовал, но требовал дарования ему титула деспота и назначения помощником командующего императорской армией. Венский двор использовал его, а летом 1689 г. изолировал, заключив в тюрьму, что, однако, не помешало ему, находясь в заключении, оказывать влияние на сербских вождей.
Перед взятием турками Белграда в октябре 1690 г. последние сербы переправились через Саву и постепенно продвигались к северу. Часть их осталась в Среме, Бачке, Баранье, прочие поселились дальше, близ Буды и Сентандреи. Патриарх Арсений III утверждал, что вместе с ним переселилось 30 тысяч человек (в другой раз он называл цифру 40 тысяч). Эта цифра, конечно, завышена, однако установить реальное число переселенцев не представляется возможным. Расселение беженцев сопровождалось трениями в местным населением и властями, особенно в городах.
Поэтому император в декабре 1690 г., через Венгерскую придворную канцелярию, издал «защитный патент», подтверждая данные ранее обещания и предписывая нижестоящим органам власти исполнять их. Дарованные права и свободы касались всех сербов. В 1691 г. на соборе в Буде остро встал вопрос о светском лидере, причем сербские старейшины хотели видеть на этом месте находившегося в заключении деспота Джордже Бранковича. Его провозгласили деспотом, но двор не согласился с этим и предложил половинчатое решение, назначив «подвоеводу», — им стал офицер императорской армии Йован Монастерлия, который сначала был принят с недоверием. Поскольку война с турками еще не закончилась, командование шло навстречу сербам. Насколько это было необходимо, показали сражения под Сланкаменом в 1691 г. и Сентой в 1697 г.
Сербские «привилегии», о которых говорилось все больше, в сущности, подразумевали гарантии естественного права человека на беспрепятственное исповедание своей религии. Обещанные свободы и права распространялись не на ограниченную территорию, а были связаны с принадлежностью к вере и национальности. Персональность права, которая широко применялась в Средние века, было нелегко согласовать с претензиями современного государства на единое законодательство внутри своих границ.
Поскольку «привилегии» давались в разных условиях — до заключения мира в 1699 г. и позднее, в период подчинения Империи Габсбургов части Сербии (1718–1739), — они касались различных групп населения. «Привилегии» изначально представляли собой предмет споров, поначалу политических — в отношениях между венгерскими сословными органами и императором, венским двором и сербскими митрополитом и собором, а впоследствии и историографических.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История сербов"
Книги похожие на "История сербов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сима Чиркович - История сербов"
Отзывы читателей о книге "История сербов", комментарии и мнения людей о произведении.