» » » » Брита Осбринк - Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России


Авторские права

Брита Осбринк - Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России

Здесь можно купить и скачать "Брита Осбринк - Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Алгоритм»1d6de804-4e60-11e1-aac2-5924aae99221, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Брита Осбринк - Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России
Рейтинг:
Название:
Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4438-0837-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России"

Описание и краткое содержание "Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России" читать бесплатно онлайн.



Десять процентов капитала, из которого ежегодно выплачиваются Нобелевские премии, были внесены «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель» – промышленной империей, созданной в России талантливыми шведскими предпринимателями. Империя эта была огромна – нефтяные промыслы, заводы, дома, верфи, суда, хранилища не только в Петербурге и Баку, но и по всей стране. Неустанная работа Нобелей принесла России XIX века славу одной из сильнейших нефтяных держав. Известная шведская журналистка Брита Осбринк написала увлекательную историю этого замечательного семейства, используя письма, воспоминания, дневниковые записи и фотографии.






Одно из судов хотели назвать в честь Альфреда Нобеля, но он решительно воспротивился: «У меня есть серьезные возражения. Во-первых, это Она[12], <…> а коль скоро Вы упоминаете о ее красоте и хорошей форме, совершенно очевидно, что было бы дурной приметой наречь ее именем такой старой развалины, как я».

«Зороастр» привлек к себе внимание судовладельцев и конкурентов. Мутальскому заводу и Линдхольменской верфи стали поступать заказы на суда и машины от российского правительства, от портовых властей, от частных предпринимателей Баку и Одессы. Нефтяная компания Нобелей разместила заказы на танкер с 53 цистернами и различное оборудование для него (общей стоимостью в 12 млн. крон) на Мутальском машиностроительном заводе и на верфях компаний «Линдхольмен», «Бергсунд» и «Кокум». Впоследствии суда для товарищества строились в Обу и на заводе в Коломне (к югу от Москвы).

Зороастризм

После своей поездки в Баку в 1875 г. член британского парламента мистер Артур Арнольд рассказал об «одном из самых древних на свете алтаре, огонь в котором горит огонь благодаря газу, просачивающемуся сквозь трещины песчаниковой породы». Увы, из-за добычи газа и нефти, предпринятой через несколько лет на соседнем месторождении, давление газа упало и огонь потух, не оправдав ожиданий своих верных поклонников-зороастрийцев. Храм был осквернен, и старинное святилище оказалось заброшенным.

Заратустра был выдающейся фигурой в религиозной истории человечества. Жил он примерно за тысячу лет до нашей эры среди персидских племен к юго-востоку от современного Аральского моря. Учение, основы которого заложил Заратустра (зороастризм), впоследствии оказало влияние на иудаизм и благодаря гностицизму распространилось на Римскую империю, стало известно во всем античном мире. Некоторое время зороастризм был официальной религией Персии. До X века нашей эры зороастризм и ислам существовали в Персии параллельно, однако потом зороастрийцев стали преследовать, и. как утверждает легенда, многие из них перебрались в Индию, где получили наименование «парсов». Небольшая их группа до сих пор живет в Тегеране, и уж совсем горсточка сохранилась в столь малогостеприимных местах, как Йезд и Керман. Вместе с индийскими и иранскими эмигрантами зороастризм проник в Северную Америку, Европу и Австралию. A в Баку паломники-зороастрийцы снова приходят в храм огня.

Устная традиция сохранилась записанной в «Авесте». Зороастрийцы верят в единого бога-создателя Axypa Мазду (Axyрамазду), которому помогали в сотворении мира духи, «архангелы» (ахуры. – Т.Д.) Axypa Мазда послал своего пророка Заратустру всему сущему на земле – как духовному, так и материальному. Ho туда попадает и зло, которое приносит Дух тьмы, также окруженный свитой «архангелов». Добро и зло борются друг с другом, и когда-нибудь силы зла будут разгромлены и воплощенный Заратустра вернется с Axypa Маздой. Bce восстанут из мертвых. Человек должен при жизни поступать «правильно», сознательно отдавая предпочтение добрым мыслим, словам и делам, что можно назвать весьма жизнеутверждающей позиций. Огонь – это еще одно из верховных божеств, сын Axypa Мазды Адур (Атар). B храмах горит очень чистый огонь, без копоти, и он служит объектом для поклонения. Зороастрийцы посещают храм пять раз и день. Мужчинам и женщинам разрешено молиться вместе, подростки проходят обряд инициации. Помимо молитв, зороастрийские священники совершают в храме огня посвятительные ритуалы, обряды бракосочетания, похорон и т. п.

Ha всем лежит отпечаток порядка и системы

Нефтяное предприятие зависело от погоды – с ноября но конец февраля Волга вставала из-за морозов, а ведь только по ней можно было перевозить продукцию на север, к российским и европейским рынкам сбыта. B теплое время года, пока река была свободна ото льда, нужно было успеть заполнить керосином хранилища в Астрахани и Царицыне.

Хранение в резервуарах позволяло иметь запасы нефти и постоянно удовлетворять спрос на нее. Заполнялись резервуары в летние месяцы. Склады строили на всем протяжении водных путей. От грузовых причалов Баку танкеры шли в Астрахань, там нефть перегружали на баржи, а затем с помощью больших буксиров баржи доставляли в Царицын, где стояли наготове большие цилиндрические резервуары для длительного сохранения. Резервуары были снабжены двойным дном и громоотводами.

