» » » » Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель


Авторские права

Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Зиновьев А.Н, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель
Рейтинг:
Название:
Сталинское метро. Исторический путеводитель
Издательство:
Зиновьев А.Н
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9903159-1-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сталинское метро. Исторический путеводитель"

Описание и краткое содержание "Сталинское метро. Исторический путеводитель" читать бесплатно онлайн.



Книга «Сталинское метро» — это исторический путеводитель, который поможет представить станции метрополитена в их первоначальном великолепии, узнать идеологический смысл их архитектурно-художественного оформления, проследить путь «сталинской неоклассики» от зарождения до заката.

Это первое издание о московском метро, которое максимально объективно и подробно исследует процесс «борьбы с культом личности» в художественном убранстве станций, структурирует все архитектурные утраты, которые происходили в метрополитене в различные периоды.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей метрополитена и советским искусством.






Авторы станции Белорусская И.Г.Таранов, Н.А.Быкова и Г.И.Опрышко в 1951 году были награждены Сталинской премией по архитектуре.

Утраты станции

1. Скульптурная композиция «Советская Белоруссия» в торце станции. Утрачена в 1997 году при строительстве второго выхода со станции.

2. Плиточный пол в виде ковра. Заменен на гранитную облицовку, грубо повторяющую первоначальный орнамент.

3. Изображение И.В.Сталина на панно «женщины-ковровщицы». Заменено на изображение ордена Трудового красного знамени при развенчании культа личности.

4. Барельеф наземного вестибюля с изображением мужчины и женщины.

5. Маленькие одноламповые люстры в проходах между пилонов.

6. Люстра у эскалаторов в подземной части станции. Была копией люстр на Павелецкой-кольцевой.

7. Две люстры в овальном кассовом зале.

Краснопресненская

Станция Краснопресненская открыта на последнем, третьем, участке Кольцевой линии «Белорусская — Парк Культуры» 14 марта 1954 года. Станция получила название по улице Красная Пресня, на которой расположен наземный вестибюль, улице, известной своим революционным прошлым 1905 и 1917 годов. Именно здесь проходили самые ожесточенные бои восстания 1905 года. Естественно, что эти революционные события послужили темой оформления станции.

Наземный павильон сооружен в виде огромной ротонды, что существенно отличает его от других вестибюлей станций Четвертой очереди. Его архитекторы К.С.Алабян, Т.А.Ильина, В.И.Алешина. Мощные высокие каннелированные колонны светлого цвета поддерживают свод. На фризе расположена надпись с названием станции. В ротонде сооружены два выреза, которые служат для входа и выхода пассажиров, а между ними построена ниша, стену которой украшает мемориальная доска с надписью «Красная Пресня была главной крепостью восстания, её центром. Здесь сосредоточились лучшие боевые дружины, которыми руководили большевики». Перед нишей, в марте 1955 года, установлена скульптура «Дружинник» работы скульптора А.Е.Зеленского. Данная композиция изображает рабочего с гранатой. Проход к эскалаторному залу выполнен в виде коридора по окружности вестибюля. Эскалаторный зал облицован светлым мрамором, потолок перекрыт гладким белым куполом с лепной розеткой в центре. Освещение выполнено в виде скрытых за карнизом светильников. Ранее зал украшала огромная помпезная люстра, которая была подвешена в центре, она добавляла роскоши интерьеру.


Ст. Краснопресненская. Скульптурная композиция у торцевой стены. (ЦАЭИАДМ, автор: ТАСС, Н.Грановский, Л.Великжанин. 19.02.1954)


Подземную часть станции проектировали архитекторы-комсомольцы: В.С.Егерев, М.П. Константинов, Ф.А.Новиков, И.А.Покровский. Подземный зал продолжает революционную тему наземного вестибюля. Мощные пилоны облицованы темно-красным мрамором, а их верхняя часть — белым. В качестве художественного оформления, свод над карнизами пилонов в центральном зале украшают барельефы. Всего барельефов 14 штук, 8 из них посвящены восстанию 1905 года, 6 других — революции 1917 года, об этом говорят таблички под ними с датой события. На барельефах изображены восстание на броненосце Потемкин, залп Авроры, взятие Зимнего дворца, восставшие рабочие на баррикадах, на заводах. В боковых залах над пилонами помещены аналогичные барельефы, но на них рисунок повторяется: изображен серп с молотом, восходящее солнце, в лучах которого расположена надпись «1905–1917». Станция освещается оригинальными бронзовыми люстрами с шестью плафонами на каждой. Пол центрального зала решен в виде ковровой дорожки из красного гранита и черной окантовки. Путевые стены облицованы серым мрамором, а снизу — черным.


Cт. Краснопресненская. Фрагмент наземного вестибюля и скульптура «Дружинник»


Ст. Краснопресненская. Интерьер наземного вестибюля с оригинальной люстрой


Торец среднего зала был украшен скульптурой с фигурами В.И.Ленина и И.В.Сталина, по обе стороны от которых стояли два достаточно высоких бронзовых торшера. Спустя некоторое время, в начале 1960-х годов, скульптурная группа была убрана. Позже, в 1972 году, здесь был устроен переход на станцию Баррикадная.

Утраты станции

1. Скульптуры Ленина и Сталина в торце станции. Скульптура убрана в 1956 году.

