Сима Чиркович - История сербов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История сербов"
Описание и краткое содержание "История сербов" читать бесплатно онлайн.
Известный сербский историк, С.М. Чиркович посвятил свою книгу истории сербского народа. Конечно, сербская государственность и ее исторические перипетии (подробно рассматриваемые в работе) не отделимы от этнической истории сербов, однако первична именно последняя. Автор подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают точку зрения автора и придают неоценимое значение его книге, впервые вышедшей в свет в 2004 г. на сербском и английском языках.
Миссию церкви в значительной степени подкрепляли сохранявшиеся еще со старых времен богослужебные книги, фонд которых требовал постоянного пополнения. Поначалу эту задачу облегчило применение книгопечатания, которое через Венецию пришло в Черногорию благодаря инициативе воеводы Джураджа Црноевича. Работа типографии Црноевича (1493–1496), издавшей пять богослужебных книг (Октоих I, II, Псалтырь, Четвероевангелие, Молитвослов), оказалась недолгой продолжил ее в Венеции воевода, и купец Божидар Вукович, создавший в своей типографии в период 1519–1538 гг. большое число книг. Перечень книг был довольно богатым: наряду с богослужебными книгами в типографии печатались и нравоучительные сборники разнообразного содержания. Несколько типографий работало в монастырях: в Горажде, Руйне, Грачанице, Милешеве, Мркшиной церкви; существовала типография в Белграде, ее владельцем был дубровницкий купец, но все они работали недолго и выпускали одно-два издания. Бедность не давала возможности сформироваться рынку и условиям для рентабельной работы типографий.
Дошедшие до нас рукописи той эпохи свидетельствуют о сохранении уровня грамотности. Возросло число мест, где переписывались книги. Работали тогда в основном над богослужебными книгами (Псалтырь, Триоди, Четьи минеи и пр.), однако стали появляться, и довольно часто, сборники смешанного содержания, включавшие различные тексты, в том числе и старые литературные произведения. Многие весьма важные средневековые сочинения сохранились благодаря их переписыванию в тот период. В рукописном наследии есть и новые переводы с греческого языка, встречаются также тексты, заимствованные из других славянских литератур.
Из жанров сербской литературы продолжает развиваться житие. Возникают жития последних Бранковичей (Ангелины, Максима и Йована) и местно-чтимых мучеников (Георгия Кратоваца) начала XVI в. После длительного перерыва патриарх Паисий (1614–1649) в Житии царя Уроша постарался соединить картину сербской истории с прославлением в лике святых правителя, о котором не сохранилось добрых воспоминаний ни в народной, ни в книжной традиции. Сочинение Паисия начинается с родословной Неманичей и заканчивается событиями современной ему эпохи, жизнь Уроша в нем лишь эпизод. О своих амбициях свидетельствует сам автор: «…у меня было желание открыть и понять, как появились сербы и почему».
Интерес к истории нашел свое выражение в развитии жанров родословной и летописи, в их соединении в связанные исторические тексты, охватывающие длительный период — от времен Немани до тех времен, в которые жили составители или продолжатели этих летописей. Летописные тексты переводятся на греческий, а в XVIII в. — на латинский язык. Из России заимствуется «Хронограф», содержащий обзор общей истории, в том числе истории русских, болгар и сербов. Он был продолжен и дополнен событиями из сербской истории.
Но с течением времени деятельность переписчиков приобретает все более скромный характер. В XVII в. патриарху Паисию стоило немалых усилий, чтобы спасти старые рукописи, которые он сам переплетал, передавал в более безопасные монастыри или возвращал их владельцам. В последующем столетии уцелевшее наследие, однако, не сыграло своей роли в истории сербов, обратившихся к русским печатным книгам.
От верноподданных до мятежников
Власть турок над сербами и другими балканскими христианами сохранялась, в зависимости от их расселения, довольно долго: более 250 лет — для жителей Паннонской долины, почти 400 лет — для тех, кого освободили восстание и войны XIX в. (1815, 1833, 1878), и 450 лет — для тех, кого освободила лишь Балканская война (1912). За это время сменилось много поколений, и почти каждое оставило свидетельства своего верного служения султану, участия в походах (причем некоторые виды войск состояли полностью из местного населения), исполнения административных функций на низшем уровне. Но сохранились вместе с тем и свидетельства о планах восстаний против турецкой власти и восстановления сербского государства. Ситуация заметно менялась: если к началу турецкого господства относится больше свидетельств о службе и участии местного населения в завоеваниях, то источники, относящиеся ко времени Венской войны (1683–1699) сообщают только о восстаниях, о переходе на сторону неприятеля, о мятежах.
Менее всего обнаруживается свидетельств о сопротивлении турецкой власти в первые десятилетия после завоевания, когда борьбу с турками вело сербское население, проживавшее во владениях венгерского короля. К середине XVI в. под турецкой властью оказалось большинство сербов. За пределами Империи оставались только «перебежчики» — (ускоки»), то есть те, кто переправлялся через границу и участвовал в оборонительных мероприятиях Венеции и Габсбургской монархии.