Людвиг остался весьма доволен новым хранилищем в Царицыне: «На всем лежит отпечаток порядка, системы и целесообразности, что крайне непривычно для здешних краев. Дороги у нас выстланы камнем, мосты в исправности, все здания удобные и просторные, опрятные и красивые, а технические сооружения и вовсе потрясающи. Гигантские резервуары вмещают керосина в общей сложности свыше 1 250 000 пудов (примерно 76 300 тонн. – Б.О.), насосные станции тоже впечатляют. Кругом нас пустыня, чуть подальше от величавой реки не видно ни деревца, все голо из-за нехватки воды, несмотря на плодородную почву. B городе Царицыне нет ни одного парка, нигде (за исключением железной дороги) не подведена вода. У нас же прекрасный водопровод, вокруг домов и хранилищ разбиты большие сады. Под этим солнцем все растет замечательно, и мне приятно видеть, как довольны служащие, с какой гордостью они говорят о наших сооружениях в противовес некрасивому и равнодушному запустению города. Так что я мог без преувеличения сказать сотрудникам, что приехал лишь затем чтобы полюбоваться и порадоваться».

Царицын стал важным узловым пунктом, там появились собственная верфь и механические мастерские для ремонта паровозов и вагонов-цистерн. Тем не менее, продолжали перевозить и в бочках. Древесина была дорогой, к тому же ее трудно было достать, и бочки обходились едва ли не дороже налитых в них нефтепродуктов. Некоторые заводчики скупали тару из-под американского керосина. Изучив опыт Америки, «Товарищество бр. Нобель» построило в Царицыне завод для промышленного производства бочек и бидонов.

Сначала деньги!

Когда Людвиг с Робертом разрабатывали свою «систему», в Соединенных Штатах уже десять лет как перевозили нефть в вагонах-цистернах. Для доставки нефтепродуктов перекупщикам и в хранилища по всей территории огромной России нужна была железная дорога. Ho российское государство было совершенно не заинтересовано в изготовлении новых вагонов. Тогда Людвиг (с помощью инженера Рижского вагоностроительного завода) сконструировал такой вагон-цистерну, а заодно и паровоз, способный тащить состав с 250 тоннами керосина. Еще братья проложили железнодорожные пути к нефтехранилищам.

Вид на нефтяной склад братьев Нобель. Царицын (Волгоград). Фотограф А.И. Шевьяков-Красовский

Когда поезд останавливался на станциях, работники железной дороги продавали керосин местным перекупщикам и агентам, однако товар не положено было трогать, пока деньги не дойдут до головной конторы в Петербурге. B контору всегда сообщали телеграфом, где теперь находятся вагоны-цистерны. Их положение отмечалось булавками на большой карте.

Время от времени Людвига упрекали в том, что он «иностранный монополист». B этом была доля истины, однако деньги для громадных капиталовложений поступали в основном от русских вкладчиков, от находящегося в России машиностроительного завода Людвига и – через Бильдерлинга – от российской военной промышленности. Если бы Людвиг не столкнулся с полной незаинтересованностью казенных ведомств в создании вагона-цистерны и более мощного паровоза, за право их изготовления могли бы поспорить и конкуренты. Медлительность правительства, отсутствие у него фантазии задерживали развитие промышленности и мешали предпринимателям. Правда, в 1877 г. правительство освободило российскую нефть от акциза, но вскоре – совершенно неожиданно – опять стало его взыскивать, ограничивая свободу действий нефтепроизводителей. У американских предпринимателей обстановка была куда лучше.

Роберт мечет громы и молнии

Альфред принимает все большее участие в нефтяном предприятии. C наступлением 1879 г. Людвиг пришел к выводу, что необходимо укрупнять перегонный завод и расширять хранилища. Ha это требовалось два миллиона рублей – в два раза больше того, что уже было вложено. План обсуждала с Альфредом в письмах, братья также встречались в Париже и Вене. Альфред советовал Людвигу с Робертом создать акционерное предприятие. Людвиг и Альфред долго обменивались мнениями. Наконец Людвиг нехотя признал его правоту. Роберт категорически возражал против такого решения, но Альфред одержал верх. Он пообещал тоже вложить некоторую сумму, и 10 мая 1879 г. было создано и утверждено Александром II «Акционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобель» с телеграфным адресом «Бранобель». Уставный капитал товарищества составил три миллиона рублей. Самым крупным пайщиком стал Людвиг Нобель: у него было акций на 1 миллион 610 тысяч рублей. Роберт владел акциями на 100 тысяч рублей, Альфред – на 115 тысяч. Бильдерлинг – на 930 тысяч и брат Бильдерлинга – на – 50 тысяч. Из годовой прибыли 8 % выплачивалось держателям акций прежде всех прочих. 40 % оставшегося дохода распределялось между служащими, а еще 60 % опять-таки шло акционерам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России"

Книги похожие на "Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Брита Осбринк

Брита Осбринк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Брита Осбринк - Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России"

Отзывы читателей о книге "Империя Нобелей. История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.