» » » » Олег Ивик - История и зоология мифических животных


Авторские права

Олег Ивик - История и зоология мифических животных

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Ивик - История и зоология мифических животных" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Ивик - История и зоология мифических животных
Рейтинг:
Название:
История и зоология мифических животных
Автор:
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91678-107-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История и зоология мифических животных"

Описание и краткое содержание "История и зоология мифических животных" читать бесплатно онлайн.



Первые свидетельства о мифических животных относятся к эпохе верхнего палеолита - именно в это время художники начинают рисовать их на стенах пещер. О фантастических существах писали древние авторы, их «встречали» во время своих странствий путешественники и паломники. В средние века их охотно изображали геральдисты и описывали в своих бестиариях литераторы. Потом интерес к мифическим животным упал, да и «встречаться» с ними людям приходилось все реже - лишь моряки порой видели их выходящими из морской пучины. Но двадцатый век неожиданно всколыхнул увлечение существами, которые давно канули в Лету. Биологи придумали специальный термин «мифозои» и стали с увлечением изучать их особенности.

 О мифических животных, их взаимоотношениях с людьми и об истории их изучения рассказывает новая книга Олега Ивика.






Как феникс-фэнхуан считается главной среди китайских птиц, так и среди зверей главным является единорог — цилинь. Собственно, животных с одним-единственным рогом китайская традиция знает не так уж и мало. Среди них — обычный носорог, упомянутый в «Каталоге» и носящий имя си; экзотический жучжэн, похожий на красного барса, «но с пятью хвостами и одним рогом»; дундун, похожий на барана, но с одним рогом и одним глазом, расположенным за ухом; уже упоминавшийся нами конеподобный бо, предохраняющий от войны, — обладатель одного рога и тигриных когтей… Особо можно отметить животное под названием желтый Чэн, или чэнхуан, — оно напоминает лисицу, рог же свой носит на спине; «кто ездит на нем, живет тысячу лет». По своим внешним данным европейского единорога больше всего напоминает хуаньшу — он похож на коня и имеет один рог «с резьбой». Но все эти, по-своему замечательные, животные не обладают теми воистину уникальными свойствами, которыми наделен цилинь.

Цилинь — видовое название; самец редкостного мифозоя именуется ци, а самка — линь. Строение тела цилиня в разных источниках описывается по-разному, но, во всяком случае, он сочетает в себе черты разных животных. Традиционно у древних цилиней — тело оленя, шея волка, хвост быка и копыта коня. Масть бывает самая разнообразная: известны разноцветные, бурые, белые, темно-красные и зеленые цилини. Позднее стали известны цилини с телом льва и крыльями. Но классический китайский единорог крыльев не имеет, что, впрочем, не мешает ему летать. Да и просто передвигаясь по земле, цилинь практически парит над ней, так как он, будучи животным абсолютно мирным, не может позволить себе ни раздавить букашки, ни сломать травинки. Потому и рог у цилиня, в целях общественной безопасности, оканчивается мягким мясным наростом. Животное это издревле считалось воплощением гуманизма, а его единственный рог символизировал единовластие государя. Кроме того, цилинь, согласно народным верованиям, отраженным в лубочных картинках, приносил матерям младенцев мужского пола, выполняя роль европейского аиста.

Цилини были животными чрезвычайно редкими. Известно, что на них ездили некоторые бессмертные даосы, но простому народу они почти не показывались. К девственницам китайские единороги, в отличие от своих европейских собратьев, были равнодушны, но питали некоторое пристрастие к мудрым и гуманным правителям, в царствование которых иногда появлялись на людях. Кроме того, единорог мог явить себя народу в качестве предзнаменования особо значимых событий.

Китайские хроники, пестрящие сообщениями о драконах, о цилинях упоминают скупо. Согласно написанной в четвертом веке н.э. книге «Ши и цзи», незадолго до рождения Конфуция некий цилинь не только показался на людях, но и исторг изо рта пророческое письмо о грядущей судьбе династии Чжоу. Но книга эта была создана через тысячу лет после описываемых событий, современники же никакого единорога, предшествующего рождению мудреца, не наблюдали. Значительно более достоверными представляются сведения о единороге, который появился и был пойман уже при жизни Конфуция, в правление Ай-гуна, в 481 году до н.э. Об этом сообщают многие источники, в том числе и текст, приписываемый самому Учителю Куну. Возможно, это была первая поимка единорога, зафиксированная современниками. По крайней мере, крупнейший китайский историк Сыма Цянь, живший во втором — первом веках до н.э., пишет: «…От начала мира до поимки цилиня всего прошло три миллиона двести семьдесят шесть тысяч лет, делящихся на десять периодов, на протяжении которых всего прожило семьдесят тысяч шестьсот поколений». Что свидетельствует либо о том, что единороги в Китае были очень редки, либо о том, что в древности там слишком редко встречались мудрые и гуманные правители.

Впрочем, если появления первого цилиня китайцам пришлось ждать три с лишним миллиона лет, то второй, согласно тому же Сыма Цяню, был пойман через три с половиной века после первого, в 122 году до н.э., что знаменовало могущество правящей династии Хань.