Вопрос о восстановлении сербского государства возникал еще при короле Матьяше Корвине, который поставил во главу угла условие возвращения сербских городов и территорий в переговорах с турками (1473–1475). После этого (1482) султан дал понять деспоту Вуку Гргуревичу, что «он хочет дать земли и города, а чтобы мы были между твоим царством и между светлейшим королем, как и наши предки были». Правда, дело до этого не дошло, но надежда не оставляла Бранковичей. Когда деспот Йован в 1499 г. жертвовал на афонские монастыри (Хиландар, монастырь св. Павла и Эсфигмен), он обещал, что пожалует им все, что обещал деспот Джурадж, если Божьей милостью и заступничеством Богородицы он «будет господином сербов».
После прекращения династии планы восстания против турок вынашивались уже среди местного населения на турецкой территории, хотя нередко инициатива исходила из-за границы. Известный купец и издатель, воевода Божидар Вукович, доверенное лицо императора Карла V, путешествуя в связи с торговыми делами по Османской империи, вел переговоры с заинтересованными людьми и разрабатывал план высадки христианской армии на Адриатическом побережье близ Скадара, рассчитывая на общее восстание. Воевода Вукович в 1538 г. предлагал императору даровать ему титул деспота ради большего успеха предприятия. Он лично разговаривал с сербским патриархом и был осведомлен о гибели восьмидесяти сербов с границы, убитых турками.
Входе войны, которую в 1537–1538 гг. Испания и Венеция вели с Турцией, был взят город Нови (Херцегнови). В город вошел испанский гарнизон, но он не нашел поддержки у местного населения. Союз распался, и мир с турками был заключен на принципах довоенного статус-кво.
Отрицательное отношение к турецкой власти представители сербов высказывали при встречах и с христианскими путешественниками, и с посланниками европейских государств, о чем свидетельствуют сохранившиеся источники. Так, императорский посланник Корнелий Дуплиций Схепер в 1533 г., посетив монастырь Милешева, отмечал большое влияние на людей древних пророчеств о гибели турок. В отношении османов существовало древнее пророчество о том, что Бог позволил Измаилу подчинить себе христиан, в результате чего Божественная служба угаснет, но затем придет правитель, который искоренит всех неверных, а корону передаст Богу, что предвещало второе Пришествие Христово. Рукописи, содержавшие подобные пророчества, были распространены среди сербов, в Милешеве, например, монахи приписывали их святому Савве. И гораздо позже, вплоть до XX в., наблюдалось влияние пророчеств на отношение к политическим событиям.
Каждая война турок с христианскими государствами пробуждала у сербов надежду и служила поводом к переходу их, в большем или меньшем количестве, на сторону христиан. Война между Турцией и Габсбургской монархией 1593–1606 гг. нашла среди порабощенных христиан значительно больший отклик, чем предыдущие военные столкновения. Среди сербов тогда вспыхнуло открытое восстание против, турецкой власти в двух удаленных друг от друга областях — в Банате, среди жителей пограничных районов близ Трансильвании и Валахии, и в центре племенной территории, в Герцеговине. И в том, и в другом случае сербские повстанцы сотрудничали с противниками турок и стремились к восстановлению свого государства. Тогда же и восстановленная патриархия приступает к налаживанию отношений с христианскими государствами и папой. В связи с этим патриарх Иоанн II (1592–1614) был заключен в тюрьму (1612), где его, по всей видимости, убили.
В Банате сербское население проживало более столетия, причем лишь сорок лет — под властью турок. Здесь остались народные вожди, поддерживавшие связи с трансильванским князем, турецким вассалом, который проводил двуличную политику: христиан он подстрекал к бунту, а в отношениях с турками демонстрировал свою лояльность. Весной 1594 г., когда турецкая армия воевала далеко под Острогоном, произошел целый ряд восстаний против турецких властей: нападения гайдуков, изгнание турецких гарнизонов из Вршаца и Панчево. Распространялись слухи, что повстанцы располагали силами в 5 тысяч человек, что помогло им занять Бечкерек, а затем Бечей и Тител. Они уничтожили несколько турецких кораблей на Дунае, снабжавших укрепления на севере Венгрии. Повстанцы просили и ожидали помощи от императорской армии в Венгрии и от трансильванского князя, которого считали своим господином. Во Вршаце и его окрестностях владыка Теодор вместе с местными старейшинами собирал и приводил бойцов к присяге. Когда австрийская армия сняла осаду с турецких крепостей на севере, а трансильванский князь сократил помощь, турки двинулись на Банат и в короткий срок разбили бунтовщиков под Бечкереком и Темишваром. С этими событиями, по замечанию современников, было связано и сожжение мощей святого Саввы на Врачаре под Белградом весной 1595 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История сербов"
Книги похожие на "История сербов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сима Чиркович - История сербов"
Отзывы читателей о книге "История сербов", комментарии и мнения людей о произведении.