» » » » Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель


Авторские права

Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Зиновьев А.Н, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель
Рейтинг:
Название:
Сталинское метро. Исторический путеводитель
Издательство:
Зиновьев А.Н
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9903159-1-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сталинское метро. Исторический путеводитель"

Описание и краткое содержание "Сталинское метро. Исторический путеводитель" читать бесплатно онлайн.



Книга «Сталинское метро» — это исторический путеводитель, который поможет представить станции метрополитена в их первоначальном великолепии, узнать идеологический смысл их архитектурно-художественного оформления, проследить путь «сталинской неоклассики» от зарождения до заката.

Это первое издание о московском метро, которое максимально объективно и подробно исследует процесс «борьбы с культом личности» в художественном убранстве станций, структурирует все архитектурные утраты, которые происходили в метрополитене в различные периоды.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей метрополитена и советским искусством.






1. На мозаике «Взятие рейхстага в 1945 году» заменена часть знамени с профилями В.И.Ленина и И.В.Сталина на профиль Ленина, взятый из мозаики «Парад 7 ноября 1941 года».

2. Мозаика «Парад 7 ноября 1941 года» в 1964 году заменена мозаикой «Выступление В.И.Ленина перед Красной армией» вследствие развенчания культа личности Сталина.

3. Мозаика «Парад Победы 24 июня 1945 года» в 1964 года заменена мозаикой «Родина-мать», изображающая фигуру античной женщины, стоящей на поверженных фашистских знаменах.

4. Скульптурные барельефы на станции у основания сводов в 1964 году заменены мозаичными аналогами.

5. Мраморная доска с текстом выступления И.В.Сталина 7 ноября 1941 года. Снята вследствие борьбы с культом личности И.В.Сталина.

6. Оригинальные настенные светильники в переходе и наземном вестибюле станции.

Ботанический Сад (ныне Проспект Мира)

Одной из станций второго участка Кольцевой линии стала станция Ботанический Сад. Открытие состоялось 30 января 1952 года. Название было дано по расположенному рядом Ботаническому Саду МГУ («Аптекарский огород») — самому старому из сохранившихся парков столицы. Сад был основан в 1706 на севере Москвы для выращивания лекарственных растений, получив название «Аптекарский огород», в 1805 году был выкуплен Университетом и стал его ботаническим садом. 20 июня 1966 года станцию переименовали в Проспект Мира по проходящей рядом магистрали. Проспект был образован в 1957 году слиянием 1-й Мещанской, Троицкого шоссе, Б. Ростокинской улицы и части Ярославского шоссе. С 1930-х активно велась реконструкция 1-й Мещанской улицы, лишь в середине 1960-х проспект стал красивой благоустроенной магистралью столицы. Проспектом Мира также стала называться открытая к тому времени станция Ботанический Сад Рижского радиуса.

Наземный вестибюль Ботанического Сада открылся в строящемся 13-этажном жилом здании для работников Метростроя (автор — А.Е.Аркин). Под вестибюль было выделено два первых этажа, в местах входа и выхода дом отодвинут от тротуара, создавая просторную площадку. Проходы в вестибюль оформлены в виде двух больших арок, между которыми расположена ниша, где ранее находилась скульптура «Изобилие», установленная в 1953 году. Изобилие изображалось в виде женщины с полной корзиной фруктов на плече (скульптор Г.И.Мотовилов). Над нишей располагаются оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Раньше под часами располагалась табличка со словами «Метрополитен имени Л.М.Кагановича станция Ботаническая». Судя по всему, названия станций не были строго регламентированы. Позже, после переименования, табличку заменили металлическими буквами с современным названием станции. По бокам от арок располагались четыре бра, которые не так давно исчезли.

Внутри вестибюль выполнен довольно лаконично, в виде большого зала с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают четыре оригинально украшенные колонны, выполненные по примеру станции Дворец Советов — керамикой облицована не вся колонна, а лишь 3/4. Глазурованная керамика выполнена золотой росписью на зеленой майолике с изображением звезд, снопов и различных цветов. Богато оформленные колонны одиноко смотрятся на фоне аскетичных стен интерьера, которые просто оштукатурены, что в сумме с керамикой делает стиль вестибюля похожим на подземную часть станции. Освещается вестибюль лампами, спрятанными за карнизом капителей. Стена напротив эскалатора первоначально была украшена лепным барельефом с профилем Сталина. В 1956 году лепнина была демонтирована, а в 1957 году стена была украшена смальтовым панно «Матери мира» художника А.Н.Кузнецова. На нем изображены три матери с детьми трех основных рас человечества. Они изображены на фоне известных построек городов мира и строят вместе домик из песка. Это панно олицетворяет дружбу народов на волне проходившего в этом году Фестиваля молодежи и студенчества.

Подземный вестибюль станции сооружен по проекту архитекторов В.Г.Гельфрейха и М.А.Минкуса. Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы». Мощные пилоны облицованы мрамором кремового цвета. Их фриз украшен керамическим барельефом с изображением растительного орнамента.