2. Два торшера по бокам от скульптур. Были утрачены при строительстве перехода на Баррикадную.

3. Большая люстра из наземного вестибюля. Осталась только лепная розетка в центре свода.

Киевская

Станция Киевская Кольцевой линии была открыта 14 марта 1954 года на участке «Белорусская — Парк Культуры». Киевская была открыта в год 300-летия воссоединения Украины с Россией, именно этой теме было посвящено оформление подземного зала станции. Проект станции разработан киевскими архитекторами: Е.И.Катониным, В.К.Скугаревым, Г.Е. Голубевым, художником А.В.Мизиным. В качестве наземного вестибюля был использован вестибюль Киевской Арбатского радиуса, построенного год назад.

Конструкция станции напоминает глубокую Арбатскую, открытую в 1953 году: параболический арочный свод, суженные пилоны, расширенные проходы. Низкие цоколи пилонов, облицованные белым мрамором, позволили использовать больший объем станции. Над цоколем в богатом орнаменте расположено 18 мозаичных панно. На мозаиках запечатлены моменты общей истории Украины и России. Здесь можно увидеть Переяславскую раду 1654 года, Полтавскую битву, Пушкина на Украине, 1905 год на Донбассе, Провозглашение Советской власти на Украине в 1917 году Лениным, Освобождение Киева в 1943 году, Социалистическое соревнование металлургов и другие картины, повествующие об основных вехах нашей общей истории.

Следует отметить, что по проекту одна из мозаик отводилась теме «XIX съезд партии — съезд единства партии, правительства и народа». Панно должно было прославлять Сталина, но его смерть повлияла на реализацию этого замысла: художникам была заказана мозаика на другую тему.


Ст. Киевская. Мозаики «Воссоединение Украины» и «Провозглашение Советской власти» с изображением Сталина


На торцевой стене центрального зала изначально был установлен высеченный из белого мрамора барельеф В.И.Ленина и И.В.Сталина, на фоне знамен, вокруг которого начертаны слова из гимна: «Славься Отечество наше свободное, дружбы народов надежный оплот». Чуть позже круглый барельеф заменили смальтовым панно с изображением одного Ленина. Под портретом слова самого Ленина на украинскую тему: «Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза».

Пол станции из серого гранита. Освещается станция торжественными дворцовыми круглыми люстрами с богатым орнаментом.

Утраты станции

1. Мраморный барельеф в торце с изображением Ленина и Сталина. Заменен мозаичным портретом Ленина.

2. Изображение Сталина за спиной у Ленина на панно «Провозглашение Советской власти на Украине В.И.Лениным, Октябрь 1917».

3. Профили Сталина и Ленина на флаге, изображенном на панно «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве». Профиль Сталина заретуширован смальтой.


Ст. Киевская. Общий вид центрального зала. (ЦАЭИАДМ, автор: ТАСС, В.Кошевой. 20.05.1955)



Ст. Киевская. Торцевая композиция в 1954 году и сегодня

Четвертая очередь. Глубокий Арбат

В апреле 1953 года, москвичи, потрясенные недавними похоронами Сталина были удивлены еще раз — вдруг открылся новый Арбатский радиус метро глубокого заложения. На новом Арбатском радиусе в рамках Четвертой очереди были построены 3 станции:

• Арбатская.

• Смоленская.

• Киевская.

Строительство этой линии не афишировалось в прессе, её не было на картах метро, она не входила в Генплан, но вдруг произошло ее открытие. Удивление также усиливалось фактом, что новые станции стали дублем уже построенных станций Арбатского радиуса, но более мелкого заложения. Помимо недоумения, у населения города имелись чувства недовольства: при слабо развитой сети метрополитена сооружать дублирующие станции казалось большой роскошью. Официальная причина такого строительства — уклон тоннелей от Площади Революции был слишком крутым, и нужно было это исправить. Да, конечно перепад между 34 и 7 метрами большой, но ведь на протяжении нескольких лет поезда с этим нормально справлялись. Неофициальное объяснение выглядит куда более реальным: во время Войны немецкая бомба разрушила перегон «Арбатская — Смоленская» и Сталин был очень обеспокоен этим событием. Холодная война набирала обороты, и после войны было принято решение о строительстве этого радиуса. Это постановление не разглашалось, всё было засекречено. Первая информация стала просачиваться в июле 1951-го, когда были опубликованы проекты станций, принятых к реализации. Причем, как потом стало известно, проектирование архитектуры станций велось «заочно» — авторы не знали, для какой станции они делают проект, и где они располагаются. Подпись под всеми эскизами гласила: «Проект одной из будущих станций метро». Ни названий, ни фактов. На протяжении 1952 года вкратце освещалась работа по облицовке и оформлению станций этого радиуса под кодовыми названиями. Смоленская была «станция строительства № 10», Киевская — «станция строительства № 5» и т. д. Когда все-таки станции открылись, были напечатаны их названия, подробности оформления. В частности писалось о быстром их строительстве за 1,5 года, но в это с трудом верится, так как к июлю 1951 года тоннели были готовы, и пришло время для облицовки и монтажа эскалаторов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сталинское метро. Исторический путеводитель"

Книги похожие на "Сталинское метро. Исторический путеводитель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Зиновьев

Александр Зиновьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель"

Отзывы читателей о книге "Сталинское метро. Исторический путеводитель", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.