Интересно, что в расположенном рядом Вьетнаме единороги, по-видимому, были меньшей редкостью. «Краткая история государства Вьет» сообщает, что в 1029 году «осенью, в 8-ю луну округ Хуаньчжоу преподнес королю двух единорогов».


Очень многие мифозои находили у китайцев какое-либо практическое применение: на них охотились, их использовали в магии, медицине, в кулинарии… Польза от одних была весьма ограниченна: мы уже упоминали животных, которые помогали излечивать чесотку или бороться со сном. Но были среди них и существа исключительной ценности. Юань Кэ пишет, например, о фыншэншоу — «звере, рожденном ветром». Это зеленое животное, напоминающее барса, но величиной с кошку, обитало в лесах возле Южного моря. Мозг фыншэншоу, смешанный с цветами хризантемы, славился как исключительное средство для достижения долголетия. Следовало регулярно принимать определенное количество этого снадобья в точно установленное время; общая доза для одного человека составляла десять цзиней (около пяти килограммов) — это давало возможность дожить до пятисот лет. Естественно, что на фыншэншоу активно охотились (Юань Кэ сообщает, что для этого использовали сети), но главная проблема состояла в том, что пойманного зверя было очень трудно убить. Нож его не брал, в огне он не горел — единственным средством были удары молотом по голове, но таких ударов надо было нанести несколько тысяч. И даже после этого мертвый фыншэншоу раскрывал пасть против ветра и ждал, чтобы ветер попал ему в рот, — достаточно было одного дуновения, чтобы животное мгновенно ожило. Охотнику следовало в этот момент заткнуть ему пасть пахучей травой чанпу, и только после этого он мог воспользоваться своей добычей.

Еще одно очень полезное животное, которое, судя по «Каталогу», можно было встретить едва ли не по всей территории Поднебесной, называлось шижоу, или дающий мясо. Сам «Каталог» не разъясняет, что же это за зверь, но подробное описание его, опираясь на другие источники, приводит Юань Кэ. Он пишет: «Шижоу часто упоминается в “Книге гор и морей”. Всегда, когда речь заходит о знаменитых горах и водах или о могилах известных правителей древности, рассказывается и об этом чудище. Что же это такое? Оказывается, это было живое существо, совершенно лишенное костей и конечностей, представлявшее собой только комок мяса, несколько напоминавший печень быка, но с парой маленьких глаз. Это странное существо люди считали самой прекрасной пищей, так как, согласно преданию, его мясо нельзя было съесть до конца; съешь кусок, а на этом месте вырастает новый, и шижоу приобретает прежнюю форму. Для великих предков, покоившихся в земле, оно служило вечно неистощающейся пищей…»

Юань Кэ сообщает, что подобные животные известны не только из «Каталога» и пищей они служили не только для усопших. Так, сохранились сведения о замечательной корове, жившей в области Юсе, — отрезанная от нее плоть нарастала в течение дня. Более того, срезание мяса с бедного животного было не актом варварства, а необходимостью — корова могла погибнуть, если эта процедура не повторялась по крайней мере раз в десять дней. Кстати, китайцы рассказывали, что не они одни занимались столь необычным видом мясного скотоводства. По Поднебесной ходили слухи о том, что среднеазиатские кочевники юэчжи разводили овец с необычайно толстым и длинным хвостом — эти хвосты можно было отрезать и употреблять в пищу, а на их месте отрастали новые.

Говоря о хозяйственном использовании мифозоев, нельзя не упомянуть мышь, обитавшую в пламени, которое некогда опоясывало горный хребет Куньлунь. Юань Кэ пишет: «В этом большом пламени жила мышь величиной поболее быка, а весом в тысячу цзиней (около 500 кг. — О. И.), и каждая шерстинка длиною в два чи (около 60 см. — О. И.) на ее шкуре была тонка, как шелковая нить. У этой мыши, жившей среди огня, тело было красное, а когда она выходила из пламени, то становилась белой, как снег. Как только она отделялась от огня, она немедленно обливала себя водой и умирала, и тогда ее шерсть стригли, пряли нить и ткали материю, а потом шили из нее одежду. Ее никогда не надо было стирать, а если она пачкалась, то нужно было бросить ее в огонь, и она становилась чистой, как новая…»


История мифических животных Китая теснейшим образом связана с «человеческой» историей, причем именно в Поднебесной провести границу между людьми и мифозоями, наверное, труднее, чем в любом другом регионе мира. По крайней мере, в древности люди, животные, мифозои, духи и боги не составляли разных групп, а рожали друг друга и превращались друг в друга, нимало не смущаясь биологическими различиями. Так, прародители китайцев, полубожественные Фу-си и его жена Нюй-ва, имели человеческие головы, но змеиные (или драконьи) туловища (иногда — нижние части туловищ). Причем сохранились сведения о том, что в самой седой древности у Фу-си был облик человеко-птицы. Позднее он приобрел змеиные черты и стал верховным владыкой Востока. У его ближайшего помощника, по имени Гоу-ман, было лицо человека и тело птицы, что не мешало ему носить белые одежды и летать на двух драконах сразу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История и зоология мифических животных"

Книги похожие на "История и зоология мифических животных" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Ивик

Олег Ивик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Ивик - История и зоология мифических животных"

Отзывы читателей о книге "История и зоология мифических животных", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.