Cт. Ботанический Сад. Часы на фасаде наземного вестибюля


Ст. Ботанический Сад. Интерьер наземного вестибюля. Колонны, покрытые майоликой, и гипсовый барельеф И.В.Сталина


Декор из листьев белого цвета с позолотой обрамляет центральную композицию фриза — круглые медальоны, изображающие развитие ботаники в СССР. Автор барельефов — скульптор Г.И.Мотовилов, на медальонах изображены: школьники, собирающие плоды; садовник, сажающий черенок; женщина, ухаживающая за деревцем; девочка, помогающая матери посадить цветок в горшок и др. Центральный свод станции оформлен кессонами в виде ромбов. Станция освещается мощными бронзовыми люстрами с большим числом газоразрядных ламп, в боковых тоннелях люстры немного меньше по размеру. Пол облицован гранитными плитами серого и черного цветов, выложенных в шахматном порядке. Пилоны со стороны боковых залов украшены бронзовыми решетками с вентиляционными отверстиями, в центре которых располагается восьмиугольник с серпом и молотом. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками.

Торцевая стена в момент открытия станции была пустой. По проекту она была отведена под большую композицию из керамики (продолжая стиль станции), в центре которой выделялся портрет И.В.Сталина, как организатора проектов преобразования природы СССР. Керамическое панно со Сталиным было установлено в торце станции лишь после смерти вождя — в 1953 году. На ней был изображен профиль Сталина (как уже это много раз было на станциях Третьей очереди) в окружении знамен. Панно пробыло на станции недолго: был утвержден проект Пятой очереди, в котором имелась радиальная станция Ботанический сад, а переход на нее планировался как раз через торец. В 1958 году переход был открыт.

20 июня 1966 года, как уже упоминалось, станция получила новое название «Проспект Мира».

Утраты станции

1. Скульптура «Изобилие» из ниши фасада наземного вестибюля.

2. Керамическое панно в торце с профилем И.В.Сталина. Демонтировано в 1958 г. по причине сооружения перехода на радиальную станцию.

3. Барельеф с профилем И.В.Сталина в наземном вестибюле напротив эскалаторов. Снят в 1956 году. На его месте в 1957 году было установлено панно «Матери мира».

4. Табличка под часами с прежним названием станции. Снята в 1966 в связи с переименованием.

5. Четыре светильника-бра на фасаде.


Ст. Ботанический Сад. Мозаичное панно в наземном вестибюле «Матери мира» в настоящее время


Ст. Ботанический Сад. Центральный зал. На торцевой стене керамическое панно с профилем И.В.Сталина. (ЦАЭИЛДМ, автор: ТАСС, В.Кошевой. 16.05.1955)

Новослободская

Когда москвич слышит название Новослободской, он сразу вспоминает витражи, которыми украшена станция. Она была открыта 30 января 1952 года на участке «Курская — Белорусская». Авторы станции — известный архитектор А. Н.Душкин и А.Ф.Стрелков. Темой художественного оформления станции стал мирный созидательный труд народов СССР. Название Новослободская получила по одноименной улице, на которой стоит вестибюль. Предполагалось вокруг павильона разбить озелененную красивую площадь, но в настоящее время ее занимают всевозможные торговые палатки.


Ст. Новослободская. Панно в торце центрального зала в момент открытия (из фонда РГЛКФД г. Красногорск, автор: Д.Шоломович, 1952) и сегодня


Наземный вестибюль предстает перед нами в виде древнегреческого Акрополя. Массивный портик поддерживают шесть каннелированных колонн, крайние из которых квадратные, а средние — круглые. Над каждой колонной под карнизом прикреплены лепные розетки, а над карнизом, на аттике, располагается надпись с названием станции. Пройдя деревянные двери входа, пассажир оказывается в кассовом зале. Проход к эскалаторному залу сооружен в виде небольшого закругленного коридора. Эскалаторный зал — это круглое помещение, облицованное серым мрамором, перекрытое куполом с нервюрами. Фриз зала украшен лепниной в виде цветков. Вершину купола венчает лепная розетка. Зал освещается с помощью настенных бра, установленных по периметру и закарнизным освещением (которое в последнее время не используется).

Спускаясь по эскалатору вниз, перед пассажиром предстает замечательный подземный дворец, украшенный красивыми витражами, которые расположены на пилонах в малых арках. Витражи подсвечиваются изнутри, что делает станцию яркой и красочной. Все 32 оригинальных витража были изготовлены по эскизам известного художника П.Д.Корина в витражных мастерских города Риги (художники Э.Вейланд, Э.Крестс). Почти всю площадь витража занимает орнаментальный рисунок в виде цветов, растущих из античных ваз, а круги в верхней части посвящены труду советских людей. На них можно увидеть: музыканта, художника, рабочего, колхозницу и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сталинское метро. Исторический путеводитель"

Книги похожие на "Сталинское метро. Исторический путеводитель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Зиновьев

Александр Зиновьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель"

Отзывы читателей о книге "Сталинское метро. Исторический путеводитель", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.